Алистера Маклина, автора многочисленных приключенческих романов и повестей, а также шпионских триллеров, — увы, больше нет на свете. Живший последнее время в Женеве писатель отправился к другу в Мюнхен и скончался от сердечного приступа в одной из здешних больниц в феврале 1987 года в возрасте 64 лет.

Родившийся в семье пресвитера, Маклин вырос в горах Шотландии. В 1941 году, восемнадцатилетним юношей, он начал службу в британском королевском флоте, откуда демобилизовался через пять лет. Первые два с половиной года он прослужил унтер-офицером на крейсере и участвовал в эскортировании караванов, направлявшихся в Мурманск и Архангельск.

После демобилизации молодой моряк поступает в университет города Глазго и оканчивает там курс английской филологии. В течение нескольких лет он работает школьным учителем в одном из пригородов Глазго. Заняв в 1954 году первое место в конкурсе на лучший рассказ, Маклин, по совету издателя — организатора конкурса, пишет свое первое и лучшее произведение — повесть Крейсер Улисс (HMS Ulysses, 1955). В основу ее был положен опыт, полученный писателем во время службы на боевом корабле. Написал он повесть всего за три месяца. «Крейсер «Улисс» принес автору всемирную известность.

Вдохновленный первым успехом, Маклин дает волю своему богатому воображению и создает один боевик за другим. Первым из них была повесть Пушки крепости Наварон (The Guns of Navarone, 1957), экранизированная в 1961 году. В фильме, созданном Карлом Форманом и имевшем огромный успех, снимались актеры Грегори Пек, Дэвид Найтвин и Энтони Куинн. Семнадцать лет спустя тот же Форман создал киноверсию повести Маклина Ураган с острова Наварон, являющуюся как бы продолжением Пушек. Однако эта картина с участием Гаррисона Форда и Роберта Шоу оказалась не столь удачная, как первая.

За первым последовали и другие произведения — Южнее мыса Ява (South by Java Head, 1958), Последняя граница (The Last Frontier, 1959), Ночи нет конца (Night Without End, 1960), Ключом был страх (Fear is the Key, 1961), по которому в 1973 году был снят фильм с участием Барри Ньюмена и Сузи Кендам, Зоy (The Golden Rendezvous, 1962), Черный крестоносец (The Dark Crusader, 1961), Дьявольский микроб (The Satan Bug, 1962), Дрейфующая станция Зет (Ice Station Zebra, 1963), Когда пробьет восемь склянок (When Eight Bells Toll, 1966). Последняя повесть была переработана Маклином в киносценарий.

Следом появились повести Куда летают одни лишь орлы (Where Eagles Dare, 1967), Ураган с острова Наварон (Force 10 From Navarone, 1968), Кукла на цепочке (Puppet on a Chain, 1969), Караван идет в Ваккарес (Caravan to Vaccares, 1971), Остров Медвежий (Bear Island, 1971), повесть для подростков Капитан Кук (1972), Смерть в пустыне (The Way to Dusty Death, 1973), киносценарий Ущелье Разбитого Сердца (Breakheart Pass, 1974). В фильме по этому сценарию приняли участие Чарлз Бронсон и Ричард Кренна. В 1974 году вышла повесть Цирк (Circus), в 1976 году — Золотые Ворота (The Golden Gate), в 1977 году — Морская ведьма (Seawitch) и Река смерти (River of Death). Последние романы и повести даются автору с трудом. После приключенческой повести Партизаны (Partisans, 1982) наступает перерыв. Следующее произведение, Сан Андреас (San Andreas), выходит в свет лишь в 1984 году, а год спустя — повесть Одинокое море и сборник рассказов.

Помимо приключенческих произведений Маклин писал и детективы. Под псевдонимом Ян Стюарт он выпустил в свет произведения Черный крестоносец и Дьявольский микроб, Снег на Бене. Он также является автором сборника стихов и книжки для детей Все о Лоуренсе Аравийском (1962). Была экранизирована его повесть Тайными путями. В этом фильме о британском ученом, бежавшем в Советский Союз, которого английские агенты пытаются вернуть на родину, снимался Ричард Уидмарк.

Нужно отметить, что сам автор редко смотрел собственные фильмы, хотя, по словам Зллиота Каспера, американского кинопродюсера — того, кто убедил Маклина написать в свое время первый киносценарий, — все книги Маклина сложно созданы для киноэкрана. Их почти не надо переделывать, — отмечал Кастнер. — Когда вы их читаете, то все, что там происходит, ярко вырисовывается в вашем воображении.

В Америке Маклин был более популярен, чем в Великобритании, но не очень-то потакал своим заморским почитателям. Когда он создал приключенческую теледраму Башни заложников с участием Дугласа Фербенкса-мдадшего и Билли Ди Уильямса, в которой речь идет о банде террористов, захвативших Эйфелеву башню и требующих выкупа за то, что они освободят экскурсантов, то представители телекомпании Си-би-эс обратились к автору с просьбой заменить в сценарии Эйфелеву башню статуей Свободы, тот отказался. Мне не нравится формат экрана, — вежливо заявил писатель. — И вообще, мое дело — писать книги, ваше — делать сценарии.

Хотя Маклин и называл себя скорее бизнесменом, чем писателем, вряд ли можно в этом с ним согласиться. Недаром его книги (написал он их три десятка, последняя Санторини — о действиях шпионской сети на островах Эгейского моря, вышла уже после смерти автора в издательстве Даблдей, постоянно публиковавшем его произведения) переведены более чем на тридцать языков и вышли общим тиражом свыше двухсот миллионов экземпляров.

Уже упоминавшийся Эллиот Кастнер так отзывался о писателе: Маклин — прирожденный рассказчик. Он мастер приключенческих романов. Человек по натуре молчаливый и сдержанный, Маклин работал с пяти утра до часу дня. И несмотря на то, что книгу он писал всего за несколько недель (а на ее обдумывание, верно, уходило во много раз больше времени), Маклин, по словам одного американского критика, создал самые захватывающие истории, какие я когда-либо читал. Действие его романов и повестей происходит в Арктике (Крейсер Улисс, Остров Медвежий, Дрейфующая станция Зет), и на греческих островах (Пушки крепости Наварон), и в Югославии (Ураган с острова Наварон, Партизаны), и в Карибском море (Золотое рандеву). Местом действия может быть и надводный корабль (Крейсер Улисс, Когда пробьет восемь склянок), и субмарина (Дрейфующая станция Зет), и самолет (Ночи нет конца).

Правда, в конце 70-х — начале 80-х годов в творчестве писателя намечается спад, он начинает повторяться, в романах появляется искусственность, их действие замедляется, а автор нередко нарушает собственный принцип: Не давать читателю передышки, что тот не успел сказать: Такого не бывает!. Лаконизм уступает место длиннотам. Герои много пьют, разглагольствуют, цитируют медицинские и географические справочники и только под конец сюжета спохватываются и начинают действовать (Остров Медвежий).

Роман Река смерти представляет собой попурри, где один ужас сменяет другой, что подчас вызывает улыбку. Возможно, так и было задумано, автор сам задался целью заставить читателя улыбнуться этому нагромождению кошмаров, тем самым как бы говоря ему: все это только игра воображения, чтобы разбудить остроту чувств. Во всяком случае, к такому выводу пришел Чарлз Пур, литературный критик газеты Нью-Йорк Таймс, по словам которого, Aлистер Маклин с кривой ухмылкой вставлял шуточки, описывая картины хаоса, смерти и всеобщего разрушения.

Но не в этом причина популярности Маклина. Писатель логически точно и убедительно строит фабулу, напряжение повествования в его произведениях неуклонно усиливается, развязка впечатляет. Положительные персонажи его внушают симпатию, а негодяи никогда не поднимаются на высоту положения, правда, надо отметить и отрицательные персонажи у Алистера Маклина — люди, а не манекены. Ситуации, в которые попадают его герои, всегда драматичны и, на первый взгляд, безнадежны. Однако люди, творя чудеса мужества и находчивости, преодолевают все препятствия и выходят победителями, хотя подчас и с большими потерями, теряя друзей и любимых. Маклин превосходно знает ремесло каждого из своих персонажей, к оттого его описания деталей убедительны. Диалоги у него энергичны, полны иронического подтекста, а речевые характеристики ярки. Но самое, пожалуй, главное в том, что у писателя всегда и во всем четкая и понятная нам нравственная позиция. Стойкость, верность долгу. Дружбе, вера в правое дело — вот что привлекает читателя в творчестве этого замечательного писателя, не менее популярного, но более человечного, на наш взгляд, чем сама королева детективного жанра Агата Кристи.

В. Кузнецов

Добавить комментарий