Серия об инспекторе Томасе Питте

Палач с Кейтер-стрит

Во время работы над своим первым романом Палач с Кейтер-стрит (The Cater Street Hangman, 1979; в русском переводе Призрак с Кейтер-стрит) Энн Перри еще не предполагала, что роман перерастет в серию, поэтому большинство героев описаны скупо, можно сказать в зачаточной форме. Зато дано подробное описание главного героя — инспектора Томаса Питта (Thomas Pitt), полицейского детектива расследующего убийство нескольких молодых женщин произошедших на улице Кейтер. Его отличное произношение выдает в нем джентльмена, но неряшливая внешность указывает на его принадлежность к низшим сословиям. Мы также узнаем, что Питт случайно получил хорошее образование, но его отец был слугой.

Среди убитых горничная семьи Эллион, а затем убийца еще раз вторгается в эту семью, убив Сару – старшую дочь и сестру Шарлотты. Волею судеб, инспектор влюбляется в Шарлотту, чуждую условностей, откровенную молодую девушку, немного напоминающую Джейн Эйр. Откровенность девушки выходит за рамки норм принятых в викторианском обществе, и представляет собой личное восстание против норм и правил. Впрочем, ее бунт ограничивается тайным чтением газет, откровенными беседами и категоричным отказом от браков по расчету. Ее мать тщетно пытается обуздать восстание молодой девушки, учит ее искусству притворяться, маскировать свои чувства. Знакомство Шарлотты с инспектором Питтом позволяет ей расширить свой кругозор, узнать о совершенно не похожей на ее повседневность жизни бедняков и осознать глубину пропасти из классовых предрассудков. Инспектор понимает, что Шарлотта может жить рядом с потенциальным убийцей и поэтому пытается своими вопросами и расспросами проникнуть во внутренний мир, скрытый об обычного наблюдателя социальными рамками и условностями. А Шарлотта с готовностью помогает ему найти полезную для расследования информацию, но последнее слово в поисках убийцы остается за опытным полицейским.

Роман показывает — как взаимосвязаны потенциальный рост Шарлотты как личности и эмоциональные чувства бывалого полицейского инспектора. Томас Питт также получает уроки, позволившие ему освоить манеру поведения, принятую среди аристократов английского общества. Впоследствии эти уроки не раз ему помогали в карьерном росте и расследованиях преступлений среди высшего света.

Энн Перри удивительно логично показывает как стремление к респектабельности вынуждает скрывать многие грехи. Несомненная удача в изображении социального статуса женщин и правил принятых в обществе той эпохи, затруднявших ход расследования. Эти проблемы отлично видит Шарлотта, но большинство женщин изображенных в романе склонны не выходить за рамки приличия, а потому расследование идет тяжело, и Шарлотта оказывается в иные моменты незаменимой помощницей. Критики отмечают, что социальный вопрос противопоставления по половому признаку был великолепно отражен уже в этом романе, как впрочем и в дальнейших романах Энн Перри, хотя в последних произведениях преобладает освещение вопросов политической тематики.

Уже в первом романе в названии дается отличительный признак серии, впоследствии Энн Перри использует в заглавии романов реальные названия районов Лондона.

А читатели могут порадоваться, поскольку наконец-то великолепные исторические детективы английской писательницы доступны на русском.

Калландер-сквер

Второй роман (Калландер-сквер — Callander Square, 1980; в русском переводе Находка на Калландер-сквер) английской писательницы Энн Перри об инспекторе Питте и его молодой жене Шарлотте представляет читателям новую помощницу из семьи Эллисон. Сестра Шарлотты – Эмили, вышедшая замуж за лорда Эшворда, благодаря своему высокому положению в обществе имеет возможность получать информацию, часто неофициально, в обход официальных полицейских процедур, но крайне необходимую для правильного понимания и оценки происходящего. Поскольку жизнь высшего света скучна и бесцветна, добровольная помощь в расследовании приносит в ее жизнь эмоции, которых она была лишена до этого.

Если в первом романе Палач с Кейтер-стрит Шарлотта и Питт отчасти напоминали традиционную для детективных романов Золотого века пару сыщик и наивный помощник, то уже во втором романе Шарлотта не только активно помогает мужу в расследованиях, собирает информацию недоступную любому мужчине в эпоху Викторианской Англии, вербует добровольных помощников. По сути, она становится незаменимым и увлеченным помощником Великого детектива, без которого найти преступника было бы немыслимо.

