vldmrvch.ru

Документы истории

В 1932 году Фриц Ланг снял картину Завещание доктора Мабузе — продолжение нашумевшего двухсерийного фильма Доктор Мабузе — игрок. В Завещании были уже выдержаны все законы детективного жанра, здесь от начала и до конца зритель следил за процессом выслеживания опасного преступника. Сыщик — полицейский комиссар Ломан, детектив Гоффмейстер и раскаявшийся преступник Том Кент открывают тайну загадочного, никем в лицо не виданного вождя банды (ее мозгового центра). Им оказывается профессор Баум, психиатр, долго лечивший в своей клинике сошедшего с ума доктора Мабузе и усвоивший его фашистские идеи власти, его чудовищно преступные планы. Баум все больше идентифицирует себя с Мабузе, называет себя его именем и воплощает в реальность его маниакальные мечты о тотальном, беззаконном преступлении, которое, деморализуя людей, поставит их на колени перед гением, каким себя считают и Мабузе и Баум.

Много написано о художественных достоинствах этой картины, о режиссерском мастерстве Ланга, сумевшего построить увлекательный детективный кинофильм, в котором еще звучали отзвуки экспрессионизма, но уже на первый план вышел реализм. В этой полуфантастической истории реальными были социальные типы, социальные причины безработицы и преступности, атмосфера психического и экономического напряжения Германии самых последних предгитлеровских лет. Как оказалось совсем скоро, реальной была угроза фашизма, идея тотального порабощения человека из маниакальной мечты становилась кошмарной действительностью.

Как обычно, сценарий (автор Tea фон Гарбоу) сильно был изменен Лангом. Текстовых новшеств появилось не так много, изменилась, главным образом, идейная суть вещи, ее смысловое наполнение. Из очередного метафизического повествования о чудовищном зле была сделана картина о трагически реальном зле фашизма.

Сразу после прихода гитлеровцев к власти Геббельс запретил фильм Завещание доктора Мабузе. Ланг вынужден был эмигрировать, ему с трудом удалось вывезти французский, несмонтированный вариант (снимался одновременно с немецким) фильма. B 1943 году к нью-йоркской премьере Ланг написал Предисловие к картине, в нем было сказано: Фильм должен был стать аллегорией, раскрывающей гитлеровский механизм террора. В уста преступников были вложены лозунги и доктрины Третьего рейха. Я надеялся что таким образом мне удастся обнажить замаскированную теорию гитлеровцев о необходимости систематического уничтожения всего, что дороже всего людям.

M и Завещание доктора Мабузе, таким образом, стали не только вехами в эволюции детективного жанра в кино, но и документами истории, документами социальной психологии немецкой нации. Поэтому и сегодня они не потеряли своей ценности.

Сделаем несколько выводов: эволюция детективного жанра в кино — не процесс развития от простого к сложному, от неискусства к искусству. История жанра — это история непрерывной борьбы тенденций и целей. На заре кинематографа жанры, из которых впоследствии откристаллизовался кинодетектив, как правило, тяготели к формам развлечения, и только в 30-х годах ем впервые синтезировались развлечение и дидактика, сенсация и анализ, искусство и игра.

Первые криминальные истории в кино не были экранизацией лучших произведений детективной литературы, а являлись как бы гибридом газетной уголовной хроники, сенсационных судебных процессов и бульварных серий о приключениях сыщиков. Первые опыты обращения к детективной классике были беспомощными попытками средствами пластики немого кино решать сложные задачи интеллектуального анализа.

Только с приходом звука детектив смог полностью реализовать свою диалогическую природу и окончательно сформироваться как киножанр. В лучших образцах жанра присутствовало не только конкретное общественное содержание, но и нашли отражение доминирующие художественные идеи времени, о чем так красноречиво свидетельствовал опыт немецкого кино.

Немецкий экспрессионизм способствовал становлению детективного жанра, ибо предложил ему не только соответствующие художественные средства, но содержание. Депрессия, — атмосфера страха, неуверенности, необъяснимости зла, рассматриваемого как абстрактная сила, — все это стало материалом искусства на разных его уровнях. Социальная драма и фантастический фильм, исторический эпос и детектив, по сути, решали одни и те же социально-нравственные задачи. Политические идеи и установки, как правило, реализуются в детективе не прямо, а завуалировано. Особенно это характерно для буржуазного детектива наших дней, одного из боевых жанров современной массовой культуры.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе