Мэтр английского детектива Филлис Дороти Джеймс известна в первую очередь серией своих романов об Адаме Дэлглише. Но этот герой был создан в период, когда писательница делала свои первые шаги в литературе, поэтому ставший впоследствии популярным Великий детектив сделан на потребу читающей публике, отчего многие его черты — результат читательских запросов и предпочтений, чем внутренних интенций автора.

Сама писательница всегда с большей теплотой и любовью отзывается о другой своей героине — Корделии Грей (Cordelia Gray), которая появилась только в двух романах.  Но ее воображаемых характер, биография и личные черты выписаны с таким мастерством, что это позволяет о ней судить о ней во всех подробностях.

Биография

Корделия Грей — 22-летняя молодая женщина, которая работает частным детективом в Лондоне. Из романов можно сделать заключение, что она живет неподалеку от Темзы в меблированной квартире, купленной у перекупщиков. Она унаследовала детективное агентство Прайд, после смерти ее босса. Решения решение не закрывать дело после самоубийства Прайда, а продолжить помогать ряду постоянных клиентов, которые особенно нуждались в услугах частного детектива — довольно смелое решение, характеризующее Корделию как смелую и ответственную личность.

Поскольку она не профессиональный детектив, Грей устраивалась работать у Берни Г. Прайда секретарем, поначалу она работает как дилетант. Ее первые шаги в роли частного детектива — робкие и неуверенные, но в рамках одного романа она вырабатывает методику и способна сама разруливать непростые дела. По наследству от Берни ей достается и знакомство с Адамом Дэлглишем, с которым она лично встречается в финале первого романа. А также начинающая сыщица упомянута в романах Пристрастие к смерти и Черная башня.

Главную роль Корделия Грей играет в романах Неподходящая работа для женщины и Череп под кожей. По словам критиков, образ Корделии — это попытка поженить классический стиль бодрой сатиры в жанре комедии нравов из Джейн Остин и грязный мир, написанный в самых темных красках из Реймонда Чандлера.

Имя Корделия отсылает нас к трагедии Шекспира о короле Лире, который имел трех дочерей, младшую из которых звали Корделия. Данную аллюзию подтверждает ее насмешливые комментарии о сестрах, и печальная история ее родителей. Отец никогда не рассказывал Корделии о смерти матери, а она избегала расспрашивать, страшась услышать, что мама не успела даже подержать ее на руках, что умерла, не приходя в сознание, и так и не узнала, что у нее родилась дочь. Корделия — самая младшая из сестер, самая честная, вобравшая в себя всю любовь безответственного и эксцентричного отца, из-за трагедии связанной с ее рождением.

Корделия тем не менее молодая, современная женщина, прошедшая школу сиротских домов и религиозных приютов, отчего рано сформировавшаяся личность способна добиться успеха в самых непростых условиях, этакий героический типаж. Впрочем ничего сверхобыкновенного в этом Филлис Дороти Джеймс не видела, поскольку в своей жизни была вынуждена кормить детей и ухаживать за мужем, вернувшихся с войны с диагнозом шизофрения. Корделия — умна, независима, находчива, с достаточным для ее возраста сексуальным опытом. Ее непросто запугать, сломить физически или морально. Но главным образом она, как и Дэлглиш сострадательна.

Корделия не служит противопоставлением Адаму Дэлглишу, наоборот в ряде черт усматривается сходство обоих персонажей. Например, Корделия воспитывалась в монастыре и сохранила на всю жизнь уважение к религиозным ценностям и обитателям монастырей, отец Дэлглиша также был сельским священником. Ее бывший босс, был учеником Дэлглиша и потому многие методы работы перенял у своего учителя, и в свою очередь передал их Корделии.

Корделия Грей получила необычную известность и популярность для героини двух романов. Она стала символом Второй волны детектива, наряду с такими популярными героинями как Кинси Милхоун и В. И. Варшавски. Роман Неподходящая работа для женщины, был дважды экранизирован. Первая экранизация в 1982 году, где главную роль исполняет Пиппа Гард, непременная участница многих фильмов детективной тематики. Второй экранизацией стал одноименный 4-серийный мини-сериал, где Корделию играет Хелен Бексендейл. Романы с Корделией и ее персонаж особо популярны в Японии, где о приключениях этой героини были трансформированы в местную культуру и о ее расследованиях была нарисована популярная манга. Имя Корделия из романов Ф. Д. Джеймс случит псевдонимом для Нэнси Каллахан, когда она пишет свои письма в тюрьму в комиксе Фрэнка Миллера Город грехов.

Необычайный заряд, который придала этой героине мастер современного детектива Филлис Дороти Джеймс, пусть даже одним романом, позволил ей оставить свой незабываемый след в современной культуре.

Неподходящая работа для женщины

В 1972 году Филлис Дороти Джеймс уволилась с работы ассистента-администратора и перевелась на работу в полицию. Возможно, эта перемена в жизни побудила ее к попытке сменить ключевые позиции в творчестве.

Роман, вышедший в этом году, по нескольким пунктам отличается от традиционных романов английской писательницы. В романе Неподходящая работа для женщины (An Unsuitable Job for a Woman) появляется сквозной герой большинства детективов Джеймс — Адам Дэлглиш, но происходит это уже в финале романа. Расследование в нем доверено, точнее сваливается на голову молодой и неопытной, но находчивой и удачливой частной детективщице Корделии Грей (Cordelia Gray).

Желание использовать в романах женский персонаж появлялось у Джеймс еще в начале творчества, но она была вынуждена подчиниться давлению реалистичности, Одно из первых решений, конечно же, — выбор сыщика. Если бы я начинала сегодня, я бы скорее всего выбрала женщину, но в то время женщин не брали на службу в отдел расследования уголовных преступлений. Если я хотела писать в реалистичной манере, у меня был выбор между профессионалом-мужчиной и любителем любого пола. Я выбрала первый вариант,…

Трудно представить наиболее неподходящего для детективных расследований персонажа, чем Корделия Грей. Совсем недавно она стала совершеннолетней, получала академическое образование в монастырской школе, как вляпывается в историю. Убитый был найден повешенным на кожаном ремешке, служившем Корделии талисманом.

Английская писательница, словно уставшая от холодной логики и расчетливой рациональности своего серийного героя Адама Дэлглиша создает чуткий, женский персонаж, для которого желания превалируют над необходимостью выполнять свой долг.

Обаятельная девушка, опровергая господствующие предубеждения, не только блестяще распутывает историю гибели Марка, сына кембриджского профессора, но и проникает в тайны взаимоотношений всех тех, кто был связан с умершим. Выбор Кембриджа в качестве места действия играет большую роль в романе. Сама Филлис Дороти Джеймс пишет в предисловии: Я использовала… силу контраста: красота этого города, царящие в нем порядок и покой и привилегированный образ жизни богатых студентов, попадающих в число подозреваемых, контрастируют с ужасной смертью жертвы и с фигурой моего частного детектива Корделии Грей — одинокой, мужественной, принадлежащей к непривилегированному кругу. Писательница явно критична в изображении нравов прославленного элитарного университета, но вместе со своей героиней проникает за фасад социального и академического снобизма, показывая, сколь разные и непростые характеры и взаимоотношения скрываются за ним.

Очень остроумный или даже вызывающий детектив использует условности жанра романа-нравов для исследования модной темы гендерных отношений. Самоубийство и расцвеченные всеми возможными красками сексуальные извращения затрагивают темы близкие молодежи и быстро меняющимся настроениям британского общества.

Джеймс, в свойственной ей манере, иронизирует с названием, представляя читателям персонаж, который своей независимостью, невинностью, способностью к переменам и самообучению, представляет собой героиню, словно сошедшую с полотен классического наследия. Писательница призналась, что образ Корделии Грей — это попытка интерпретировать классические романы ее любимой писательницы Джейн Остин. Позднее она по предложению издателей написала продолжение знаменитого романа Гордость и предубеждение (Смерть приходит в Пемберли, 2011), продолжив в детективном ключе описывать историю Элизабет и мистера Дарси.

Джеймс была не первой, кто представлял детектива женщину. К этому времени как в классических детективах, так и в крутых сочинениях заокеанских коллег, активно используются женские персонажи. Невероятно, но критики, как в России, так и за рубежом, почему-то совершенно не замечают Иду из романа Брайтонский леденец Грэма Грина, опубликованного в 1938 году.

Роман резко выделяется на фоне остальных произведений, написанных ею в 70-е годы. Он не только забывает о гнетущей готической атмосфере, свойственную романам Саван для Найтингейла, Черная башня, Смерть эксперта-свидетеля, написанным в этот период, но как мы уже отмечали, поднимает ряд несвойственных ее романам вопросов и проблем.

Вероятно, у читателей создается впечатление, что в этом романе английская писательница, чье творчество отличалось консерватизмом или стремлением сохранить традиции, изменила себе, но это не так. Роман по своему стилю очень похож на романы из серии об Адаме Дэлглише: традиционная завязка, пристальное внимание к деталям и описание природы, отражающие внутреннее настроение героев, все это осталось неизменным.

Вот как она сама описывает свои мысли по поводу настроений царящих в этом романе, Я во многих своих романах использовала контраст с окружением, чтобы подчеркнуть опасность и страх. … В Неподходящем занятии для женщины — первом романе, в котором появляется молодая женщина-детектив Корделия Грей, жестокое и безжалостное убийство происходит в середине лета в Кембридже, и, глядя на зеленые лужайки, кружевную тень деревьев и блестящую на солнце реку, Корделия вспоминает слова Джона Беньяна: «Так я понял, что в ад есть дорога от самых ворот рая». Писателям криминального жанра гораздо интересней исследовать эти дорожки, а не конечную точку пути.

Джеймс не скоро вернется к продолжению серии с женщиной-детективом, следующий роман выйдет только десять лет спустя, несмотря на это Корделия Грей была представлена насколько ясно и захватывающе, что стала одним из символов творчества английской писательницы. Мнемоническая сила этого персонажа столь велика, что Филлис Дороти Джеймс обычно называют создательницей двух серий, самой известной об Адаме Дэлглише и второй о Корделии Грей.

Череп под кожей

Романы Филлис Дороти Джеймс 80-х годов представляют собой возврат к формуле и жанру детектива, в котором имя английской писательницы к этому времени стало настоящим брендом. Романы этого периода — свидетельство постепенного развития в творчестве английской писательницы, поскольку книги стали значительно длиннее, сюжеты сложнее, а персонажи еще более многослойными.

Роман Череп под кожей (The Skull Beneath the Skin, 1982), в котором десятилетие спустя возвращается частный детектив Корделия Грей, по структуре напоминает головоломку, схожую с романами Агаты Кристи или первыми работами самой Джеймс. Многое в романе указывает на продолжающееся увлечение писательницы готическими ужасами. По сюжету убийства, описанные в романе связаны с недавним прошлым — событиями Второй мировой войны, но большинство смертей напоминают романтическую готику, вышедшую из рассказов Эгара По. Остров, на котором происходит действие романа, ранее использовался для пыток и убийств немецких военнопленных от рук своих товарищей. Жуткие экспонаты, собранные в традиционно закрытой обстановке, а также смерть от утопления во время прилива и другие элементы нагнетают ощущение клаустрофобии и напоминают нам ужасные рассказы американского классика, от влияния которого был избавлен предыдущий роман с Корделией Грей — Неподходящая работа для женщины.