Нетрадиционный брак Шарлотты и Томаса Питтов позволяет Энн Перри сделать открытыми для этого детективного дуэта все сферы общества: Шарлотта благодаря своей принадлежности к аристократии имеет доступ в привилегированное общество, когда инспектор Питт благодаря официальному статусу имеет доступ ко всем криминальным слоям низшего общества, отбросам общества.

Расследование в этом романе начинается с находки тел двух младенцев, откопанных во время работы садовниками в фешенебельном районе Лондона. Эмили и Шарлотта собирают информацию, бросающую вызов социальным устоям общества. Благодаря их связям и положению полиции удается допросить не только господ аристократов, но также слуг из аристократических семей, также недоступных для простого инспектора полиции. Добровольные помощники детектива получают информацию о тайных сексуальных связях и менее респектабельной жизни ряда персонажей, которая немедленно доводится до сведения инспектора.

В этом романе английская писательница в подробностях описывает непростую жизнь служащего персонала, особенно женщин: горничных, гувернанток, секретарш, не имевших никакой возможности защитить себя от распущенных работодателей, из-за боязни потерять работу или социальный статус.

Инспектору удается найти улики, во многом благодаря помощи своей жены и ее сестры, и составить из разрозненных кусочков цельную мозаику, результатом чего становится арест преступника.

Парагон Уок

Добровольные помощники продолжают пополнять ряды сыщиков, действующих рядом с инспектором Томасом Питтом и его женой Шарлоттой в романах английской писательницы Энн Перри. Во втором романе серии исторических детективов Находка на Калландер-сквер существенную помощь в расследовании оказывает сестра Шарлотты — Эмили, удачно вышедшая замуж за лорда Эшворда.

В третьем романе серии Энн Перри — Парагон Уок (Paragon Walk, 1981; в русском переводе Туман над Парагон-уок) помощь оказывает дальняя родственница семейства Эллисон — леди Веспер Гаммингс-Гулд (Lady Vespasia Gummings-Gould), живущая по соседству с молодыми супругами, ставшая регулярным персонажем многих последующих романов. Леди, который уже за 80, несмотря на свой возраст великолепно выглядит и держит себя в обществе. Одним она внушает страх, другим восхищение, Шарлотта из последних. Леди Веспер накопила за свою жизнь немалый житейский опыт и множество полезных связей, которые помогают раскрыть очередное загадочное дело инспектора. Аристократическая сыщица к тому же, горячая сторонница реформ, поэтому ее не пугают ни криминальные стороны расследования, ни социальные провалы между разными классами английского общества Викторианской эпохи.

На этот раз инспектору необходимо расследовать жестокое убийство молодой девушки, которая была также изнасилована. Инспектор в очередной раз сталкивается с попыткой скрыть правду за маской респектабельной жизни. А писательница показывает, как викторианское общество относилось к изнасилованию, склонное скрывать или незамечать любые отклонения от нормы.

У Шарлотты растет мастерство в детективных расследованиях. Она точно подмечает детали, проводит связи и выстраивает логические заключения, словом все больше становится самостоятельным детективом.

Энн Перри в этом романе еще только подбирается к скандальной теме, центр внимания пока сосредоточен на отношении между разными классами, а убийство или изнасилование лишь повод для пристального взгляда (или если можно сказать, иллюстрации) непростых отношений между людьми, разделенными социальными нормами. К теме изнасилования и тайных сексуальных извращений, скрытых за фасадом благополучия, английская писательница вернется в других романах из серии об инспекторе Питте, написанных в 80-е годы, но там она уже будет более резка и реалистична.

Ресуррекшн роу

Действие четвертого детективного романа (Ресуррекшн роу — Resurrection Row, 1981; в русском переводе Воскрешение на Ресуррекшн-роу1) английской писательницы Энн Перри из серии о расследованиях инспектора Питта, проходит в бедных районах заселенных простыми лондонскими рабочими.

Но расследование касается не только городской бедноты, а также затрагивает интересы самых высших слоев английского общества. Инспектор Питт пытается выяснить, какова была причина эксгумации нескольких трупов, недавно захороненных. Это неординарное событие имеет тайную связь с усилиями леди Веспер и стремлением повлиять на законодательство, чтобы улучшить условия детского труда.

Это первый роман, где Энн Перри, пусть и вскользь, касается политической тематики, превалирующей в дальнейшем, в поздних романах серии. Писательница показывает явную взаимосвязь между политической властью, богатством аристократии и эксплуатацией бедных. Но роман не политический памфлет, здесь Перри демонстрирует навыки романиста выстраивая оригинальный и закрученный сюжет, а также разбавляя тяжелые сцены от описания викторианских бомжей и трущоб, комедийными эпизодами. Великолепно написана сцена захватывающей погони, через весь Лондон. Тонкая моральная дилемма, которая стоит перед инспектором Питтом заставляет читателя осознать, что писательница блестяще вынуждает читателя решить для себя вопрос: может ли обнаружение одного убийцы, пусть из самого привилегированного сословия, спасти миллионы жизней детей городской бедноты.

Так инспектор Питт впервые описан в традиционной для себя обстановке — лондонских трущоб, а его жена Шарлотта вынуждена неметь перед преступниками своего времени, обладавших не только титулами, но правами и возможностями губить миллионы жизней.

Местечко Ратленд

Пятый роман (Местечко Ратленд — Rutland Place, 19832; в русском переводе — Вор с Рутленд-плейс) из серии исторических детективов Энн Перри об инспекторе Питте и его жене Шарлотте. Первый в ряду романов исследующих тайные сексуальные извращения викторианского общества. В этом романе английская писательница описывает ряд кардинальных перемен, ставших знаковым для последующих романов серии.

Мать Шарлотты, в девичестве Эллисон, вынуждена признать, что у дочери есть талант расследователя, поскольку вынуждена просить ее провести негласное расследование и найти украденный или потерянный медальон, известия о котором могут нанести вред ее репутации.

Оказывается, что это не единственная кража в этом районе, расследование одного преступления тянет за собой целую цепочку неприятных открытий. В ходе расследования Шарлотта попутно разгадывает несколько загадок, вроде смерти Оттилии Каррингтон, которая на самом деле сбежала из дома и сделала успешную карьеру в Лондонском мюзик-холле, а благонравная и респектабельная семья, не желая раскрывать правду о строптивой дочке, предпочла объявить соседям и знакомым о смерти Оттилии.

Инспектор радуется успехам Шарлотты, и в тоже время его беспокоит, ставшие регулярными поздние возвращения домой, с песнями и навеселе от выпитого шампанского. Атмосфера в семье накаляется. Снять напряжение между супругами помогает увлеченная работа. Шарлотта помогает своему мужу распутать непростое дело об убийстве. Она разоблачает инцест между братом и сестрой Лагард, докопавшись до истинной причины этого преступления. Элоиза Лагард была жертвой сексуального насилия со стороны своего брата. Перри показывает как развиваются навыки сыщика у Шарлотты, которая становится вполне самостоятельным детективом, способным вести собственное расследование.

Это один из наиболее удачных романов в серии, поскольку искусно выстроенная интрига, поиск украшения, приводит к раскрытию убийства. Как обычно детектив Энн Перри богат на исторические детали и подробности повседневной жизни людей времен Викторианской эпохи. Он несомненно доставит удовольствие, поклонникам таланта Энн Перри и просто любителям исторических романов.

Блугейтское поле

Блугейтское поле (Bluegate Fields, 1984; в русском издании — Утопленник из Блюгейт-филдс) очередной роман Энн Перри из серии о расследованиях инспектора Питта и его жены Шарлотты, разворачивающихся в эпоху правления королевы Виктории.

Блугейтское поле — историческое место в Лондоне, также известное как Площадь голубых ворот (Blue Gate) — одна из самых известных трущоб, расположенная на окраине, в районе доков Восточного Лондона. На старинных картах обычно это место отмечено как район между двумя улицами, одна из которых носила то же название, а судя по описаниям можно сделать вывод, что в этом районе были расположены самые дешевые бордели, привлекавшие самых бедных моряков и других приезжих. Во времена Викторианской эпохи Блугейтское поле стало символом наихудшего района во всем Лондоне. К примеру, Оскар Уайльд в своем знаменитом романе Портрет Дориана Грея, когда описывает самые ужасные места называет Блугейтское поле.

На этот раз поводом для расследования инспектора Питта становится тело молодого аристократа, выловленное из городской канализации в районе Блугейтского поля. А поскольку система канализации проложена через весь Лондон, поэтому невозможно с точностью определить место, где сбросили тело. Таким образом, канализация становится звеном связующим город, и картой для описания криминальных мест Лондона.

Начальство давит на инспектора, предлагая обвинить в убийстве невиновного репетитора и мешая поискам настоящего убийцы, разоблачению грязных тайн высшего общества. Найти убийцу инспектору помогает Шарлотта, которая учится не только хорошо расследовать, но и молчать в тех случаях, когда это необходимо.

Томас Питт отмечает перемены в характере жены, обычно напористая и навязчивая женщина, научилась бездействовать и молчать, когда это нужно для дела.

Энн Перри в этом романе раскрывает перед читателем криминальную карту Лондона с его знаменитыми трущобами и местами, которые редко описывались в художественной литературе. Она показывает людей из высшего света, способных на преступление и лондонскую бедноту, для которых преступление было нормой жизни, а также точки возможного соприкосновения этих разных миров, объединенных общей целью.

Смерть в Дьявольском акре

Смерть в Дьявольском акре (Death in the Devil’s Acre, 1985; в русском издании — Смерть в Поместье Дьявола) седьмой роман Энн Перри из серии исторических детективов об инспекторе Питте и его жене Шарлотте.

Начинается роман как обычно, с обнаружения трупа респектабельного мужчины, найденного в районе, прозванном Дьявольским акром, где главным образом обитают проститутки. Выясняется, что убитый был пэром, а после смерти он к тому же был кастрирован, затем появляются новые жертвы с аналогичными признаками. Как предполагают сыщики маньяк убивает — посетителей проституток —  и кастрирует свои жертвы в назидание за плотские утехи.

Дьявольский акр — довольно известный район трущоб Лондона в викторианскую эпоху, находившийся возле Вестминстерского аббатства, поскольку монахи предлагали подозреваемым в преступлении и должникам своего рода укрытие. Эти трущобы упоминает Чарльз Диккенс в Домашнем чтении и ряд журналистов XIX века, характеризуя их как центр бедности, порока и криминала. Район считался одним из самых густонаселенных, а поскольку он был очень плохо обустроен и соседствовал с исчезнувшей рекой Тибурн, здесь царили болезни и высокая смертность.

В романе Энн Перри вновь поднимает тему разделения между классами и вновь подвергает сомнению ценности Викторианской эпохи. Писательница показывает двойные стандарты, господствующие в морали и экономике, позволяющие эксплуатировать женский труд. Перри также развенчивает викторианское представление о женщине как эстетическом объекте, красивом, но бесполезном, предназначенном для развлечения мужчин.

Шарлотта случайно узнает, что ряд викторианских леди аристократического рода в поисках развлечения и в попытках убежать от удушающей скуки, предлагали себя в качестве проституток.

Участие Шарлотты в этом деле, представляет испытание для инспектора. Он очень неодобрительно относится к ее походам в районы бедноты и трущоб, понимая насколько опасны для женщины подобные места.

В заключительной сцене, где Шарлотта в схватке побеждает одну из аристократок, прикидывающейся проституткой, писательницы продолжает утверждать, что Шарлотта может стать полноценным сыщиком. Ее способности не только в разгадывании логических загадок или поисках информации об аристократической верхушке, но она способна в рукопашной схватке с равным по силе противником постоять за себя.

Кардингтонский полумесяц

Кардингтонский полумесяц (Cardington Crescent, 1987; в русском издании вышел под названием Натюрморт из Кардингтон-кресент) — один из самых интересных и заметных романов Энн Перри в серии исторических детективов о Шарлотте и инспекторе Питте.

Завязкой для расследования служит убийство лорда Эшворта, мужа Эмили, сестры Шарлотты. Джордж Эшворт был отравлен ядом, подсыпанным ему в утренний кофе. Подозрение падает на леди Эшворт, поскольку ее муж в последнее время увлекался своей симпатичной племянницей Сибиллой. В ходе расследования выясняется, что глава семьи насмехался над своим сыном и его талантом художника, а также принудил свою племянницу к половой связи. Семейные тайны скрывают от внешних глаз конфликты, позорные тайны и невероятную злобу, какую только можно вообразить в рамках счастливого семейства.

Инспектору Питту не дают возможности копаться грязном семейном белье и заносчивые аристократы блокируют дальнейшее расследование. Тогда к расследованию подключается Шарлотта, которая действует уже как профессиональный и вполне самостоятельный сыщик, ведь на кону честь и жизнь ее сестры. В романе появляется тетушка Веспер, которая поддерживает Шарлотту и помогает ей в расследовании этого загадочного убийства. Инспектор Питт поддерживает жену, превращаясь из главного лица в помощника. Шарлотте не могут закрыть вход во внутренние покои семьи, где и обнаруживается настоящий убийца. Но уличить его можно только вороша семейные тайны, и заставляя активно действовать.

