Артур Раффлз

Артур Раффлз — популярный персонаж криминальных рассказов Эрнеста Уильяма Хорнунга, был сознательно сделан как пародия на знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Подобно Холмсу Раффлз живет в Лондоне в престижном районе Олбани, является почетным членом крикетного клуба. Кражами он занимается в исключительных случаях, чтобы доказать свою уникальность, так называемые гениальные кражи.

Биография

Подобно Холмсу, Раффлз имеет своего персонального биографа Гарри Кролика Мендерса — бывшего одноклассника, спасенного от позора и самоубийства. Раффлз рассказывает ему подробности своих дел, а также берет его собой в качестве свидетеля. В некоторых случаях Мандерс даже выручает своего друга. Единственное, что объединяет вора и сыщика — блестящее владение искусством маскировки.

Но Раффлз получился не очень похожим на Великого сыщика, и зажил собственной жизнью. Вот с повадками джентльмена  для которого кражи скорее спорт, чем средство для существования, по своему преломляет жизненную философию викторианского общества.

В биографии Раффлза есть два больших периода, на первом из них вор совершает гениальные кражи со взломом, играет в крикет со сливками лондонского общества, но в концовкой этого эпизода служит арест, от которого Раффлз бежит ныряя с борта судна в океан, как подразумевает автор, его герой гибнет.

Но поскольку читатели потребовали продолжение приключений вора-джентльмена, Хорнунг пишет еще один сборник рассказов, где Банни вернувшийся после нескольких лет заключения, обнаруживает своего друга, сумевшего скрыться благодаря своей маскировке. Раффлзу закрыт вход в высшее общество после его разоблачениям, поэтому ему удается появиться там только под другими именами.

В конце концов Раффлз и Банни идут добровольцами на англо-бурскую войну, где и погибают, после разоблачения опасного шпиона.

Прототипом для образа Раффлза послужил послужил Джордж Айвз (George Ives), выпускник Кембриджа, талантливый криминалист и заядлый игрок в крикет. Айвз был скрытым гомосексуалистом, что было отражено в истории гениального вора, для которого чрезвычайно интимные отношения со своим биографом имеют поэтический характер, что отражено в записках Банни.

История вора-джентльмена была неоднократно экранизирована. Начиная с 1905 года вышло по крайней мере 7 фильмов о похождениях Раффлза и его друга. В середине 70-х годов было снято для сериала на основе рассказов Хорнунга. А в 2001 году вновь была предпринята попытка вернуть на экран гениального вора, в сериале Gentleman Thief с Найджелом Хэверсом в главной роли.

Персонаж Раффлза породил целую серию пародий, подражаний и продолжений. Среди самых известных, роман Грэма Грина под названием Возвращением Раффлза, где рассказывает о гомосексуальных отношениях вора и его биографа. Петр Тремейн также написал продолжение с аналогичным названием в котором Раффлз раскрывает заговор нескольких соперничающих между собой шпионов.

Лесли Чартерис признавал, что идеи для своей серии о Святом, неоднократно черпал из рассказов Хорнунга. А также, вероятно, это влияние можно проследить в рассказах Мориса Леблана об Арсене Люпене.

Из статей

Артур Раффлз

Звездные минуты Раффлса

Сейчас, пожалуй, даже самые искушенные знатоки детективной прозы вряд ли отчетливо представляют себе, кто такой Эрнест Уильям Хорнунг, хотя в начале нашего столетия он пользовался благосклонным вниманием читателей прежде всего благодаря сериалу о похождениях Раффлса, вора-джентльмена.

Этот предприимчивый мошенник с аристократическими манерами, питомец привилегированной частной школы представляет собой явное исключение из правил англоязычного литературно-детективного кодекса. Со времен Эдгара По англосаксонский детектив неукоснительно оставался на стороне закона и порядка, а злоумышленник неизбежно терпел крах в финале и нес заслуженное наказание. Хорнунг смело пошел против течения, чем вызвал упреки Артура Конан Дойла (на сестре которого, кстати, был женат), твердо убежденного, что делать главным — и не лишенным обаяния — героем преступника совершенно недопустимо.

Лихие похождения Раффлса и его верного друга и помощника Кролика скорее укладываются в русло французской авантюрно-криминальной традиции, выдвигавшей в центр повествования преступника. Читатели второго выпуска нашей антологии (Свидетели обвинения) имели возможность познакомиться с победительным Арсеном Люпеном, рожденным воображением французского писателя Мориса Леблана. Не исключено, что Леблан был знаком с историями о Раффлсе и, вдохновленный находками Хорнунга, предложил свой вариант симпатичного жулика. Герой Леблана смело бросал вызов самому Шерлоку Холмсу. Хорнунговский дуэт Раффлс — Кролик — тоже своеобразный вызов конандойловскому содружеству Холмс — Уотсон, ироническое переиначивание детективной модели, ставшей классической. Разумеется, великий мошенник Раффлс не сумел превзойти в популярности великого сыщика Холмса, но и у него были свои звездные минуты — в первой трети XX века истории о Раффлсе не только неоднократно переиздавались, но и ставились на театре и в кино.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика