Шерлок Холмс

Шерлок Холмс

В 1888 году молодой врач Артур Конан Дойл уведомил английскую публику, что в Лондоне живет некий мистер Шерлок Холмс, большой специалист по расследованию таинственных преступлений и убийств. Это уведомление было сделано в виде романа Этюд с багровых тонах. Мистер Холмс разработал собственную теорию криминалистики, в основе которой, по его словам, лежит дедукция, успешно, как оказалось в итоге этого романа, применяет ее на практике. Еще одна персона должна быть упомянута в самом начале — человек, который взял на себя нелегкую, но приятную обязанность рассказывать о всех приключениях немногословного сыщика, — отставной врач Джон Уотсон. Популярность этой парочки с лондонской Бейкер-стрит вскоре обрела невероятные размеры. Чем же был обусловлен этот успех?

Дойл признавался впоследствии, что существенное влияние на него оказали предшественники — По, Коллинз, Габорио. Действительно, почти ничего новогопо сравнению с ними Дойл не внес в суть детективной литературы; даже схема его первого романа копирует схему Лекока (одна часть — расследование убийства, вторая — далеко отстоящая по времени приключенческая предыстория, и заключение, подводящее итоги всему повествованию).

Однако в читательском сознании многих поколений именно с Артуром Конан Дойлом связано представление об истинном создателе детективной литературы. Причина этому — Шерлок Холмс, литературный герой, существование которого автор поддерживал в течение четырех десятилетий (несмотря на двукратную его кончину на протяжении этого времени). Шерлок Холмс, если воспользоваться термином из кинематографии, — классический образец сделанной суперзвезды — со своим устойчивым имиджем, многие черты которого чрезвычайно доступны, понятны и потому любимы миллионами поклонников. Стало общим местом говорить об исключительно цепком уме, наблюдательности, решительности, своеобразном благородстве Холмса. И он сам, и доктор Уотсон неоднократно подчеркивают, что главная задача — не заработать деньги, но получить от процесса расследования, итог которого — восстановление справедливости. Он был настолько бескорыстен — или настолько независим, — что нередко отказывал в своей помощи богатым и знатным людям, если не находил ничего увлекательного для себя в расследовании их тайн. В то же время он целые недели ревностно занимается делом какого-нибудь бедняка. Иными словами, это — романтический герой, соединяющий в одном лице следователя, адвоката и прокурора. Такой герой обречен на популярность. Однако нередки и претензии к нему, может, чуть завышенные, но и не лишенные резона. Томас Элиот, английский писатель, например, утверждал, что Шерлок Холмс насколько обогащен способностями и успехами, что они превращают его в почти статичную фигуру. Он больше описывается, чем появляется в действии. Можно добавить к этому, что и фон, на котором совершает свои подвиги Холмс, весьма благоприятно оттеняет его таланты; в одном из поздних рассказов он и сам иронизирует по этому поводу, но в первых сериях исключительная тупость полиции и наивная экзальтированность Уотсона позволяет Холмсу без особых усилий почивать на лаврах.

Как бы ни было, читающий мир вот уже сто лет жалует сыщика-консультанта горячей любовью. В разных странах существуют клубы холмсианцев, созданы два музея, ему поставлен памятник… Подобно героям мифов, Холмс утратил исключительное право на собственную биографию: она дописывалась, обогащалась последующими поколениями — безымянными авторами анекдотов о нем, зарубежными борзописцами начала века, выдававшими свои опусы за новые переводы приключений Холмса, писателями, попытавшимися продолжить линию героя в литературе (Д. Лескроут — Сын Холмса, Дж. Д. Карр и Адриан К. Дойл — Подвиги Шерлока Холмса). Примечательно, что последнее название прямо перекликается с названием известной серии Подвиги Геракла…

На деятельность Холмса обратили внимание и его коллеги-профессионалы. Его расследование с декларированным заявлениями о собственных научных трудах по анализу пыли и отпечатков пальцев, сортов табачного пепла, типов грунта и т.п. не прошли незамеченными мимо полицейских ведомств. Дело в том, что первый учебник по криминалистике (Г. Гросс. Уголовное расследование) был издан только спустя несколько лет после первых повестей о Холмсе, и в нем, по свидетельству биографов Дойла, было заметно влияние методов любителя с Бейкер-стрит. Известны и другие факты: в Египте конца века сборник рассказов о Холмсе распространился в качестве пособия для местных полицейских; даже в сороковые годы нашего столетия один французский криминалист писал: Я убежден, что полицейский следователь или эксперт не напрасно потратит время, читая рассказы Дойла… Мы восприняли идеи, которые нашли у Гросса и Конан Дойла.

