Шерлок Холмс и его приключения

Шерлок Холмс и его приключения

Английский писатель Артур Конан Дойл (1859-1930) написал много произведений, в том числе исторических романов, но известность его основана преимущественно на детективных новеллах, повествующих о приключениях Шерлока Холмса.

Имя Шерлока Холмса, героя этой книги, весьма популярно. Больше полвека прошло с момента его появления на страницах рассказов А. Конан Дойла, но Холмс продолжает увлекать читателя своими похождениями, своим умением распутывать сложные, загадочные, таинственные преступления.

Образ, созданный Конан Дойлом, давно отделился от создавшего его автора и зажил в восприятии читателя совершенно самостоятельно, не как литературный персонаж, а как реальный человек, со своим отношением к жизни, со своими взглядами на вещи и события.

Многое в Шерлоке Холмсе оправдывает такой повышенный интерес читателя к нему. Он очень умен, наблюдателен, изобретателен, находчив. Он обладает остротой глаза, способностью замечать мельчайшие, казалось бы, совсем несущественные детали, умеет сопоставить их, связать воедино, сделать из своих наблюдений правильные выводы. Он больше верит этим мелочам, чем бросающимся в глаза и на первый взгляд неопровержимым уликам. Так, в рассказе Тайна Боскомбской долины ряд обстоятельств свидетельствует о том, что убийцей, очевидно, является сын убитого. Однако Шерлок Холмс по нескольким мелким фактам в обстановке убийства и по некоторым штрихам в поведении мнимого преступника заключает, что дело обстояло совсем не так, как это кажется. Анализируя ряд мелочей, представляющихся неопытному глазу совершенно несущественными, Шерлок Холмс рисует портрет подлинного убийцы, и его предположения блестяще оправдываются. Шерлок Холмс не устает издеваться над официальными, казенными сыщиками — Лестрэдом и Грегсоном, именно за то, что они упускают важные, но неприметные для невнимательного человека детали, по которым только и можно восстановить истинную картину случившегося.

Конан Дойл рисует Шерлока Холмса исключительно тонким и проницательным человеком. Холмс может сказать только что вошедшему в комнату человеку, какова его профессия, откуда и когда он приехал, чем он занимался ранее. По случайно найденной помятой и потрепанной шляпе он определяет возраст, вкусы, общественное положение человека, характер его семейной жизни и даже то, что в его доме нет газового освещения. Сидя рядом со своим другом Ватсоном, неизменным своим спутником, Холмс по ряду мелочей способен рассказать ему, о чем тот в эту минуту думает. Именно таким путем строит свои выводы Холмс и при раскрытии преступлений: для него пепел сигары, след велосипедной шины, потертый рукав пиджака, пятна грязи на одежде человека — более красноречивые и точные свидетели происшедшего, чем бросающиеся в глаза улики. Он верит не тому, что увидит каждый, а тому, чего почти никто не замечает.

Метод Шерлока Холмса

Как же Шерлок Холмс добивается успеха? На чем основан его метод? Шерлок Холмс подходит к своему делу как истинный сын своего времени, своей эпохи и того общества, в котором он живет. XIX век, в конце которого Шерлок Холмс появился на страницах рассказов А. Конан Дойла, характерен необыкновенным до того развитием естественнонаучных знаний. Наука проникла во многие тайны природы, казавшиеся ранее загадочными и необъяснимыми. И вот Шерлок Холмс стремится научно обосновать работу сыщика. У него страсть к точным знаниям. Расследование преступлений он хочет превратить в такую же точную науку, как естествознание: — Ногти на пальцах рук, рукава костюма, обувь, коленки брюк, мозоли на большом и на указательном пальцах, выражение лица, манжеты рубашки — все эти мелочи позволяют отгадать профессию человека. Почти невероятно, чтобы в каком-либо случае всех этих признаков, вместе взятых, не было бы достаточно для опытного исследователя. Такой подход Холмса к людям и явлениям во многом оправдан.

Подход этот основан на представлении о том, что все явления мира вытекают одно из другого, и нет мелочей, которые не были бы связаны с большими, важными явлениями жизни; и в свою очередь, нет таких важных, существенных явлений жизни, которые не проявляли бы себя, не встречались бы нам ежедневно в виде каких-либо несущественных на первый взгляд мелочей. Из наблюдения над каплей воды логически мыслящий ум может заключить о возможности существования Атлантического океана или Ниагары, без предварительного знания о существовании того или другого. Вся жизнь — это великая цепь, природу которой можно познать из отдельного ее звена, — таковы главные положения той науки расследования преступлений, которую хочет ввести в жизнь Шерлок Холмс вместо кустарщины и поверхностного, шаблонного суждения о вещах, свойственных сыщикам-профессионалам. Но не только от казенных сыщиков с их шаблонным мышлением отличается Шерлок Холмс — сыщик-любитель, он отличается и от своих литературных предшественников, героев приключенческой литературы, существовавшей до Конан Дойла. Конан Дойл с детства увлекался этой литературой, он с упоением читал Майн-Рида, Габорио и подобных им писателей, но, создавая своего героя, сознательно противопоставлял его героям этих книг. И надо отдать справедливость Конан Дойлу: в его сыщике-любителе весьма немногое идет от литературной традиции, — в Шерлоке Холмсе отразились характерные черты той буржуазной эпохи, в которой он возник, черты того общества, которому он с таким искусством и с такой преданностью служил. Именно в эпохе и ее общественных отношениях следует искать объяснение образа Шерлока Холмса и разгадку всех его качеств и особенностей.

Метод Холмса далеко не исчерпывается вниманием к детали. Холмс обладает еще одним качеством, более важным, чем острый глаз. Сопоставляя свой метод с метолом официального сыска, Шерлок Холмс никогда не упоминает о самом главном: о понимании механики человеческих отношений в буржуазном обществе. Он знает эту механику значительно лучше, чем его соперники из Скотлэнд-Ярда. Это знание души, это умение уловить наиболее сильные побудительные мотивы поведения человека буржуазного общества позволяют Шерлоку Холмсу идти на смелые умозаключения и распутывать такие дела, в которых нет состава преступления, но которые, по признанию самого Холмса, представляют собою жестокое, эгоистичное и бессердечное мошенничество.

1 комментарий
  1. В Москве возле посольства Великобритании стоит скульптура , изображающая Холмса и Ватсона в исполнении Ливанова и Соломина.

Добавить комментарий