Рабочие войны Алистера Маклина

Любая война порождает массу произведений литературы и искусства — это отмечено давно. На Западе до сих пор время от времени появляются философские сочинения на тему Война как двигатель культуры. Пик подобного творчества отмечался в 20—30-е годы нашего века. Открывать дискуссию о том, нравствен ли такой подход, не входит в наши задачи, однако нельзя отрицать, что военная тема занимает в литературе всех времен и народов огромное место. Диапазон ее велик — от солидных мемуарных томов и глубоких социально-психологических романов (таких, как Огонь Анри Барбюса) до лубочных поделок о бравом русском казаке Кузьме Крючкове. В военной литературе нашлось место и для исторического романа, и для остросатирических повестей, для героического эпоса и любовной лирики, и даже для басен и сказок.

Не остался обойденным вниманием писателей-баталистов и детектив. Экстремальные ситуации, личное мужество героев, а главное, борьба, противоборство — это одинаково характерно и для военных произведений, И для детектива. Поэтому появление множества романов, повестей, рассказов, написанных в жанре военного детектива, далеко не случайно.

Сегодня мы представляем читателю романы выдающегося мастера военного детектива — англичанина Алистера Маклина. Его произведения (а их около тридцати) широко известны во всем мире — их суммарный тираж на тридцати языках составил свыше ста миллионов экземпляров, многие романы экранизированы. Что характерно для военного детектива как для жанра литературы и каковы особенности автора как мастера этого жанра?

Вторая мировая война достаточно хорошо изучена историками, поэтому автору-беллетристу остается для фантазии не так уж много места, и развивается она в основном на уровне героев — действуют же они, как правило, в конкретных, на самом деле происходивших боевых эпизодах. Эта особенность жанра, естественно, от автора либо личного знакомства с боевой обстановкой, либо вдумчивого изучения исторических материалов. Маклину война известна не понаслышке — двадцатилетним юношей он начал службу на кораблях английского флота, участвовал в героических северных конвоях, проводил грузы в советские порты. Поэтому темнота полярной ночи, холодные брызги соленых волн северных морей, выныривающие из пучин перископы германских подводных лодок и бомбардировщики, с ревом пикирующие на корабли, выписаны на страницах книг Полярный конвой и Корабль его величества Улисс ярко и отчетливо.

Но герои Маклина — это не только моряки. Ряд его произведений посвящен британским коммандос — да, тем самым, о которых в нашей литературе писали в основном как об ударном отряде британского милитаризма, профессиональных диверсантах и террористах. Что и говорить, профессионализма им было не занимать. Да, их учили и убивать, и взрывать мосты, И проводить диверсии. Но какая война обходится без убийств и взрывов? И, наверное, лучше, если операцию проведет группа профессионалов, а не десяток тысяч необученных парней в солдатских мундирах, которые завалят вражеский объект своими мертвыми телами.

Частями спецназначения в военной литературе, особенно западной, уделено немало страниц. Наши критики справедливо указывали, что в большинстве случаев западные авторы создавали из солдат этих частей суперменов, машины для уничтожения, делали из этих героев просто комок мышц без всякого подобия души и мозгов. Но здесь, пожалуй, из купели вместе с водой выплеснули и ребенка. Герои Маклина, разумеется, профессионалы высокой пробы, но каждому из них ничто человеческое не чуждо. К тому же, это люди, занимающиеся своей профессией в силу вынужденности, никто из них не испытывает к ней особого влечения, они просто выполняют свой воинский долг. Это рабочие войны, скорее даже чернорабочие, и тот романтический ореол, которым они овеяны, не имеет ничего общего с их повседневной деятельностью. Они исполняют трудную, порой грязную работу, но она необходима. Эта работа подарит потом возможность тысячам сохранить свою жизнь. Коммандос похожи на саперов, ползущих по полю с миноискателем. Малейшее отклонение в сторону — и неминуемая гибель. Но они ползут, потому что за ними, по проторенным ими путям, пойдут в атаку роты, батальоны, полки, дивизии.

В военной литературе можно выделить два направления — генеральское и солдатское. Первое касается людей, которые смотрят на войну с высоты птичьего полета, оценивает глобальные, стратегические стороны войны. Другое — тех, кто проникает в глубь боя, смотрит на него глазами из-под стальной каски, глазами, опаленными огнем близких разрывов. И то и другое направления нужны, но второе, думается, ближе простому читателю. На войне значение человеческой жизни обесценивается, ежедневно гибнут сотни и тысячи людей. Так что же, человек — песчинка? Да, песчинка в ревущем смерче войны, но песчинка мыслящая, действующая, вносящая своими действиями и самой смертью вклад в общее дело. Из этих песчинок и сооружается грандиозный алтарь победы. Произведения солдатского направления как бы говорят человеку — ты значим! Роль отдельного индивидуума, простого солдата или офицера в таких произведениях колоссальна.

Этого направления твердо придерживается Алистер Маклин. Среди его героев вы не найдете генералов или маршалов, легким движением левой брови толкающих дивизии и корпуса в прорыв. Но его моряк, несущий вахту у зенитного пулемета, или десантник, под покровом ночи снимающий вражеского часового, представляются нам достойными внимания и уважения никак не меньше, чем заслуженные командиры.

И еще одна особенность произведений Маклина – они глубоко патриотичны, проникнуты гордостью за простых сынов британской нации. Разумеется, в его романах встречаются и отрицательные типы — таков майор Ратлидж, ведущий торговлю с немцами, или капитан Бриггс, сознательно закрывающий глаза на деятельность германского шпиона (Пушки острова Наварон). Но когда и какая армия была свободна от таких уродливых наростов на своем теле? Тем рельефней выступает в романе героическое поведение простых солдат и младших командиров — Меллори, Миллера, Стивенса, Брауна, Андреа.

Итак, встреча с рабочими войны Алистера Маклина, честными, смелыми, опытными воинами, отдававшими свою жизнь в борьбе с нашим общим врагом — фашизмом, а значит, и за наше общее счастье.

Н. Е. Знаменская

Комментарии 1

  • Этот автор является моим самым любимым. Каждое его произведение имеет увлекательный сюжет и читать его романы оно удовольствие. Как правило я их осваиваю за пару дней. Когда читать книгу интересно, то не замечаешь как летит время. Я прочитал много его произведений и каждое хорошо по своему, имеет свою оригинальную особенность

Добавить комментарий