В 1826 году американский писатель Фенимор Купер, получив должность американского консула в Лионе, уехал в Европу, где пропел несколько лет (1826—1833). Борьба за избирательную реформу, происходившая в это время в Англии, Июльская революция 1830 года во Франции привлекли внимание писателя, и это помогло ему глубже понять события общественной жизни и политической борьбы в Западной Европе. Купер трезво оценил монархию Луи-Филиппа как господство банкиров и крупнейших капиталистов, вырвавших из рук народа плоды революции. Однако европейские события не ослабили его интерес к событиям общественной жизни и политической борьбы в США. Между тем известия, которые он получал с родины, были весьма неутешительными. В 1832 году один из близких друзей писал Куперу, который находился в это время во Франции: Каковы будут результаты, знает один бог, но я опасаюсь, что нам придется увидеть времена плохие во всех отношениях… Люди, стоящие во главе… не заботятся ни о чем, кроме власти, и готовы послать нацию хоть к дьяволу, если они только смогут властвовать… Когда вы вернетесь сюда, вы будете поражены… Он не ошибся. Возвращение на родину в 1833 году положило конец иллюзиям Купера о своеобразии исторического развития США, которое он до этого склонен был идеализировать и противопоставлять развитию буржуазных стран Европы.

30-е годы XIX века в истории США характеризуются интенсивным ростом капитализма и разложением мелкого фермерского хозяйства. Открытый захват власти крупнейшими капиталистами, землевладельцами и финансовыми воротилами особенно ярко проявился в политической жизни Америки в период так называемой джексоновской демократии. Кандидатура Джексона на президентский пост была выдвинута в 1828 году демократической партией. Ее программа, якобы направленная против крупного капитала и землевладения, привлекла на сторону Джексона трудовое население, обманутое демагогическими лозунгами всеобщего избирательного права, свободы, равенства и братства. Эти лозунги были выдвинуты лидерами демократической партии для укрепления своих политических позиций и помогли им добиться победы на выборах. Оказавшись у власти, демократы проделали то, что американские историки называют чисткой аппарата. В действительности эта чистка была проведением в жизнь принципа победителям — добыча. В погоне за этой добычей буржуазные политики не пренебрегали никакими средствами. Мошенничество, подкуп избирателей, политические сделки и темные махинации стали признанным законом политической жизни США. Такова была та новая Америка, которую увидел Купер, возвратившись на родину после семилетнего пребывания в Европе. Писатель не мог не заметить угрожающего сходства общественной жизни Америки с европейским буржуазным строем. Замечая по поводу политической коррупции в Англии, что любовь к деньгам — корень всяческого зла, Купер с горечью писал, что американцу не нужно ездить в Англию, чтобы искать примеров этого зла, — он может легко обнаружить его у себя на родине. Разочарование в американском обществе стало определяющим для всего дальнейшего творчества Купера. Безграничная страсть к наживе, — писал он, — поглощает все принципы: национальную честь, нормы общественной жизни, конституцию… Мы существуем под властью самого развращающего из всех влияний — любви к деньгам.

В эти годы Фенимор Купер пишет ряд художественных и публицистических произведений, в основе которых лежит острая критика социальной действительности, жестокое осмеяние американской лжедемократии (Письмо к соотечественникам, Домой, Дома, Моникины, Американский демократ и другие).

Перелом в мировоззрении Купера был замечен не только в Америке, где он пришелся явно не по вкусу буржуазным критикам, но и в Европе. Отклики на новое направление в творчестве Купера мы находим и в русских журналах того времени, которые внимательно следили за появлением его новых произведений. Так, например, один из русских рецензентов, П. Савельев, писал в 1836 году: Господин Купер… сердит на своих соотечественников американцев, которым он говорит порой горькие истины и советует, чтобы они не так много о себе думали. Ему надоела их хвастливость, их гордая самонадеянность, корыстолюбие и безнравственный эгоизм политических партий его отечества…

Роман Моникины, вышедший в 1834 году, а в 1835 уже переведенный на французский и, в отрывках, на русский языки, представляет собою вершину социального критицизма Купера. Ни в одном другом своем произведении он не разоблачил американскую демократию с такой силой и так всесторонне. Нигде он не выступил более непримиримым противником американского образа жизни, врагом тайных и явных пороков общественной жизни Соединенных Штатов.

Добавить комментарий