Корделию нанята для охраны Клариссы Лиль (Clarissa Lisle) — красивой, но увядающей актрисы, воплощения архетипических театральных эффектов в виде любви к драматическим жестам или переполненной страстями и эмоциями личной драмы. Грустные типажи, составляющие основное амплуа актрисы, мудрые и эмоционально уравновешенные, действующие с материнской заботой, являются полной противоположностью ее настоящему характеру, человека неспособного заботиться о других, оставшегося капризным ребенком даже в своем возрасте. Ее встречи и диалоги с Корделией вскрывают эту наигранность, способность менять маски, собранные из женского репертуара театральных спектаклей XIX и XX веков. Кларисса остается актрисой и в жизни, беззастенчиво пользуясь своей женственностью, чтобы манипулировать другими и получать то, что она хочет. С Корделией же она напротив вежлива и сдержана.

Море, отделяющее остров от материка не только выполняет формальную функцию выделения закрытого пространства, но и символизирует, чтоmark-harrison-the-skull-beneath-the-skin сообщество на острове находится на расстоянии от принятых в человеческом обществе норм и правил. Пересекая пролив, персонажи преображаются, вместе с этим рушатся связи матери и сына, мужа и жены. Морские и прибрежные пейзажи, встречающиеся в романе напоминают о любви Ф. Д. Джеймс к природе Северной Англии, морскому побережью, с их необъятностью и яростной силой посреди которого находится остров-крепость напоминающий монументальные поздне-викторианские описания.

Корделия Грей на этот раз живет и проводит расследование на фоне великолепного антуража, напоминающем своим блеском викторианскую эпоху, совсем непохожий на ее жалкую лачугу из первого романа. Но в этом романе Корделия отнюдь не похожа на напористого частного детектива из романов Реймонда Чандлера, какой она предстала в Неподходящей работе для женщины. Здесь она жертва обстоятельств, отступающая не только перед ужасающим убийством, невероятной по жестокости попыткой утопления, но и перед мощной группой окружающей Клариссу. Сравнение с прожженными театралами выдает молодость и неопытность Корделии, ее неспособность скрыть актерской игрой свое истинную эмоциональную реакцию, приспособиться для защиты от принятых в театральном мире поддевок и колких замечаний. На этом фоне молодая сыщица выглядит беззащитной и почти неспособной для активных действий.

В своем вступлении к сборнику детективов, объединивших романы этого десятилетия, Ф. Д. Джеймс признается, что Корделия вдохновляет ее своей юношеской свежестью и заставляет писательницу с удвоенной энергией взяться за поиск новых способов борьбы с жанровыми шаблонами. Корделия в романе поневоле сталкивается с различными эксцентричными персонажами, которые заставляют ее обнаружить собственную честность, храбрость, жесткость, высокий интеллект, открытость и сексуальность. Джеймс также признается, что Адам Дэлглиш представляет собой ту воображаемую видимость ее характера как опытного администратора, которая остается внешней и далекой, когда Корделия воплощает более личные черты, идеализированный портрет самой писательницы. Ведь ошибки, которые допускает Корделия, основаны на ее неопытности, и никогда не случаются из-за недостатков в ее характере.

Роман кажется фантастической пародией на театральное общество или мир искусства в целом, постоянно колеблясь между готическим преувеличением и сатирической комедией нравов. Подобно первому роману о Корделии повествование начинается с серии остроумно описанных, веселых сцен свидетельствующих о комическом таланте английской писательницы. Также в этом романе у нее появляются довольно закрученные по уровню интертекстуальные отсылки. Например, Джеймс использует цитаты из одного литературного текста, чтобы на самом деле отослать читателя к другому литературному сочинению.

Рассказ о театральном сообществе, напоминает один из первых романов об Адаме Дэлглише — Неестественные причины. В романе Череп под кожей Джеймс словно пытается повторить опыт ее ранней игры-разоблачения с культурным объектом, но уже не по отношению к литературе, а применительно к театральному сообществу. Она высмеивает театральные работы и авторов, заработавших имя благодаря своим родственным связям, остающихся профанами искусства. Правда собственный статус, благодаря иной повествовательной функции, указывает как вымышленный, отделяя себя от высмеиваемой массы, она заставляет читателей отнестись к своей критике серьезно.

Корделия Грей как и в предыдущем романе выясняет кто убийца, но этот результат остается неудовлетворительным, поскольку основная цель правосудия не выполнена.

Добавить комментарий