Для поколения мальчишек живших в начале XX века имя Ник Картер (Nick Carter) было синонимом слова детектив. Яркие цветастые иллюстрации на обложках и броские названия, под которыми еженедельно выходили таинственные и полные приключений истории сметались с книжных прилавков, будь то в Америке, Европе или даже России.

Серия выходила под названием Ник Картер или Николас Картер, а в России добавляли Ник Картер, американский детектив. Это были истории, где пожилой сыщик увлекательно рассказывал о некоторых собственных приключениях случившихся несколько лет назад. Традиция отождествлять автора и главного героя с успехом была продолжена, например, знаменитые американские авторы Фредерик Даннэй и Манфред Ли подписывали свои сочинения общим псевдонимом Эллери Куин, а в них действовал одноименный сыщик.

Рассказы о Нике Картере впервые появились на свет в 1886 году, за год до первых историй о Шерлоке Холмсе, и за приключениями Ника Картера можно было следить на протяжении многих десятилетий, ведь написанием этих историй занимался целый коллектив авторов, а истории о его расследованиях читали по всему миру.

Истории о Нике Картере выходили: с 1886 по 1915 в Нью-Йоркском еженедельнике (New York Weekly); с 1891 по 1915 в журнале Библиотеке Ника Картера (Nick Carter Library); с 1897 по 1912 в Еженедельнике Ника Картера (Nick Carter Weekly), который в 1912 был переименован в Истории Ника Картера и на протяжении четырех лет продолжал печатать истории об американском детективе. Эти истории были собраны и издавались в виде книг с мягкой обложкой, дважды с 1897 по 1907 года в Библиотеке Магнита (The Magnet Library), а с 1907 по 1933 в Новой библиотеке Магнита. Истории о Нике Картере выходили в популярных журналах специализирующихся на детективных рассказах в 20-е и 30-е годы: Журнал детективных рассказов (Detective Story Magazine) и Журнал Ника Картера (Nick Carter Magazine). А с 1964 по 1990 серия историй о Нике Картере вновь восстала из пепла в виде огромной многотомной серии книг в мягкой обложке.

Самые значительные объемы приключений Ника Картера содержатся в так называемых десятицентовых романах (dime writers) (больше 1000 оригинальных историй), рассказов (115), газетных серий (79). Весь этот огромный объем материала был написан и напечатан с 1886 по 1915 годы. Рассказы о Нике Картере печатавшиеся позднее в журналах на волне успеха возобновления популярных приключений быстро растеряли читательскую аудиторию, предпочитавшую появившиеся к этому времени классические детективные романы.

В 1943 году актер Лон Кларк читавший истории о Нике Картере неожиданно стал популярным, а сами истории словно обрели второе дыхание. Его радиопостановки продолжались на протяжении 13 лет, а всего это время вышло 722 выпуска.

Очередной всплеск вокруг Ника Картера случился в 1964 году, когда имя популярного детектива было использовано как рекламный ход на обложках 261 романов. На этот раз детектив превратился в суперагента, очень схожего на Джеймса Бонда. Впрочем ни один из повторных дублей не смог ни затмить, ни повторить того успеха, который пришелся на первые книги.

Ник Картер стал неким шаблоном, который не менялся на протяжении десятилетий, ему почти всегда 25 лет, и читателям видимо, очень нравилось это постоянство. За необыкновенно увлекательными приключениями американского детектива почти никогда не был виден его характер. Его мало кто знает в лицо, поскольку Ник Картер — мастер маскировки и мало когда появляется без своих масок, а поэтому его вряд ли можно узнать на улице. Единственное, что известно, что известно точно — это его рост, который большинство писателей описывают как чуть ниже среднего, сам Картер — это крепко сложенный мужчина, из-за чего у него есть прозвище Маленький гигант (Little Giant).

Главный герой неизменно приходит на помощь, а в это время, все меняется вокруг. На смену лошади приходит автомобиль, путешествие на пароходе через Атлантику сменяется воздушными перелетами, появляется телефон, телевизор, вокруг Ника Картера сменяются помощники и противники. Из-за смены авторов, более внимательные читатели даже замечали противоположные высказывания детектива на один и тот же вопрос. Но неизменным оставался читательский интерес.

Порядка 100 писателей приложили свою руку к созданию историй в начале века, и порядка 70 в 60-70-е годы, но мы остановимся на четырех авторах, чей вклад был наиболее значительным.

Джон Рассел Кориелл

Создатель образа Ника Картера Джон Рассел Кориелл (John Russell Coryell) задумывал своего героя как нового Д’Артаньяна, рыцаря без страха и упрека. Ник Картер должен был с легкостью освобождаться от любых трудностей с которыми сталкивался на своем жизненном пути. У него были острый ум, сила и мужество. Кориелл создал насколько живого и реального персонажа, к которому подобно как и к Шерлоку Холмсу, долгие годы люди тщетно пытались записаться на прием или найти его офис.