Кардингтонский полумесяц продолжает рассказывать о расследованиях инспектора Питта и его жены Шарлотты касающихся сексуальных извращений встречавшихся среди представителей высшего света Викторианского общества. Писательница показывает, что полицейских того времени аристократия рассматривала как низший класс, а потому считала себя безнаказанными избранниками, неподвластными общим нормам морали и этики. Но за идеальным фасадом скрывались шокирующие поступки, грязные секреты, которые полиция того времени стремилась обходить стороной.

Молчание в Ганноверском тупике

Своеобразный исторический детектив об историческом детективе скрывается в очередном романе (Молчание в Ганноверском тупике — Silence in Hanover Close, 1988; в русском издании — Тишина в Хановер-клоуз) Энн Перри из серии о расследованиях инспектора Питта и его жены Шарлотты.

Шарлотте приходится заниматься расследованием нераскрытого убийства совершенного несколько лет назад, поскольку против Питта выдвинуто обвинение, и он вынужден переживать сидя в тюремной камере за жену, которая всеми силами пытается раскрыть правду и избавить Питта от петли. Вместе они обнаружили, что в одном из нераскрытых дел об убийстве девушки, трехлетней давности, что правительственный чиновник из министерства иностранных дел дал ложные показания, желая скрыть свою тайную жизнь, а точнее факт переодевания в одежду другого гомосексуалиста. Но государственная машина не терпит посягательства извне, даже со стороны представителей общества и инспектору инкриминируют убийство девушки, которое ему удалось вытащить из небытия.

Теперь расследование переходит в руки Шарлотты и ее сестры Эмили, которую спасли в прошлом3 от ложного обвинения в убийстве мужа. Расследовательницам не удается найти улики и распутать дело традиционным способом, с помощью аристократических связей, ведь общество дипломатов подобно подобно шпионам представляет закрытый клуб, а информация остается только внутри. Приходится действовать нестандартно, и частные детективщицы берут на вооружение способ, который использовался дипломатами. Они переодеваются в других, чтобы добыть необходимую информацию. Эмили изображает горничную, простую деревенскую девушку, а Шарлотта изображает гостью из другой страны, ловко имитируя иностранный акцент. Поразительно описаны впечатления Эмили, впервые видящей ситуацию с другой стороны, глазами служанки пытающейся угодить аристократам, но цель достигнута и улики добыты.

Начальство Питта обескуражено столь невероятным способом получения информации, а сведения, добытые столь нетрадиционным способом настолько шокирующие, что могут стоить постов самым высокопоставленным чиновникам министерства, а также нескольких смертей, но они спасают жизнь инспектору, которому также удается удержаться на своей должности благодаря удачному завершению дела.

Инспектор Питт уже который раз играет не первостепенную роль в романе, рассказывающем о шокирующих сексуальных тайнах викторианского общества.

Вифлеемская дорога

Часть детективных романов английской писательницы Энн Перри была посвящена разоблачению скрытых сексуальных извращений Викторианской эпохи. Романы — Местечко Ратленд, Блугейтское поле, Смерть в Дьявольском акре, Кардингтонский полумесяц и Молчание в Ганноверском тупике из серии об инспекторе Томасе Питте и его добровольной помощнице ставшей незаменимым, а иногда и вполне самостоятельным помощником, Шарлотте Питт.

В большинстве случаев жертвами были женщины — наиболее бесправная и угнетаемая часть викторианского общества, а преступниками обычно являются наделенные богатством или властью представители аристократии, благодаря своему высокому положению в обществе, ставящие себя выше закона. В последующих романах серия от личных проблем отдельных индивидов и семейств обращается к более масштабным вопросам. Перри указывает, что некоторые индивидуальные преступления были мотивированы ограничениями, царящими в XIX веки, а также связывает с необходимостью социальных реформ, доверия женщинам законных прав равноценных с мужчинами, введения избирательного права для голосования. Шарлотта в своих расследованиях пользуется большей свободой, чем многие женщины ее времени. Это различие между ней и другими женщинами визуально подчеркивает степень бессилия других женщин перед законом.

В романе Вифлеемская дорога (Bethlehem Road, 1990; в русском издании — Казнь на Вестминстерском мосту) расследование начинается как обычно с трупа. На Вестминстерском мосту находят привязанного к фонарному столбу элегантно одетого, мертвого мужчину. Общественность возмущена и требует немедленного расследования, когда выясняется, что убитый был член парламента. После этого находят еще двух парламентариев, убитых аналогичным образом. Этих людей ничего не связывает, кроме факта, что все трое голосовали против избирательного права для женщин. Но в ходе расследования вскрываются факты, которые шокируют не только консервативное лондонское общество, но и привыкших к самым страшным сценам расследователей. Шарлотта, например, узнает о том, насколько некоторые мужья плотно контролируют религиозные убеждения своих жен. В случае непослушания запирают их дома или отдают в психиатрическую лечебницу. Мужья могут развестись, сохранив при этом детей и имущество, женщины лишены подобной возможности и более того, в случае аналогичных заявлений их скорее готовы признать сумасшедшими. Но если Шарлотта страстно желает реформ, Перри показывает, что феминистский характер перемен несет в себе не только положительные аспекты. Окружение Шарлотты указывает на негативные черты реформ, а позднее в романе Брансвикский сад (Brunswick Gardens, 1998) Перри нарисует отрицательный портрет новой женщины.

Шарлотта становится все более и более независима от мужа в своих расследованиях, но в романе ей предстоит пройти испытание, показывающее, что и она является уязвимой. Детективщица ходит буквально на грани, не замечая опасности, которая ей грозит, увлеченная расследованием. Ей едва удается спастись во время нападения, и она поступает вполне в духе детективов XX века, сбросив нападавшего в Темзу.

Энн Перри продолжает описывать неизвестные стороны Викторианского общества используя высокую прозу и сатирические остроты, она тонко чувствует время и место, изображая характерных для того исторического периода персонажей.

Хайгейтский холм

С развитием серии исторических детективов об инспекторе Томасе Питте и его жене Шарлотте писательница Энн Перри обращается к новым, все более серьезным темам, болезненно воспринимаемым не только во времена правления королевы Виктории, но и сегодня.

Например, в романе Хайгейтский холм (Highgate Rise, 1991) английская писательница вновь поднимает тему эксплуатации бедных богатыми. Мотивы этой темы уже проскальзывали в ранних романах серии, но настолько резко и болезненно, как это умеет делать Энн Перри, этот вопрос поставлен именно в этой книге.

Расследование убийства выдающегося врача, который был убит возле своего дома, доверено инспектору Питту, а Шарлотта в очередной раз ассистирует своему мужу. Инспектор пытается сразу решить вопрос, кто был намеченной жертвой убийцы, врач или его жена.

Роман показывает, что развивается не только Шарлотта, которая с каждым новым расследование доказывает, что увлечение переросло в профессионализм, пусть она всего лишь помощница или частный детектив. Энн Перри также удивляет читателей. Она представляет ряд свежих и оригинальных идей, например, выбор оружия для убийства и обрисовывает ряд сложных и многогранных персонажей. Но главное достижение этого романа — это соотношение списка подозреваемых и реального убийцы, она словно подсмотрела этот секретный прием у Агаты Кристи и до конца романа так не ясно, кто же на самом деле убийца. Также как в детективах Кристи, подозреваемым оказывается персонаж, наиболее подходящий на эту роль с самого начала и против которого с самого начала выдвинуты улики, но которые забыты под слоем ложных ходов.

Убийство происходит в фешенебельном районе, где свет газовых фонарей и туманные ночи помогают в очередной раз заглянуть во времена викторианского Лондона.

Белгрейв сквер

Инспектор Томас Питт достиг пика своей карьеры. С успехом раскрытые дела и такт в общении с аристократами обеспечивают инспектору негласную гарантию, что все деликатные дела, связанные с подозреваемыми или жертвам из высшего света будут доверены именно ему.

Новый роман (Белгрейв сквер — Belgrave Square, 1992) Энн Перри берет свое название от одной из самых знаменитых и больших площадей XIX века. Сегодня на этой площади находится ряд посольств европейских государств и офис компании Олега Дерипаски. Роман также знаменует собой появление новых акцентов в серии исторических детективов, направленных на попытки сыщиков-героев сохранить свою репутацию и отстоять принципы, отказавшись от интриг и власти, которую дает им собранная в ходе расследования информация.

Но успех в делах связанных с людьми из власти, может в любой момент обернуться против полицейского инспектора, играющего с огнем, и поставить крест на его карьере. А также инспектор невольно подвергает опасности всех членов своей семьи, которые с пониманием поддерживают его в непростых ситуациях.

Роман Белгрейв сквер рассказывает о мощной политической организации под названием Внутренний круг, которая под прикрытием благотворительной деятельности пытается захватить контроль в правительстве и экономике, используя влияние своих членов.

