vldmrvch.ru

Философ в сутане

Преступление… то же произведение искусства.
Не удивляйтесь: преступление далеко не единственное
произведение искусства, выходящее из мастерских преисподней.
Но каждое подлинное произведение искусства, будь оно Небесного
или Дьявольского происхождения, имеет одну непременную особенность:
основа его всегда проста, как бы сложно ни было выполнение.

Отец Браун о сути своего дедуктивного метода в рассказе Странные шаги

Когда, идя навстречу читательским пожеланиям и в не меньшей мере собственной художнической потребности, Артур Конан Дойл решил воскресить своего безвременно канувшего в небытие Шерлока Холмса, большая часть британской литературной критики предпочла никак не откликнуться на эту чудесную метаморфозу. Определенный диссонанс в заговор снобистского молчания высоколобых внес лишь начинающий журналист и эссеист, недвусмысленно утверждавший на страницах лондонской Дейли ньюс в 1901 году: …герой Конан Дойла является, пожалуй, единственным литературным персонажем со времен Диккенса, который прочно вошел в жизнь и язык народа, став чем-то вроде Джона Булля или Санта-Клауса.

Звали этого молодого литератора Гилберт Кийт Честертон. Ему, получившему элитарное гуманитарное образование и с ранних лет обнаружившему парадоксальный склад ума, демонстративную склонность к полемике и неуклонное стремление к отстаиванию неортодоксальных социальных, этических и эстетических идей, в то время еще, вероятно, было невдомек, что треть века спустя в читательском сознании столь же отчетливо и рельефно запечатлеется не менее оригинальный и эксцентричный герой, родившийся в его собственном творческом воображении: неприметный священник из церкви Святого Франциска Ксаверия, носящий самое что ни на есть заурядное имя Браун.

philosopher-into-cassock

Ныне обширное, насчитывающее около сотни томов в разных жанрах литературное наследие Честертона стало достоянием дотошных биографов и пристальных исследователей, и неудивительно: мало кто из англоязычных литераторов первой половины нашего бурного века вызывал столь ожесточенные столкновения современников. Однако на долю отца Брауна, то и дело оказывающегося в эпицентре леденящих кровь, а то и попросту невероятных происшествий, выпала симпатия на редкость прочная и устойчивая. Низкорослого священнослужителя в длиннополой сутане, неуклюжей шляпе и с неизменным зонтиком, беспомощного в самых обыденных житейских ситуациях и неустрашимого в борьбе с многоликим злом, без оговорок готовы принимать даже те, кому не по нраву остросатирические, гротескные картины действительности, встающие со страниц романов Человек, который был Четвергом (1908), Жив-человек (1912), Перелетный кабак (1914), многочисленных теологических, исторических и литературно-биографических произведений Честертона.

Иные из последних и впрямь можно счесть данью остроумного, язвительного прозаика непростому времени, в которое он жил. Однако характернейшей чертой облика яркого писателя и мыслителя является как раз то, что все его творчество, независимо от жанров и фабульного наполнения, отмечено бесспорным идейным единством, в центре которого — гуманистическое видение человека и его удела, глубоко позитивное отношение к жизни и своеобразно парадоксальная, как, впрочем, и все у Честертона, апология здравого смысла. Так что неприметный отец Браун, не перестающий удивлять окружающих истинно христианским смирением, предстает законным носителем авторской этико-мировоззренческой программы. Этаким философом в сутане, за гранью каждого экстраординарного события не перестающим видеть проявление некой высшей духовной закономерности, иными словами — нравственного императива.

Пять новеллистических книг, вместивших в себя около сотни рассказов, непременным участником и фабульным мотором которых становится отец Браун, создававшиеся Честертоном на протяжении четверти века (первая, Неведение отца Брауна, вышла в 1911 году, позднейшая, Скандальное происшествие с отцом Брауном, за год до смерти автора, в 1935-м, — убедительное тому свидетельство).

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе