Красавчик из Скотленд-Ярда

Английский писатель Джон Кризи (1908-1973) в смысле производительности труда — безусловный чемпион среди своих коллег по детективному цеху.

Более чем под двадцатью псевдонимами он опубликовал свыше детективных романов, которые по общему тиражу приближаются к 80 миллионам и продолжают неплохо продаваться в самых разных точках нашей планеты. В литературной деятельности Кризи удивляет, однако, не столько количество названий, сколько весьма достойное соотношение количества и качества. Разумеется, у Кризи не было ни времени, ни желания оттачивать словесные формулировки, писать и переписывать по нескольку раз эпизоды, проявлять непременную оригинальность в каждом из своих сюжетов, но само по себе то, что автор 560 романов сумел быть достаточно разнообразным на протяжении почти сорокалетней детективной карьеры, заслуживает уважения, и престижная американская премия имени Эдгара По, а также орден Британской империи являются вполне заслуженным признанием его вклада в развитие остросюжетной литературы.

Джон Кризи был не только плодовитым, но и весьма разнообразным писателем. Он одинаково успешно действовал в области классического детектива, полицейского и шпионского романа и триллера, хотя, конечно, разным читательским группам нравятся разные грани его дарования. Кризи дебютировал в 1932 году романом Семью семь, когда еще зарабатывал на жизнь работой конторского служащего. После удачного опыта издатели открыли активному новичку зеленую улицу, и это, в свою очередь, позволило ему с 1935 года уделять все свое время литературным занятиям.

Первые произведения Кризи были в основном посвящены деятельности некоего отдела Зет и выдержаны в духе шпионского романа. Затем начинаются поиски жанра, и немалой удачей следует назвать появление Ричарда Роллистона, известного под кличкой Франт. Этот богатый и преуспевающий поклонник женщин и поборник честной игры принимает участие в расследовании многочисленных преступлений, причем эти расследования изображались автором в интонациях, сильно отличавшихся от того, что было принято тогда в английской криминальной литературе. Истории Кризи строились на череде быстро развивающихся событий, темп был весьма резвый, а герой сочетал в себе черты великого сыщика и авантюриста (в чем-то напоминавшего Святого Лесли Чартериса). Притом что личность главного злодея, как правило, раскрывалась в заключительной части повествования. Это были скорее триллеры, чем детективы. Впрочем, вскоре после того, как Роллистон был представлен читателям в 1938 году, Кризи предложил на суд своих поклонников очередного серийного персонажа — инспектора Роджера Уэста (Roger West) из Скотленд-Ярда, который представлял уже более традиционный тип неутомимого сыщика, действовавшего правда, в отличие от многих своих прославленных коллег, не самостоятельно, но в рамках британской службы охраны порядка.

Первый роман одного из самых удачных сериалов Кризи увидел свет в 1942 году (Инспектор Уэст возглавляет расследование), и затем на протяжении трех с лишним десятилетий этот персонаж регулярно напоминал о себе. Уже не стало его создателя, но поклонники Кризи уже получали возможность следить за новыми похождениями полюбившегося героя — на столе писателя осталось очень много законченных, хоть и неопубликованных, произведений. Высокий, светловолосый, атлетически сложенный, всегда простой и естественный, инспектор Роджер Уэст своей непринужденной и как бы бесшабашной манерой поведения напоминал молодых кинолюбовников, что дало повод служащим Скотленд-Ярда наградить его прозвищем Красавчик.

Так представляет автор своего персонажа в романе Триумф инспектора Уэста. Впрочем, из вышеприведенного описания вовсе не вытекает, что это отъявленный сердцеед и бонвиван. При всей своей киногеничной внешности герой Кризи — примерный семьянин, который мирно живет с женой Джанет и детьми в доме на Белл-стрит в Лондоне, и если иногда тайком покидает свой дом по ночам, то исключительно по долгу службы, чтобы продолжить расследование и не очень переполошить свое семейство.

Английская детективная традиция со времен Конан Дойла, а затем усилиями корифеев детектива золотого века — Честертона, Агаты Кристи, Дороти Сейерс — предпочитала описывать похождения частного сыщика, гения дедукции, который своими оригинальными решениями постоянно ставил в тупик представителей официальных служб охраны порядка. Впрочем, это соперничество всегда носило в высшей степени дружелюбный характер, а самый аристократичный детектив в английской литературе — лорд Питер Уимзи — отлично работал вместе с инспектором Скотленд-Ярда Паркером. Авторитет английской полиции был всегда высок, и потому ее представители в общем-то никогда не обижались, что их службу, которая, как говорится, и опасна, и трудна, по достоинству не отразили мастера литературы и инженеры человеческих душ. Впрочем, было бы ошибочно утверждать, что английские сочинители детективов и вовсе не обращали внимания на полицейских детективов. Так, Фримен Уиллс Крофтс познакомил читающую публику с инспектором Джозефом Френчем, который обладал потрясающим даром ломать, казалось бы, самое железное алиби и, проявляя методичность, рациональный подход и здравый смысл, разгадывать сложнейшие ребусы. Джозефин Тей представила читателям инспектора Алана Гранта, изображенного ею с небывалой теплотой. В целом, однако, английский детектив предпочитал описывать похождения гениального дилетанта, словно напоминая, что в деле поиска истины и любители, и профессионалы равны.

Джон Кризи не был реформатором жанра, однако он, безусловно, внес в него новые интонации. В его сюжетах действие явно преобладает над описаниями, а рассуждения, комические или просто бытовые сценки сведены до минимума. Тем не менее он знает цену дополнительных штрихов, и поэтому частое вторжение в сюжет семейных дел инспектора Уэста отнюдь не мешает общему развитию действия.

