vldmrvch.ru

Головоломки Агаты Кристи

Образ Эркюля Пуаро, самого популярного литературного сыщика XX века, наряду с Шерлоком Холмсом и инспектором Мегрэ, родился в воображении Агаты Кристи совершенно случайно. Она уже почти продумала сюжетную канву своего первого произведения, когда поняла, что для установления истины ей потребуется сыщик. И тут он его увидела — маленький плотный человечек с огромными усами, вечно все приводящий в порядок, аккуратно расставляющий по местам и предметы, и факты. Поскольку в округе в годы Первой мировой войны было множество беженцев-бельгийцев, Кристи решает, что среди них мог быть и отставной полицейский инспектор. Не без иронии наделяет она своего низкорослого героя звучным именем Геркулес — Эркюль — Пуаро.

Пуаро — иностранец — дал писательнице большую свободу. Повествуя о многих деталях быта, условностях английской жизни и так далее, она показывает их глазами человека со стороны, которому иногда приходится растолковывать правила и условности, без подсказки понятные английскому буржуа.

В уста своего героя-сыщика Агата Кристи вкладывает иронические и критические замечания об английском обществе. К примеру, он замечает: На собственном опыте многие англичане убеждены в том, что сказанное иностранцу можно не принимать всерьез (Глупость мертвеца). Пуаро известно, что значительно больше убийств, нежели можно предположить, совершено, чтобы сохранить внешнюю респектабельность (Мисс Макгинти мертва).

Для Пуаро поиски преступника — необходимость морального порядка: он должен покарать зло и восстановить справедливость. В этом смысле он, конечно, же выражает позицию самой писательницы, видевшей в детективной литературе ее нравственный аспект.

Детектив был рассказом о преследовании и расследовании, а также рассказом с моралью… Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву, — писала она в автобиографии.

Можно сказать, что все книги Кристи объединяет наивная и неистребимая гуманистическая вера в то, что добро всегда победит, а порок будет наказан. Уместно заметить, что она всегда избегает живописать детали преступления, удовлетворяясь сухой и необходимой информацией. Нередко жертвы преступления в ее романах столь же несимпатичны, как и преступники (Роджер Экройд, капитан Тревильян), но можно быть всегда уверенным, что преступник у нее никогда не вызовет сочувствия.

Кристи резко отрицательно относилась к тем детективным произведениям, авторы которых преступали моральные нормы: Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости, — пишет она в автобиографии.

У критиков да и у немалой части читателей утвердился взгляд на книги Агаты Кристи как на добротное, но чисто развлекательное чтение, своего рода гимнастику ума. Например, автор уже упоминавшейся монографии Роберт Барнард утверждает, что действие большинства ее книг происходит в некой сказочной земле, замаскированной под английскую деревню.

Большой знаток мировой детективной литературы, наследовавший после Кристи пост президента Клуба детективистов и сам автор ряда интересных детективов, Джулиан Саймонс считает, что именно книги Агаты Кристи придали жанру характер сложной головоломки, в которой интерес читателя к судьбам героев почти угасает, ибо он не только не нужен, но и не желателен.

С подобной точкой зрения согласиться нельзя. Агата Кристи действительно умела загадать читателю трудно разрешимую без помощи Пуаро или мисс Марпл загадку, но она не только великолепный конструктор загадок. Агата Кристи — точный и иронический летописец нравов достаточно обширной прослойки современного ей английского общества.

Писательница чутко откликалась на изменения, происходившие в Англии. Если в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, в ее романах чаще всего действует преступая организация, по структуре и влиятельности очень напоминающая гигантскую межнациональную корпорацию. Таким образом, книги Кристи, очевидно, не только развлекательное чтение, а правдивые документы эпохи. Заложенная в них разнообразная информация подтверждает мысль Р. Уинкса о том, что хотя бы историк должен ценить детективную литературу.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе