Артур Раффлз

Артур Раффлз — популярный персонаж криминальных рассказов Эрнеста Уильяма Хорнунга, был сознательно сделан как пародия на знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Подобно Холмсу Раффлз живет в Лондоне в престижном районе Олбани, является почетным членом крикетного клуба. Кражами он занимается в исключительных случаях, чтобы доказать свою уникальность, так называемые гениальные кражи.

Биография

Подобно Холмсу, Раффлз имеет своего персонального биографа Гарри Кролика Мендерса — бывшего одноклассника, спасенного от позора и самоубийства. Раффлз рассказывает ему подробности своих дел, а также берет его собой в качестве свидетеля. В некоторых случаях Мандерс даже выручает своего друга. Единственное, что объединяет вора и сыщика — блестящее владение искусством маскировки.

Но Раффлз получился не очень похожим на Великого сыщика, и зажил собственной жизнью. Вот с повадками джентльмена  для которого кражи скорее спорт, чем средство для существования, по своему преломляет жизненную философию викторианского общества.

В биографии Раффлза есть два больших периода, на первом из них вор совершает гениальные кражи со взломом, играет в крикет со сливками лондонского общества, но в концовкой этого эпизода служит арест, от которого Раффлз бежит ныряя с борта судна в океан, как подразумевает автор, его герой гибнет.

Но поскольку читатели потребовали продолжение приключений вора-джентльмена, Хорнунг пишет еще один сборник рассказов, где Банни вернувшийся после нескольких лет заключения, обнаруживает своего друга, сумевшего скрыться благодаря своей маскировке. Раффлзу закрыт вход в высшее общество после его разоблачениям, поэтому ему удается появиться там только под другими именами.

В конце концов Раффлз и Банни идут добровольцами на англо-бурскую войну, где и погибают, после разоблачения опасного шпиона.

Прототипом для образа Раффлза послужил послужил Джордж Айвз (George Ives), выпускник Кембриджа, талантливый криминалист и заядлый игрок в крикет. Айвз был скрытым гомосексуалистом, что было отражено в истории гениального вора, для которого чрезвычайно интимные отношения со своим биографом имеют поэтический характер, что отражено в записках Банни.

История вора-джентльмена была неоднократно экранизирована. Начиная с 1905 года вышло по крайней мере 7 фильмов о похождениях Раффлза и его друга. В середине 70-х годов было снято для сериала на основе рассказов Хорнунга. А в 2001 году вновь была предпринята попытка вернуть на экран гениального вора, в сериале Gentleman Thief с Найджелом Хэверсом в главной роли.

Персонаж Раффлза породил целую серию пародий, подражаний и продолжений. Среди самых известных, роман Грэма Грина под названием Возвращением Раффлза, где рассказывает о гомосексуальных отношениях вора и его биографа. Петр Тремейн также написал продолжение с аналогичным названием в котором Раффлз раскрывает заговор нескольких соперничающих между собой шпионов.

Лесли Чартерис признавал, что идеи для своей серии о Святом, неоднократно черпал из рассказов Хорнунга. А также, вероятно, это влияние можно проследить в рассказах Мориса Леблана об Арсене Люпене.

Из статей

Артур Раффлз

Звездные минуты Раффлса

Сейчас, пожалуй, даже самые искушенные знатоки детективной прозы вряд ли отчетливо представляют себе, кто такой Эрнест Уильям Хорнунг, хотя в начале нашего столетия он пользовался благосклонным вниманием читателей прежде всего благодаря сериалу о похождениях Раффлса, вора-джентльмена.

Этот предприимчивый мошенник с аристократическими манерами, питомец привилегированной частной школы представляет собой явное исключение из правил англоязычного литературно-детективного кодекса. Со времен Эдгара По англосаксонский детектив неукоснительно оставался на стороне закона и порядка, а злоумышленник неизбежно терпел крах в финале и нес заслуженное наказание. Хорнунг смело пошел против течения, чем вызвал упреки Артура Конан Дойла (на сестре которого, кстати, был женат), твердо убежденного, что делать главным — и не лишенным обаяния — героем преступника совершенно недопустимо.