Инспектор Питт расследует убийство человека, шантажировавшего одного из руководителей Внутреннего круга. Много лет назад будущий лидер убил свою жену, грозившую разоблачением его гомосексуальной связи. Энн Перри создает поистине головоломную интригу, описывая вероломство и коварство, царящее в высших политических сферах. В отличие от большинства персонажей пытавшихся использовать информацию как средство давления, инспектор Питт поступает как честный полицейский. Он разоблачает преступника, сознательно отказавшись от выгодного, но выходящего за границы его моральных принципов.

Как и полагается серийному детективу, все заканчивается для главных героев хорошо, а к друзьям присоединяется новый муж Эмили, сестры Шарлотты Питт, который делает свои первые шаги на политическом поприще в парламенте, проваливается, поскольку Внутренний круг тщательно контролирует все политические инициативы. А инспектор получает повышение, хотя не отказывает себе в удовольствии в дальнейшем участвовать в реальных расследованиях.

Палач из Гайд-парка

В названии очередного исторического детектива Энн Перри (Палач из Гайд-парка — The Hyde Park Headsman, 1994) из серии о расследованиях инспектора Питта и его жены-помощницы Шарлотты, появляется одно из самых известных мест Лондона — Гайд-парк, известное сегодня как одно из самых политизированных мест столицы Великобритании.

До XVI века парк принадлежал Вестминстерскому аббатству, но затем английские монархи реквизировали его и использовали как место для собственных развлечений и охоты, а позднее парк стал любимым место отдыха жителей Лондона, местом, где проходили массовые акции протеста и народные гуляния. Королева Виктория использовала пространства Гайд-парка как место для проведения первой в истории Всемирной выставки в 1851 году, для чего на его территории был выстроен Хрустальный дворец — названный одним из чудес света.

В романе Палач из Гайд-парка Шарлотта вынуждена снова вернуться к активным действиям детектива-любителя. После того как в романе Белгрейв сквер Томас Питт разоблачил тайную организацию Внутренний круг и его повысили, новое дело на которое обращено внимание всего общества, может стоить ему не только работы, но и разрушить сего семью. Детективные способности подводят инспектора, а кресло суперинтенданта не может уберечь от очарования, которым оплела его невероятной красоты убийца. На помощь Питту приходит его жена Шарлотта, помогая сохранить не только семью, но и голову.

Сюжет завязан вокруг совместных попыток ирландских и английских политиков найти общее решение в больном вопросе об ирландском самоуправлении. С английской стороны в числе переговорщиков молодой только что избранный парламентарий Джек Рэдли, новый муж сестры Шарлотты — Эмили. Позднее Энн Перри вновь вернется к ирландскому вопросу в романе Эшворд Холл, а пока в этом месте, где должна произойти встреча политиков, находят обезглавленное тело, а по Лондону ползут слухи о возвращении Джека-Потрошителя.

Роман вызвал массу нареканий со стороны критиков, обвинявших писательницу в использовании традиционных английских брендов для популяризации ее произведений, недостаточной психологической глубине введенных в серию персонажей или в чрезмерном описании жестоких убийств, черте несвойственной романам Викторианской эпохи.

Роман написан слабее, чем ранние или поздние работы английском писательницы, но не это главная причина для столь дружной компании, нацеленной против этого романа. Палач из Гайд-парка, в целом не сильно выделяющегося на фоне других работ серии, а критика в его адрес вероятно вызвана, невероятной популярностью исторических детективов Энн Перри среди американских читателей.

Ворота предателей

Противостояние между тайной организацией Внутренний круг, известной читателям по предыдущим романам серии, и инспектором Томасом Питтом продолжается в романе Ворота предателей (Traitor’s Gate, 1995). Очередной исторический детектив Энн Перри по стилю напоминает увлекательный шпионский роман, а по сюжету рассказ Артура Конан Дойла Морской договор.

В названии упомянуты Ворота предателей – известная достопримечательность лондонского Тауэра, самой знаменитой британской тюрьмы. Ворота были построенные Эдуардом I, для обеспечения водой помещений королевской семьи. В бассейне за воротами был двигатель, который подавал воду в цистерну на крыше, а оттуда в камеры именитых заключенных. Ворота предателей использовались как вход в Тауэр, когда заключенных привозили по Темзе на барже, проплывавшей под мостом, на котором были вывешены головы недавно казненных заключенных.

В романе описывается, что к суперинтенданту Томасу Питту обращается его покровитель, давший ему образование и хорошее воспитание — Сэр Артур Десмонд. Он просит Питта заняться расследованием в британской колонии, расположенной в Африке. Десмонд считает, что в немецкую разведку поступает информация от кого-то из руководства колонии. Но происходит непоправимое и уже друг детства Мэтью Десмонд просит расследовать предполагаемое самоубийство его отца, поскольку считает, что Сэр Артур был убит из-за отказа поддерживать политику Внутреннего круга. Сэр Артур открыто критиковал вмешательство этой организации в британскую внешнюю политику и в частности в ситуацию с Африкой, а также обличал эксплуататорские методы управления, указывая, что все это делается ради собственной выгоды.

Расследование инспектора на этот раз является прямым вызовом властным структурам, основанным на слепой верности его членов. Инспектор идет на смертельный риск, не желая остановиться и согласиться с текущим положением вещей. Его расследование позволяет ему познакомиться с новыми, весьма интересными персонажами из африканских колоний. А также показать какие ужасные вещи творились в обществе людей, несущих цивилизацию дикарям. Например, он изобличает государственного секретаря, убившего свою жену. Он считал ее предательницей только потому, что она не поддерживала его политические взгляды. Но Внутренний круг способен защитить себя самыми радикальными способами, устранив убийцу Десмонда, тем самым еще раз демонстрируя свою мощь и способность скрыть правду от общества.

Роман показывает, что успешная карьера детективов Питта и Шарлотты достигла момента, когда убийство или преступление может быть использовано как политический инструмент, а следовательно бороться с этими преступниками надо не только расследуя преступления, но используя методы принятые в дипломатии. В романе Энн Перри окунает их в прошлое, напоминая своим героям об их происхождении и первоначальном мировосприятии, показывая какой путь они прошли, чтобы стать профессионалами сыска.

Заговор Белой часовни

Величайшим преступником Викторианской эпохи английская писательница Энн Перри называет Джека Потрошителя, чьи следы можно обнаружить в нескольких романах серии о Томасе Питте. Например, в детективе Заговор Белой часовни (The White-chapel Conspiracy, 2001) английская писательница дает свое объяснение этих ужасных убийств.

В романе продолжается противостояние полицейского детектива и тайной организации Внутренний круг, известной по более ранним романам серии. Инспектор, не догадываясь об этом, производит арест одного из членов организации за убийство. В отместку организация влияет на назначение Питта, и его отправляют служить в секретное подразделение.

Конфликт разгорается с новой силой, поскольку инспектора направляют для слежки за революционерами и бунтарями, а тайная организация планирует использовать революционные действия, чтобы сменить форму правления, монархию на парламентскую республику, дабы получить полный контроль над страной.

Действие осложняется, когда выясняется, что одна из постоянных помощниц инспектора тетушка Веспер, влюблена в итальянского революционера, который и помогает разрядить практически неразрешимую ситуацию и сорвать планы Внутреннего круга. Питту и его помощникам в итоге удается доказать, что самоубийство было убийством, а сокрытие улик было сделано намерено для разжигания восстания рабочих.

Сюжет романа напоминает рассказ Эдгара По Украденное письмо (The Purloined Letter, 1845). Энн Перри в очередной раз раскрывает читателям глаза и показывает моральное банкротство, царящее в среде правящих классов.

Роман прекрасно иллюстрирует еще одну идею английской писательницы — взаимосвязь между всеми слоями английского общества. Так герцог Виндзорский и другие правящие особы добиваются от инспектора Питта подробнейших описаний жизни самых незащищенных слоев общества — еврейских иммигрантов или рабочей бедноты.

В Заговоре Белой часовни появляется и новая тема. Энн Перри ставит своего героя в такое положение, когда он должен выбирать между верностью идеалам закона и свой службы. Она показывает, насколько коррумпированной была полиция даже в то время, и заставляет еще раз сделать выбор между тем, кому и чему инспектор Питт должен посвятить свою верность и преданность.

  1. Русский вариант название представляет своеобразную тавтологию, которая отчасти помогает раскрыть коннотации, заложенные в названии этого романа, Resurrection — воскресение, Row — гвалт, улица, ряд домов.
  2. Ратленд — графство в самом центре Британского острова, очень маленькое по размерам, чуть больше Лондона. Благодаря историческому значению сохранило свой статус и сегодня.
  3. См. рецензию на роман Кардингтонский полумесяц.

Добавить комментарий