Роджер Уэст — из тех персонажей, что обычно были вынуждены лишь подыгрывать звездам сыска, но у Кризи наконец-то получили главную роль и намерены показать себя во всем блеске. Роджер Уэст решает криминальные загадки не в тиши кабинета и не в прогулках по тенистым паркам. Он постоянно находится на ногах, и в этом смысле он чем-то похож на персонажей американских детективов, живущих по принципу волка ноги кормят. Как и его американские коллеги, Уэст нередко вступает в рукопашную с оппонентами, а иногда пускает в ход оружие. В отличие от представителей Нового Света, он не склонен к циничным шуточкам, рассуждениям на тему о законе и порядке, каковые, мол, приходится поддерживать, не полагаясь на представителей юриспруденции, да и к физическим методам воздействия он прибегнет лишь в качестве вынужденной меры. Он настоящий трудяга и сочетает в себе наблюдательность, здравый смысл и физическую выносливость. Уэст отличается чисто британской сдержанностью, он довольно скуп на слова, хотя, после того как очередная тайна оказывается раскрытой, может позволить себе немного поразмыслить над мотивами, которые двигали тем или иным участником криминальной драмы.

Всякое сравнение, как известно, хромает, и поиск родственных душ Уэста в английском детективе — занятие само по себе дело неблагодарное. Вместе с тем, если его отличия от инспектора Гранта Джозефины Тей или инспектора Френча Фримена Крофтса очевидны, можно уловить определенные черты сходства с инспектором Баттлом Агаты Кристи и инспектором Джорджем Джентли такого мастера английского полицейского романа, как Алан Хантер.

Джон Кризи очень заботился о читабельности своих книг и не позволял своим персонажам тянуть одеяло на себя, отвлекая читателей от интриги демонстрацией эрудиции. Инспектор Уэст в этом смысле отлично выполняет авторское задание. Уэст достаточно индивидуализирован, чтобы очередная книга сериала о его деятельности заставляла покупателя приобрести именно ее, а не какую-то другую, и в то же время он лишь одно, хотя и важное звено в умело выстроенной криминальной интриге. Джон Кризи любил повторять, то понятие «вдохновение» Придумали ленивые писатели, но его герой вдохновенно делает свою трудную работу.

Серия об инспекторе Роджере Уэсте

  • Инспектор Уэст берется за дело (Inspector West Takes Charge, 1942)
  • Инспектор Уэст покидает город (Inspector West Leaves Town, 1943)
  • Инспектор Уэст дома (Inspector West at Home, 1944)
  • Инспектор Уэст сожалеет (Inspector West Regrets, 1945)
  • Инспектор Уэст на отдыхе (Holiday for Inspector West, 1946)
  • Сражение инспектора Уэста (Battle for Inspector West, 1948)
  • Торжество инспектора Уэста (Triumph for Inspector West, 1948)
  • Инспектор Уэст вступает в игру (Inspector West Kicks Off, 1949)
  • Инспектор Уэст остается один (Inspector West Alone, 1950)
  • Инспектор Уэст пугает (Inspector West Cries Wolf, 1950)
  • Дело для инспектора Уэста (А Case for Inspector West, 1951)
  • Загадка для инспектора Уэста (Puzzle for Inspector West, 1951)
  • Инспектор Уэст в замешательстве (Inspector West at Bay, 1952)
  • Оружие для инспектора Уэста (A Gun for Inspector West, 1952)
  • Надо послать инспектора Уэста (Send Inspector West, 1952)
  • Инспектор Уэст и красавица (A Beauty for Inspector West, 1954)
  • Инспектор Уэст торопится (Inspector West Makes Haste, 1955)
  • Двое и инспектор Уэст (Two for Inspector West, 1955)
  • Посылка для инспектора Уэста (Parcels for Inspector West, 1956)
  • Инспектор Уэст и принц (Prince for Inspector West, 1956)
  • Инспектор Уэст и несчастный случай (Accident for Inspector West, 1957)
  • Найти инспектора Уэста (Find Inspector West, 1957)
  • Убийство, Лондон — Нью-Йорк (Murder, London – New York, 1958)
  • Смертельный удар (Strike for Death, 1958)
  • Смерть скаковой лошади (Death of a Racehorse, 1959)
  • Дело о невинной жертве (The Case of the Innocent Victims, 1959)
  • Еще одно убийство (Murder on the Line, 1960)
  • Холод смерти (Death in Cold Print, 1961)
  • Место преступления (The Scene of the Crime, 1961)
  • Страх полицейского (Policeman’s Dread, 1962)
  • Повесить маленького человека (Hand the Little Man, 1962)
  • Три взгляда на одно убийство (Look Three Ways at Murder, 1964)
  • Убийство, Лондон — Австралия (Murder, London – Australia, 1964)
  • Убийство, Лондон — Южная Африка (Murder, London – South Africa, 1966)
  • Палачи (The Executioners, 1966)
  • Гореть слишком рано (So Young to Burn, 1968)
  • Убийство, Лондон — Майами (Murder, London – Miami, 1969)
  • Роль для полицейского (A Part for a Policeman, 1970)
  • Алиби (Alibi, 1970)
  • Осколок (A Splinter of Glass, 1970)
  • Похищение Великой Хартии (The Theft of Magna Carta, 1970)
  • Вымогатели (The Extortioners, 1970)
  • Преступность растет (A Sharp Rise in Crime, 1978)

Сергей Белов

Предисловие к сборнику
Роджер Уэст (Знаменитые сыщики)

Оцените статью
Добавить комментарий