Возможно, столь впечатляющий образ Кориеллу удалось создать благодаря непростой жизни, которая ему выпала. В 1869 году в возрасте 17 лет, он бросил колледж, где изучал юриспруденцию и уехал к своим родителям, которые в это время жили в Китае, поскольку отец работал в судостроительной компании. Во время плавания в Китай, судно с будущим автором попало в сильный шторм, на них налетел тайфун и, хотя автор смог добраться до Китая, именно это событие отложило отпечаток в сознании молодого юноши.

В Китае ему повезло, он устроился клерком в американское посольство и за несколько лет вырос до вице-консула, хотя ему было в то время всего лишь 20 лет. После возвращения в США, он пробует работать брокером судоходных компаний, но поскольку Кориелл плохо владел навыками торговли на бирже, ему пришлось сменить профессию, он стал корреспондентом газеты Харрисон Грей Отис в Сан-Франциско. Но и здесь ему не сидится спокойно на месте. Результатом нескольких скандальных разоблачительных репортажей о политиках и дельцах стала дуэль, из которой журналист вышел живым по чистой случайности.

В 1878 году Кориелл переезжает в Нью-Йорк где работает писателем, сочиняя рассказы для детей и подростков. Но после женитьбы в 1882 году на Лидии Эбби Хедж (Abby Lydia Hedge), в поисках дополнительного заработка для семьи Кориелл соглашается написать детективный сериал Американский маркиз, или детектив мести (The American Marquis; or, A Detective for Vengeance). Это были 12 рассказов опубликованный в Нью-Йоркском еженедельнике, который вышил под псевдонимом Ежеквартальный Мильтон (Milton Quarterly). Истории пользовались большой популярностью среди читателей, тираж еженедельника резко вырос и издатели попросили автора повторить удачный опыт.

Истории Кориелла совпали с публикациями, которые выходили под псевдонимом Аллана Пинкертона, руководителя знаменитого сыскного агентства. И хотя истории журналиста имели самостоятельные сюжеты, многие элементы преступлений и работы воображаемых сыщиков очень походили на реальные случаи.

Следующая серия Кориелла — Ученик пожилого детектива или таинственные преступления на Мэдисон Сквер (The Old Detective’s Pupil; or. The Mysterious Crime of Madison Square) были опубликованы в Нью-Йорском еженедельнике под псевдонимом Американский Маркиз (The American Marquis). Кориелл жил в Нью-Хоуп, штат Пенсильвания в доме, который он мечтал выкупить в свою собственность, что толкало молодого автора на сочинение все новых и новых историй.

Так с 18 сентября по 11 декабря 1886 года, на протяжении 13 недель печатается детектив в сериях, в котором появляется молодой Ник Картер. Не думаю, что автор думал о продолжении этой серии, поскольку детектив расследует вполне конкретное дело, занимается поисками убийцы своего отца Сима Картера, а в финале молодой герой делает предложение Этель Ливингстон (Ethel Livingston), что видимо, знаменовало окончание его бурной и полной опасностей карьеры детектива.

Но бешеная популярность его сочинений и давление издателей заставили его срочно взяться за продолжение и недолго думая, приключения Ника Картера продолжились. Второй роман – Уолл-Стрит Холл, или смелый удар фортуны (A Wall Street Haul; or, A Bold Stroke for a Fortune) выходил с 12 марта по 18 июня 1887 года. Здесь детектив расследовал небывалую для тех лет кражу 3 миллионов долларов из Национального банка. Вероятно, Кориелл первоначально планировал написать серию о новом сыщике Харви Джонсе (Harvey Jones), под именем которого в большей части романа скрывается Ник Картер, да еще так замаскированный, что его никто не может узнать, кроме любящей жены Этель.

Несколько месяцев отдыха и новый роман, на этот раз третий и последний — Борьба за миллионы, или детектив в пещере сокровищ Курм (Fighting Against Millions; or, The Detective in the Jewel Caves of Kurm). Роман получился самым длинным и самым фантастическим из всех романов о Нике Картере. Роман состоял из 17 эпизодов, первый из которых был напечатан 29 сентября 1888 года, а последний 19 января 1889 года. На этот раз у Ника Картера похищают сына. К похищению причастен человек, который раньше уже пытался дискредитировать Картера как детектива. Ник Картер занят поисками сына, для чего ему нужно пройти через множество препятствий и добраться до царства Курм, где он спасает малыша, а справедливость торжествует.

Истории, написанные Кориеллом отличаются неповторимым стилем и отличным чувством юмора. Это не ирония, а именно веселые эпизоды, например с маскировкой, отлично вписывающиеся в ткань романа и оживляющие действие.

Кориелл продолжил сочинение детективных романов, но больше никогда не возвращался к написанию Ника Картера. С 1900 года Кориелл и вовсе забросил сочинение художественных произведений, переключившись на фельетоны на острую социальную проблематику. Ему удалось стать одним из учредителей журнала Правдивая история (True Story Magazine), для которого он до конца своей жизни писал статьи, публиковавшиеся под псевдонимом Маргарет Грант (Margaret Grant).

Добавить комментарий