Но все это было позже, а поначалу Конан Дойл не очень-то верил в серьезность фигуры своего сыщика. Параллельно с Этюдом… он опубликовал весьма занимательную повесть — детектив с мистическим уклоном Тайна Клумбера, где таинственные и опасные события, разворачиваются в старинном замке на берегу моря, оказываются связанными с действиями представителей индийских религиозных сект; в 1890 году, например, был опубликован и пытающийся быть мистическим рассказ Хирург с Гастеровских болот, где к раскрытию тайны герой приходит в результате простого развития событий.

Не стал поворотным пунктом в этом смысле и второй роман о Шерлоке Холмсе Знак четырех, сохраняющий во многом промежуточное положение между чистым расследованием и не менее чистым бытовым романом. Холмс дал лишь возможность автору в 1891 году оставить врачебную деятельность и целиком посвятить себя литературе, когда после публикации Скандала в Богемии издатель Стрэнд мэгэзин заказал Дойлу серию рассказов о сыщике.

Выгодное и лестное предложение не смутило Дойла. Все эти годы он настойчиво пытается овладеть жанром исторического романа в духе Стивенсона. Но читающая публика рассудила по-своему. Ни Белый отряд, ни Изгнанники не смогли конкурировать с приключениями Шерлока Холмса, тем более что в первых рассказах ярко проявилась изобретательность писателя в создании криминальных ситуаций которые расследует его герой, порой рискуя жизнью. Он, конечно, играет на публику, но публика — в лице наивного доктора Уотсона — с удовольствием принимает правила игры, в нужном месте подавая нужные реплики, разражаясь аплодисментами и вознаграждая себя очередным блестящим анализом логического лабиринта из уст довольного собой Холмса.

От Дойла, пожалуй, идет и традиция английского детектива не доверять расследование официальным лицам. Но только у него полиция предпочитает отойти в сторонку и почтительно наблюдать, как великий Холмс по неуловимым приметам ухватывает нить следствия, тем более что тот не гонится за официальным признанием из Скотленд-Ярда. К Холмсу обращаются не только тогда, когда полиция не в состоянии понять что-либо из происшедшего; чаще его клиенты рассчитывают на конфиденциальность расследования дела, которое может бросить тень на репутацию нуждающегося в помощи.

Холмс принес писателю славу и деньги, но не дал удовлетворения. Несмотря на все уговоры, цикл Записки о Шерлоке Холмсе закончился гибелью героя. Вопль разочарования многотысячных поклонников был начисто проигнорирован писателем, не оставляющим надежды утвердиться как автор историко-приключенческих произведений — как, например, серии о подвигах наполеоновского офицера бригадира Жерара. На рубеже веков Дойл в качестве врача принял участие в англо-бурской войне и громко заявил о себе в публицистике на эту тему. В книге Война он опроверг все обвинения в жестокости, выдвинутые против англичан, за что был удостоен дворянства и стал сэром.

Но в 1902 году безутешные любители Холмса получили неожиданный подарок — роман Собака Баскервилей. Дойл вспомнил еще одно приключение сыщика. Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот — такой анонимной запиской злоумышленник пытается подкрепить некую легенду о гигантской собаке-призраке, обитающей близ старинного родового замка Баскервилей. Все повествование выдержано в духе готического романтизма, но Холмс, человек реалистической эпохи, далек от сказочек. Динамичное повествование несется на всех парах к трагическому финалу, и сыщику остается, постаравшись не утратить здравого смысла, наблюдать за всеми возможными подозрительными приметами, чтобы в критический момент вступить в игру, участников и правила которой он четко не знает…

Мистер Холмс победил собаку Баскервилей, но сэр Артур разбудил зверя. Собака Баскервилей — это замечательный Холмс, но я не могу быть вполне счастливой, пока не узнаю, что он жив и снова у себя в старом доме, — это еще одно из наиболее спокойных писем, хлынувших автору. Издательства наперебой поднимали ставки. Из Соединенных Штатов пришло предложение платить по 5 тысяч долларов за каждый рассказ, если он вернет к жизни Шерлока Холмса, как-нибудь объяснив историю с водопадом.

Им овладел какой-то цинизм, — приводит Дж. Д. Карр слова Адриана Конан Дойла об отце в этот период. В 1905 году опубликована серия Возвращение Шерлока Холмса. Автор обеспокоен одним: Сюжеты меня убивают. Подойдут ли они Холмсу?

Распространено мнение, что поздний Холмс слабее первых серий. Оно не лишено оснований, но и не абсолютно. И в начале есть менее динамичные или логически натянутые рассказы, и в Возвращении можно найти блестящие детективные сюжеты. Другое дело в девяностых годах Холмс действовал как современник читателей, и это придавало дополнительную остроту и свежесть восприятию; Холмс из произведений 1900-20-х годов преимущественно остался в тех же 1890-х; недаром несколько раз рефреном проходит фраза перебирая старые записи — словно автор дает понять, что самые увлекательные события были рассказаны ранее. Как бы то ни было, сам автор выделял дюжину своих лучших рассказов, среди которых — четыре из Приключений… (Скандал в Богении, Союз рыжих, Пять апельсиновых зернышек, Пестрая лента), три — из Записок… (Обряд дома Месгрейвов, Рейгетские сквайры, Последнее дело Холмса), четыре — из Возвращения… (Пустой дом, Плящущие человечки, Случай в интернате, Второе пятно) и один — из Его прощального поклона (Дьявольская нога).

К противостоянию Холмса и профессора Мориарти Дойл вернулся в романе Долина страха. По времени действия это предыстория Последнего дела Холмса, хотя сюжетно с рассказом роман не связан. Традиционное развитие действия в первой части (убийство в замке, сомнительные улики, таинственная метка на руке жертвы) приводит к неожиданной развязке, которую можно объяснить тем, что на арену детективной литературы в это время вышли американские сыщики. В литературной реальности они — знаменитый англичанин и лихие янки — не могли не встретиться. И вторая часть романа — это созданный в духе американского уже крутого детектива сюжет о борьбе заокеанской полиции с тамошними вожаками организованной преступности, членами масонской ложи. Именно в это дело оказался вовлечен Холмс, наживая себе смертельного врага в лице главы международной мафии — профессора Мориарти. Не дваваясь в спор о правомерности дойловской трактовки масонства и принципов деятельности мафии, следует отметить, что перед читателем все же не документальное свидетельство, а фантазия художника, использовавшего популярные сюжеты современной жизни в своих целях.

Попытки привлечь читателя популярными темами видны во многих поздних рассказах о Шерлоке Холмсе. Это и отзвуки англо-бурской войны (Побелевший воин — кстати, единственный рассказ, в котором Холмс выступает в качестве рассказчика), и вошедший в расцвет мистицизм (Вампир в Суссексе), и проблема омоложения человека (Человек на четвереньках).

Нельзя не отметить и явную перекличку с крутым детективом, например, в рассказе Конец Чарльза Огастеса Мильвертона, где Холмс и Уотсон откровенно нарушают закон и даже прикрывают убийцу, ибо по мнению Холмса, есть преступления, на которые не распространяется закон. Личная месть иногда бывает справедливой. Впрочем, это уникальный в своем роде случай из их практики.

В поздних рассказах нередки ситуации, когда Холмсу и Уотсону достаточно, условно говоря, оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы великий сыщик благодяря своему авторитету просто получил необходимые сведения от лиц, по разным причинам предпочитавшим скрывать их ранее от полиции и окружающих (Дама под вуалью, Происшествие на вилле “Три конька”) Это, конечно, заметно ослабляет интригу.

Любопытно отметить другое: от литературных упражнений в логике расследования преступлений Дойл в 1900-1910 годах перешел к практическому применению своих способностей: известно два случая, когда он включался в борьбу за оправдание невинно осужденных британским судом людей и оба раза сумел доказать свою правоту.

В 1914 году разразилась Первая Мировая война, и писатель вновь обратился к публицистике; к 1920 году из-под его пера вышло шесть томов истории боевых действий британской армии; в войне он потерял многих своих родственников, в том числе и сына. Биографы склонны связывать с этими событиями активно проявившуюся страсть Дойла к спиритизму. Не могу делать ничего иного. К этому меня ведет вся моя жизнь, — писал он. — Это величайшая в мире ценность. Многочисленные лекции по спиритизму, статьи, двухтомная История спиритизма — тоже своего рода детективный сюжет в биографии писателя.

Все страницы жизни и творчества сэра Артура Конан Дойла имеют свою ценность. Но нельзя не признать, что мировую известность принес ему только Шерлок Холмс. Четыре романа и 56 рассказов холмсиады содержат в себе зерна множества более позних детективных произведений писателей разных стран: образы Холмса и Уотсона послужили толчком к созданию многих запоминающихся персонажей. Лихие сыщики, днем и ночью преследующие бандитов, и серьезные аналитики, просчитывающие в кабинетах хитроумные ходы преступников, могли бы, пожалуй, сказать Все мы вышли из квартиры на Бейкер-стрит.

Избранная библиография

Этюд в багровых тонах (A Study in Scarlet, 1887)
Знак четырех (The Sign of the Four, 1890)

Приключения Шерлока Холмса (The Adventures of Sherlock Holmes, 1891—1892)
Скандал в Богемии (A Scandal in Bohemia)
Союз рыжих (The Red-Headed League)
Установление личности (A Case of Identity)
Тайна Боскомской долины (The Boscombe Valley Mystery)
Пять зернышек апельсина (The Five Orange Pips)
Человек с рассеченной губой (The Man with the Twisted Lip)
Голубой карбункул (The Adventure of the Blue Carbuncle)
Пестрая лента (The Adventure of the Speckled Band)
Палец инженера (The Adventure of the Engineer’s Thumb)
Знатный холостяк (The Adventure of the Noble Bachelor)
Берилловая диадема (The Adventure of the Beryl Coronet)
Медные буки (The Adventure of the Copper Beeches)

Воспоминания Шерлока Холмса (иногда издавалась как Записки о Шерлоке Холмсе) (The Memoirs of Sherlock Holmes, 1892—1893)
Серебряный (The Adventure of Silver Blaze)
Желтое лицо (The Adventure of the Yellow Face)
Приключения клерка (The Adventure of the Stockbroker’s Clerk)
Глория Скотт (The Adventure of the Gloria Scott)
Обряд дома Месгрейвов (The Adventure of the Musgrave Ritual)
Рейгетские сквайры (The Adventure of the Reigate Squire)
Горбун (The Adventure of the Crooked Man)
Постоянный пациент (The Adventure of the Resident Patient)
Случай с переводчиком (The Adventure of the Greek Interpreter)
Морской договор (The Adventure of the Naval Treaty)
Последнее дело Холмса (The Adventure of the Final Problem)

Возвращение Шерлока Холмса (The Return of Sherlock Holmes, 1903—1904)
Пустой дом (The Adventure of the Empty House)
Подрядчик из Норвуда (The Adventure of the Norwood Builder”)
Пляшущие человечки (The Adventure of the Dancing Men)
Одинокая велосипедистка (The Adventure of the Solitary Cyclist)
Случай в интернате (The Adventure of the Priory School)
Черный Питер (The Adventure of Black Peter)
Конец Чарльза Огастеса Милвертона (The Adventure of Charles Augustus Milverton)
Шесть Наполеонов (The Adventure of the Six Napoleons)
Три студента (The Adventure of the Three Students)
Пенсне в золотой оправе (The Adventure of the Golden Pince-Nez)
Пропавший регбист (The Adventure of the Missing Three-Quarter)
Убийство в Эбби-Грейндж (The Adventure of the Abbey Grange)
Второе пятно (The Adventure of the Second Stain)

Собака Баскервилей (The Hound of the Baskervilles, 1901—1902)
Долина ужаса (The Valley of Fear, 1914—1915)

Его прощальный поклон (His Last Bow; 1893, 1908—1913, 1917)
Происшествие в Вистерия-Лодж (The Adventure of Wisteria Lodge)
Алое кольцо (The Adventure of the Red Circle)
Чертежи Брюса-Партингтона (The Adventure of the Bruce-Partington Plans)
Шерлок Холмс при смерти (The Adventure of the Dying Detective)
Исчезновение леди Фрэнсис Карфэкс (The Disappearance of Lady Frances Carfax)
Дьяволова нога (The Adventure of the Devil’s Foot)
Его прощальный поклон (His Last Bow)

Архив Шерлока Холмса (The Case-Book of Sherlock Holmes, 1921—1927)
Камень Мазарини (The Adventure of the Mazarin Stone)
Загадка Торского моста (The Problem of Thor Bridge)
Человек на четвереньках (The Adventure of the Creeping Man)
Вампир в Суссексе (The Adventure of the Sussex Vampire)
Три Гарридеба (The Adventure of the Three Garridebs)
Знатный клиент (The Adventure of the Illustrious Client)
Происшествие на вилле «Три конька» (The Adventure of the Three Gables)
Человек с побелевшим лицом (The Adventure of the Blanched Soldier)
Львиная грива (The Adventure of the Lion’s Mane)
Москательщик на покое (The Adventure of the Retired Colourman)
История жилички под вуалью (The Adventure of the Veiled Lodger)
Загадка поместья Шоскомб (The Adventure of Shoscombe Old Place)

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий