vldmrvch.ru

Не пасуя перед трудностями

Дик Фрэнсис (полное имя Ричард Стенли Фрэнсис) родился в Англии в 1920 году. По окончании средней школы он ушел добровольцем в армию. С 1940 по 1945 год служил в авиации. После войны он женился, учился в университете, одновременно подрабатывал в качестве жокея-любителя (он еще в ранней юности, отдыхая каждое лето на крестьянской ферме, пристрастился к верховой езде и хорошо ее освоил). В 1948 году он начинает работать профессиональным жокеем и достигает больших успехов на этом поприще, где ему удается даже завоевать титул чемпиона страны. С 1957 по 1973 год Дик Фрэнсис — штатный корреспондент газеты Санди экспресс, где он пишет только о скачках и о лошадях. Прекрасно зная эту среду, сорокалетний журналист решил попытаться описать ее нравы в художественном произведении. Первый его опыт — роман Фаворит, опубликованный в 1962 году, — был тепло встречен читателями и принес Фрэнсису большую известность.

С тех пор он стал выпускать по одному, а иногда и по два романа в год. Их успех позволил ему в 1973 году бросить журналистику и стать профессиональным романистом. Его произведения были переведены на многие языки и приобрели всемирную известность. Несколько романов вышло и на русском языке (Фаворит, Кураж, Ставка на проигрыш и другие). По книгам Фрэнсиса сделан ряд фильмов, в том числе у нас фильм Фаворит.

Во всех его книгах действие происходит исключительно в мире лошадей. Со знанием дела бывший жокей-профессионал точно и тщательно воспроизводит атмосферу этого мира. Он пишет настолько живо и убедительно, что у читателя создается впечатление, будто он сам побывал там и увидел то, что скрыто от широкой публики.

А у английской публики к скачкам интерес особый. Дело в том, что в Англии, как и почти во всей Западной Европе, необязательно физически присутствовать на ипподроме, чтобы играть на тотализаторе. Ставки можно делать в любом месте страны. Если лошадь, на которую ты поставил, выиграет, то получишь свои деньги, где бы ты ни находился. Поэтому азарт охватывает почти все общество, побуждает интересоваться всем, что относится к скачкам.

Совершенно очевидно, что массовое вовлечение денег, которые ставятся на лошадей, приманивает немало лиц, желающих нажиться нечестным путем. Открываются большие возможности для различного рода махинаций и преступлений. В сфере конного спорта создается, таким образом, своеобразная криминогенная зона. И Дик Фрэнсис в своих романах сосредоточивает внимание на разоблачении разного рода преступной деятельности, компрометирующей его любимое дело.

Глубокое знание предмета позволила писателю раскрыть множество вариантов криминальных действий в мире конюшен и ипподромов. Он написал более двух десятков детективных романов и ни разу не повторился. В каждом — свой особый случай. Так, в Фаворите шантажируют и убивают жокеев, дабы заставить их придерживать лошадей и сделать результаты спортивных состязаний выгодными для преступной банды; в романе Кураж дают снотворное лошадям, чтобы дисквалифицировать жокея; в Ставке на проигрыш преступники регулярно выводят из строя в последний момент перед скачкой очередного коня-фаворита; в романе Расследование, включенном в наш сборник, возводится чудовищный поклеп на жокея и тренера, из-за чего они теряют работу.

Но при всей замкнутости в специфическом конноспортивном мирке. Дик Фрэнсис создает книги, которые по своему значению гораздо шире чисто прикладной разоблачительной функции, то есть выходят за рамки простого стремления вывести на чистую воду жуликов и преступников, дать с профилактической целью своего рода список их вероятных действий.

В его романах отстаиваются честь, достоинство, гордость человека, попавшего в тяжелую, экстремальную ситуацию. Автор показывает, что гнусным злодеям, безнравственным негодяям не сломить по-настоящему честного и мужественного человека, не пасующего перед трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Именно таким выведен в романе Расследование жокей Хьюз, от лица которого ведется повествование.

Характерно, что у Фрэнсиса ни в этом, ни в других романах совсем нет детектива-профессионала. Раскрывает тайну преступления, как правило, герой романа, выступающий как сыщик-любитель.

В произведениях Фрэнсиса удивительным образом гармонично сочетаются современный триллер (жестокий мир, расследователь-одиночка, драки, побои, погони и тому подобное) и классический детектив, основанный на неистребимой вере в человека, в его разум и волю. Герой романа, как подобает сыщику, ищет улики, свидетелей, применяет логический анализ и так далее. Подобно комиссару Мегрэ, он не только устанавливает истину, но и восстанавливает справедливость.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе