vldmrvch.ru

Эллери Куин. Первый период

Первый период в творчестве братьев Фредерика Даннэя и Манфреда Ли, работающих под псевдонимом Эллери Куин начался романом Тайна исчезнувшей шляпы или Тайна римской шляпы (The Roman Hat Mystery, 1929), с которым произошла неприятная история, которая и подвигла их на долговременное совместное творчество, а завершается по мнению критиков романом Тайна испанского мыса (The Spanish Cape Mystery, 1935). За этот период братья успели написать девять романов, пять из них были подписанный псевдонимом Эллери Куин и четыре — Барнаби Росс (Barnaby Ross), а также множество рассказов, которые были опубликованы в 1934 году в сборнике под названием Приключения Эллери Куина. Как уже догадались читатели, название сборника точь-в-точь повторяло название первого сборника рассказов о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойля, авторы словно отдавали дань почтения автору, навсегда изменившему их жизнь.

Хотя произведения этого периода отличаются превосходным стилем, сюжетом и интригой, но именно в этот период еще чувствуется сильное влияние на их творчество лучших романов С.С. Ван Дайна. Это заметно в названиях романов и сюжетах, в наборе персонажей действующих в детективе. Наиболее очевидные примеры полицейский-головотяпа, отец наставник и другие. Но главное заимствование — это идея супер-интеллектуального детектива, полного литературных и научных цитат, связанного скорее с культурными явлениями, чем с реальной жизнью, следовательно, занятых расследованием абстрактных случаев, имеющих мало общего с реальными преступлениями.

Эллери Куин даже своим внешним видом доказывал читателю о своем происхождении из мира литературы, … с очень приятным, надо сказать, лицом, с удлиненными тонкими чертами и крупными ясными глазами мыслителя. … высокий, худощавый, широкоплечий и спортивный. Добавим сюда еще и пенсне и перед нам интеллигент, со спортивной фигурой. В более поздних работах братья иронизируют над этим субчиком, называя его самым большим педантом.

С не меньшей экстравагантностью описывают нам отца Эллери – Ричарда Куина, регулярно появлявшегося в ранних романах, чтобы оказать помощь в расследовании. Ричард Квин, уже поседевший, с густой шевелюрой и пышными усами и больше обычного напоминавший птицу худым, заостренным, морщинистым лицом, — стройный, невысокий пожилой джентльмен, отличавшийся несовременным пристрастием к галстукам, выносливостью борзой собаки и широким знанием преступного мира. Инспектор раздраженно крутил в руках табакерку.

Подобной экстравагантностью обладают методы и орудия, используемые детективом: Он снова приподнял крышку чайника, заглянул внутрь, затем, достав из карманного набора инструментов, с которым был неразлучен, крошечную стеклянную пробирку, накапал в нее затхлой холодной воды из чайника, положил на место крышку, заткнул пробирку пробкой и спрятал ее в оттопыренный карман.

Романы этого периода буквально распирает от странных обстоятельств, противоречивых показаний свидетелей, загадочных подсказок, альтернативных решений и виртуозных рассуждений, наполненных массой культурных аллюзий, ссылок. Критики характеризовали их, как трескотню интеллектуального возбуждения. Вот пример, одного из рядовых комментариев детектива, сделанных в ходе расследования, которые рассыпаны по текстам романов: … слово «идиот» имеет греческое происхождение и этимологически означало просто невежественного человека в эллинском обществе. А вовсе не слабоумного.

Несмотря на этот интеллектуализм авторы играют с читателем в честную игру, читатель должен знать абсолютно все что делает детектив, чтобы не оставалось ни малейшей зацепки, которая появилась бы до этого расследования. Игра ведется скрупулезно, а в иногда братья, словно подначивая читателя, предлагают ему распутать загадку раньше, чем это сделает сам Эллери Куин. Они всегда очень гордились этой честностью и в своих интервью постоянно подчеркивали свой прозрачный метод расследования и абсолютное равенство с читателем.

Пожалуй, лучшим романом этого периода можно назвать детектив Тайна греческого гроба (The Greek Coffin Mystery, 1932). В нем разворачивается история смерти слепого дилера Георга Халкиса, занимавшегося торговлей картинами, который умер от сердечной недостаточности в своей библиотеке. После похорон, вернувшись домой, адвокат покойного обнаруживает, что завещание пропало. После тщательного расследования, Ричард Куин и его еще молодой сын приходят к выводу, что завещание может быть только в гробе с покойным. После вскрытия гроба в нем обнаруживается еще один труп задушенного мужчины. В результате поиски пропавшего завещания превращаются в расследование похищенной картины Леонардо да Винчи. К решению загадки детектив приходит на основе анализа воды в ситечке для чая и цвета галстука мертвеца. Но оказывается, что этот вариант решения загадки не является окончательным и «игрок на той стороне» продолжает плести дьявольский заговор. Лишь с четвертой попытки Эллери Куину удается раскрыть сложный план, требующий полного внимания и усердной концентрации. И хотя ряд сюжетных поворотов не являются лучшим решением для сюжета, именно этот роман, вероятно, представляет на суд читателей самую сложную интригу, из числа американских детективов Золотого века.

Другой псевдоним этого периода Барнаби Росс, Даннэй и Ли использовали для публикации тетралогии о Друри Лейне (Drury Lane), актере театра, уволенного из-за прогрессирующей глухоты и вынужденным зарабатывать себе на жизнь расследованием загадочных событий. Безумное, почти эдипово соперничество с великим английским драматургом Уильямом Шекспиром, скорее рекламный трюк и литературный прием, этой серии, попытка использовать знакомые читателям сюжеты, как фон на котором разворачивается детективная интрига.

В первом романе тетралогии — Трагедия Икс (The Tragedy of X) появляются два мотива, которые станут клеймом для всего последующего творчества Эллери Куина. Первый мотив не позволяет читателям полноценно участвовать в расследовании, не знакомым с более ранним творчеством писателей, этот прием заимствован из романа Конан Дойля Долина страха, опубликованного в 1915 году. Второй мотив, регулярно появляется в форме различных вариаций во всем их творчестве, а именно умирающий сообщает ключевую для детективного расследования подсказку. Трагедия Икс — великолепная головоломка, образец для десятков последующих романов подобного типа, разворачивается на фоне описания всех видов транспорта (от трамвая до парохода), который авторы блестяще изобразили в романе. Описание парадигмы американского общества метафорически изображенного в виде дома с приведениями, Эллери Куин продолжает во втором романе квадрологии — Трагедия Игрек (The Tragedy of Y). Личность убийцы оказалась слишком шокирующей даже для американского общества 30-х годов, а описание садизма, насилия и разложения были крайне негативно восприняты как критиками, так и читателями того времени. Одним словом второй роман предстает одним из самых мрачных произведений своего десятилетия. Третий и четвертый роман квадрологии (Трагедия Зет и Последнее дело Друри Лейна) производят менее впечатляющее ощущение, поэтому авторы завершают мини-серию, позволив в четвертом и последнем романе серии главному герою Друри Лейну умереть.

Надо сказать, что мрачный характер и кровавые сцены характерны не только для этой серии, именно в этот момент, они создают один из самых кровавых романов за всю историю детективного жанра – Тайна египетского креста (The Egyptian Cross Mystery, 1932). В романе действует серийный убийца, который не только убивает свои жертвы, но и снимает с них голову, чтобы затем распять в форме буквы «Т».

Среди рассказов, написанных в первый период, наиболее интересные по своему сюжету и последующему детективному расследованию два рассказа – Стеклянная крышка часов (The Glass-Domed Clock) и Бородатая Леди (The Bearded Lady). В них также используется мотив, о котором мы упоминали выше – улика предоставленная умирающим. А также можно отметить рассказ Безумное чаепитие (The Mad Tea Party) в котором Эллери Куин по воле авторов попадает в мир нарисованный Льюисом Кэрроллом. Но читатели часто увлеченные сравниванием его с произведениями Кэрролла не замечают, что рассказ скорее вдохновлен детективным рассказом Эдгара Аллана По (“Ты еси муж, сотворивший сие!”).

Достойным финалом этого периода выступает один из лучших детективов за всю историю жанра – Светильник божий (The Lamp of God, 1934). Небольшая повесть из серии о расследованиях Эллери Куина, напоминающая рассказы Эдгара По из-за налета мистики: спрятанного золота, таинственной пропажи дома и целого ряда колоритных персонажей. Здесь детектив борется даже не с таинственными силами, а с настоящим абсурдом, сумасшествием и, конечно же, побеждает, как свет побеждает тьму, а жизнь побеждает смерть. Куин характеризует интригующую загадку и расследование как логическую цепь, в море насилия и мистического, где так востребован был именно призыв к рациональному. В нем присутствовали законченность и симметрия, свойственные подлинному искусству. Но, найдя нужное звено, мне удалось создать столь же стройную цепь разоблачительных умозаключений.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе