vldmrvch.ru

Шедевры детектива за идеологическим занавесом

В нашей критике, литературоведении, публицистике на протяжении десятилетий шли жаркие споры по поводу детективов. Считать ли детектив (а тем более полицейский роман) полноценной литературой? Каким должен быть детектив? В чем противоположность советских произведений о работе милиции и западных детективов? Таковы примерные темы литературных пустопорожних дискуссий, суть которых сводилась к тому, что советские произведения о деятельности чекистов, утверждающие высокие принципы коммунистической морали, — это и есть настоящая литература, нужная нашему народу, а писатели Запада, авторы детективов, или же занимаются пропагандой насилия, жестокости, зла, или же просто развлекают публику. От подобной литературы советский человек должен быть огражден. И соответствующие органы, как могли, его ограждали. Правда, следует признать — для некоторых писателей делалось исключение. Так, широко издавался в нашей стране Жорж Сименон, но лишь благодаря тому, что влиятельные критики или же влиятельные друзья этих критиков или переводчиков сумели доказать, что Сименон осуждает пороки капиталистического мира и любит маленького человека. То есть писатель вполне идеологически выдержан и морально устойчив.

detective-for-ideological-curtain

Сегодня, в дни гласности и плюрализма, в хлынувшем на нас литературно-кинематографическом потоке с Запада нетрудно и захлебнуться, много в нем всяческих отбросов и мути из-за неразборчивости и некомпетентности причастных к этому делу людей, тем не менее до нынешних читателей и зрителей стали доходить и произведения настоящего искусства. К их числу принадлежат и книги Май Шёвалль и Пера Валё, до сих пор не издававшиеся в русском переводе. Розанн (1965), первый роман серии, выходит у нас в числе последних, Смеющийся полицейский (1968) хотя и был выпущен несколько лет назад, однако со значительными сокращениями. Будем надеяться, что русский читатель в недалеком будущем познакомится и с остальными романами декалогии — Человек, растаявший, как дым, Человек на балконе и Исчезнувшая пожарная машина.

Почему же романы, которые только что вы прочитали, были ранее недоступны? Ведь по своим качествам они едва ли уступают другим произведениям их авторов, а Смеющийся полицейский был даже удостоен в 1969 году премии имени Эдгара По, которыми награждают в США лучшие произведения детективного жанра. Объяснение тому довольно тривиальное — в этих романах авторы довольно откровенно говорят об интимных отношениях мужчины и женщины, чего в недавнем прошлом критика не могла позволить.

С творчеством таких коллег по жанру, как Агата Кристи, Жорж Сименон, Грэм Грин, Эд Макбейн, произведения Май Шёвалль и Пера Вале сближают высокая гуманистическая позиция, жажда человечности, доброта.

Шведские писатели создали в литературе свой собственный мир и потому не похожи на других.

Если в произведениях таких корифеев мировой детективной литературы, как Эрл Стенли Гарднер, Агата Кристи, Эллери Куин, Peймoнд Чандлер, Рекс Стаут, расследованием преступлений занимаются одинокие сыщики, к которым за помощью обращаются одинокие жертвы или их родные, то в произведениях Шёвалль и Валё преступления являются составной частью самой жизни, повседневности. Они могут принимать разные формы, могут совершаться в разных слоях общества — среди низов, в высших сферах, иногда параллельно в тех и других, но, как правило, эти преступления в конечном счете логически закономерно вытекают из образа жизни, условий существования, характеров преступников и жертв. Убедительный пример тому — преступления в романах Розанн и Смеющийся полицейский. Ведь преступления в них раскрыты именно благодаря тщательному изучению жизни и характеров Розанн и Оке Стенстрёма, Нильса Ёранссона, ставших жертвами жестоких убийц.

Что же касается Мартина Бека и его сотрудников из стокгольмской полиции, то их жизнь вовсе предстает в романах серий увлекательным приключением, и в этом они похожи на своих американских коллег в произведениях Эда Макбейна о детективах 87-го полицейского участка. Они живут такой же жизнью, как миллионы их сограждан. Просто их работа, рутинная работа несколько отличает их от других людей. Они видят главным образом не лицо жизни, а ее изнанку, и потому, быть может, смех в их среде не столь частый гость, хотя ничто земное им не чуждо, они влюбляются, женятся, растят детей, празднуют Рождество, дарят и получают подарки, разводятся, читают романы, любят опрокинуть стаканчик виски или выпить кружку пива…

Май Шёвалль и Перу Валё в наибольшей мере, чем другим писателям, работающим в детективном жанре (даже советским, у которых всегда была установка на показ коллективной работы милиции и прокуратуры), удалось показать работу коллектива детективов, ибо, конечно же, сегодня, основная следственная работа в мире ведется именно коллективами, а не сыщиками-одиночками. Но коллектив, нарисованный шведскими писателями, — это вовсе не серая безликая масса, а содружество личностей. Они все разные: и немного мрачноватый комиссар Мартин Бек со своей неудачной семейной жизнью, и враг всяческого оружия и любитель шахмат Леннарт Колльберг, и обладающий уникальной памятью Меландер с вечной трубкой в руке, и старательный Эйнар Рённ, и грубоватый гигант Гюнвальд Ларссон, и молодой, честолюбивый детектив Оке Стенстрём, достигший мастерства в выслеживании преступников и все же погибший, у каждого из них свои слабости, недостатки, достоинства и таланты, они вовсе не супермены, они не лишены страха за собственную жизнь, они получают увечья в схватках с преступниками, а иногда и гибнут. И всех их объединяет чувство долга, стремление как можно лучше выполнить свою работу, очищая общество от убийц, грабителей, шантажистов, вымогателей, других подонков. Разумеется, не все в полиции столь преданы долгу и трудолюбивы, с большой долей иронии рисуют писатели образы полицейских с радиопатрульной машины Кванта и Кристианссона. Да и многие высшие полицейские чины, вроде Стига Мальма, не пользуются симпатией ни у авторов, ни у основных персонажей. А один из бывших полицейских вообще оказывается преступником (Негодяй из Сэфле). Да и сами порядки в полиции оставляют желать лучшего. Рост аппарата, возникновение новых отделов и управлений, придание полиции не свойственных ей функций (например, поиска коммунистических шпионов) — все это с неодобрением встречается Мартином Беком, Колльбергом, их коллегами. И Колльберг как-то высказывается: …вся наша система упадочна и безумна, имея в виду и полицейскую систему, и общественную систему в целом.

Парадокс заключается в том, что сегодня, когда средства массовой информации в нашей стране соревнуются друг с другом в восхвалении ценностей капиталистического мира, перед нами встает со страниц романов шведских писателей отнюдь не такая уж: райская картина этого мира. Швеция — плохая страна. Стокгольм — плохой город. Одно насилие, наркотики, воры, алкоголь, — говорит иностранный рабочий в романе Смеющийся полицейский. И авторы, очевидно, присоединяются к этому мнению, судя по реакции на этот отзыв шведского детектива Нурдина: Нурдин ничего не сказал. С этой оценкой он, в общем, был согласен.

Так, используя форму остросюжетного романа, заставляя читателя напряженно следить за действиями и размышлениями полицейских детективов. Май Шёвалль и Пер Валё создали яркие и увлекательные произведения, рассказывающие о времени, о людях, о стране, — произведения, со страниц которых веет дыханием живой жизни.

Ст. Никоненко

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе