Детектив и Новая волна

Новая волна вошла в кинематограф бурно и за короткое время захватила ключевые позиции французского кинематографа. Объявив непримиримую войну папенькиному кино, адепты нового направления пошли в наступление по всем линиям, ломая привычные каноны производства, рекламы, критики и теории. Они предложили своего героя и свой субъективный способ рассказа о нем, свои приемы сюжетосложения и стилевые пристрастия. Казалось, что старое кино — колосс на глиняных ногах. Новой волне не потребовалось больших сил, чтобы свалить его на некоторых, казалось бы, незыблемых позициях. Но одну цитадель им взять не удалось, ею оказалась старая система проката — кинематографа. Фильмы новой волны долгое время не доходили до массового зрителя, оставаясь достоянием того снобистского круга, в котором производились. Этот факт серьезно повлиял на ход дальнейших событий и определил во многом эволюцию направления, что, в свою очередь, не могло не сказаться на отношении новой волны к тем или другим массовым жанрам, в частности к детективу.

С самого начала представители новой волны испытывали острый интерес к уголовной тематике, которая давала им выигрышную для драматургии крайнюю ситуацию. Но использовали они ее совсем в других целях, для построения иных конфликтов, иных философско-нравственных концепций.

Вожди новой волны пытались даже теоретически обосновать интерес к детективному жанру. Не случайно в ряду своих учителей они постоянно называли Хичкока, посвящали ему исследования, В которых конструировали теории о метафизическом содержании его творчества. На самом же деле объяснение этого родства в другом. Новая волна — типичное выражение мелкобуржуазных вкусов и взглядов, настроений и пристрастий. Тесно связанная со своим классом, вернее, с определенной социальной группой этого класса, новая волна никогда не смогла вырваться за ее пределы, наоборот, с течением времени стала все теснее и откровеннее примыкать к ней, защищать ее права, отражать ее страхи и чисто социальные комплексы. Творчество Хичкока всегда лежало в этом русле. Тот развлекательный кинематограф, который он создает вот уже более пятидесяти лет, в первую очередь предназначен мелкобуржуазным слоям современного капиталистического общества. Хичкок делает свои фильмы прежде всего о них и для них. Здесь, как в фокусе, сходятся интересы его и тех представителей новой волны, которые честно занялись коммерцией и сегодня уже и не помышляют о переворотах, революциях и тому подобное в своей практике они уже давно перешли от проблемного фильма к коммерческому детективу, слегка загримированной под проблемность мелодраме или же исторической стилизации костюмно-приключенческого фильма.

Оцените статью
Добавить комментарий