Лихие похождения Раффлса и его верного друга и помощника Кролика скорее укладываются в русло французской авантюрно-криминальной традиции, выдвигавшей в центр повествования преступника. Читатели второго выпуска нашей антологии (Свидетели обвинения) имели возможность познакомиться с победительным Арсеном Люпеном, рожденным воображением французского писателя Мориса Леблана. Не исключено, что Леблан был знаком с историями о Раффлсе и, вдохновленный находками Хорнунга, предложил свой вариант симпатичного жулика. Герой Леблана смело бросал вызов самому Шерлоку Холмсу. Хорнунговский дуэт Раффлс — Кролик — тоже своеобразный вызов конандойловскому содружеству Холмс — Уотсон, ироническое переиначивание детективной модели, ставшей классической. Разумеется, великий мошенник Раффлс не сумел превзойти в популярности великого сыщика Холмса, но и у него были свои звездные минуты — в первой трети XX века истории о Раффлсе не только неоднократно переиздавались, но и ставились на театре и в кино.

Раффлз

Оправдание вора

Эрнест Уильям Хорнунг за свою жизнь написал не много. Но его двадцать шесть рассказов и один роман смогли создать персонаж, чье имя в английском языке является синонимом дерзкого и успешного вора. Английский писатель создал непростой и запутанный образ злодея-героя, который воплощает в себе лучшие качества английского джентльмена. Спортсмен и авантюрист, Раффлз одновременно также очень удачливый грабитель, способный совершить невероятное, например, он может украсть награбленное другим вором1 а после этого благополучно спрятаться в индийском клубе, также он способен украсть собственные инструменты для взлома с выставки, организованной Скотленд-Ярдом2.

Да, Раффлз является уголовником, Хорнунг этого не скрывает и в итоге даже такому удачливому вору не скрыться от правосудия. Но вместе с тем, он наделен таким набором благородных качеств, которому могут позавидовать даже аристократы, наследники голубых кровей. Именно положительные качества Раффлза, на которые и делает акцент Хорнунг, позволяют переиначить преступника в героя.

Название первого сборника рассказов Вор-любитель (The Amateur Cracksman, 1899) позволяет сделать предположение, которое получает подтверждение в самих рассказах, что уровень любителя и мотивация для такого рода краж, выставляют Раффлза в положительном свете, особенно если сравнить его поступки с делами профессора, профессионального преступника из Ист Энда.

Важным моментом в оправдании Раффлза является его любовь к спорту. Герой рассказов Хорнунга большой любитель крикета, но он никогда не зарабатывает на спорте, отчего нужда в средствах для оплаты участия в клубных соревнованиях или регулярных тренировках становится особенно понятной и близкой для английской ментальности. Именно хроническая потребность в средствах для занятий спортом, отличают Раффлза от деклассированного и профессиональных краж профессора.

Крикет одновременно выполняет еще одну функцию, весьма важную для оправдания вора-любителя. Комичность краж, которые совершает Раффлз, с помощью своего нелепого помощника Банни, придают его преступлениям элемент несерьезности. Одновременно Хорнунг подчеркивает с помощью сравнений увлеченность Раффлза грабежами, которые уподобляются своего рода спорту. Ожидание перед ограблением схоже на нервное напряжение перед матчем. Эмоциональное восприятие процесса в обоих случаях выливается в одинаковую реакцию чертовски медленно. Хорнунг довольно часто употребляет слова спорт, игра и другие термины не только по отношению крикета, но и в отношении краж, представляя их как своего рода увлекательную игру. Дополнительному уподоблению способствует этический кодекс Раффлза, который отказывается от ряда действий выходящих также за рамки закона, поскольку они нарушают неписанный закон игры. Так, Раффлз говорит, что добавление в виски наркотика — не по спортивному, а убийство для него и вовсе не игра.

Таким образом Хорнунг вводит представление о личной воровской этике своего героя, за пределами которой остаются тяжелые преступления и пытаясь смягчить отношение к нему среди читателей. Этика действует в разрез с общепринятыми нормами и разграничениями добра и зла, но она придает некий стиль и почерк, который сделал Раффлза на исходе Викторианской эпохи не менее популярным героем, чем Великого детектива Шерлока Холмса.

  1. Рассказ Поймать вора (To Catch a Thief).
  2. Рассказ Сувениры Раффлза (The Raffles Relics).
Оцените статью
Добавить комментарий