vldmrvch.ru

От любопытства к расследованию

В ярмарочный период кинематографа, как принято называть первое его десятилетие, создатели фильмов черпали вдохновение в актуальности газетного сообщения, сенсационности шумного судебного процесса, удивительности циркового номера, модных сюжетов рыночной литературы. Но ни салонная мелодрама, ни даже охваченная страстью к движению, трюку комическая не могли вызвать у зрителя того состояния аффекта, в которое его погружали ленты о преступниках и преступлении. Очень быстро убийство на экране стало излюбленным развлечением кинозрителя. Принято приписывать американцам изобретение стреляющего в зал револьвера, приема, ставшего краеугольным камнем ковбойского фильма-вестерна. Но ведь еще до американцев в 1901 году использовал этот прием режиссер французской фирмы братьев Патэ Фердинанд Зекка в ленте История одного преступления.

Этот фильм длиной в 110 метров считается одним из праотцев детективного киножанра. Зекка сфотографировал в музее восковых фигур группу, изображающую историю одного, бывшего в действительности преступления. Он ловко фабулировал действие, представив его как воспоминание убийцы в ночь накануне казни. Любопытно было формальное решение параллельного действия. В кадре был показан преступник, а в верхнем углу, в медальоне, сменялись его воспоминания. Этот прием не был открытием, Зекка его заимствовал, повторив то, как изображались мечты, фантазии на почтовых открытках того времени. Он только привел открыточный медальон в движение.

Эта же фирма Патэ под видом политической хроники поставляла зрителю серию убийств — Убийство сербской королевской четы, Убийство министра Плеве, Убийство великого князя Сергея и так далее.

В историю кино вошел фильм американца Эдвина Портера Большое ограбление поезда (1902), который по праву считается родоначальником гангстерского и ковбойского фильмов. Для детектива он тоже не прошел бесследно. Не только крупный план направленного в зрительный зал револьвера, но и первая кинематографическая погоня войдет в арсенал приемов и вестерна и детектива, особенно американского.

В 1903 году уже упоминавшийся Фердинанд Зекка снимает Жизнь шулера, содержащую элементы социальной драмы и детектива. В 1905 году он же создает цикл приключенческих фильмов с детективными приемами. Дождалась своей очереди бульварная серия приключенческих романов о сыщике-журналисте Нике Картере. Ее начали переносить на экран, и вскоре эта серия не только принесла жирные барыши фирме Патэ, славу режиссеру Викторьену Жассе, но и мировой успех актеру Лиабелю — исполнителю роли Картера. Успех данной серии породил огромное количество подражаний. Серией шли картины о Фантомасе, Рокамболе, ведетте парижского преступного мира — Протее.

За два года (1911—1913) вышло тридцать два тома по двести пятьдесят страниц романа Пьера Сувестра и Марселя Аллена о Фантомасе. Неслыханные тиражи (600 тысяч экземпляров каждый год) не могли насытить книжный рынок. И вот в 1913 году на студии Гомон Луи Фейад начинает производство кинематографических Фантомасов (за один год он снял пять фильмов). В основу другой его серии фильмов лег бульварный роман с продолжением Вампиры, в котором затянутая в черное трико актриса Мюзидора воплощала демоническое начало — она была женщиной-вампиром.

Складывалась, таким образом, модель французского полицейского фильма, обладающего немалыми формальными достоинствами (трюки, ритм, юмор, стремительность и невероятность действия), но и демонстративной ущербностью содержания. И прав Ежи Теплиц, утверждающий, что, положительно оценивая те или иные стороны полицейских фильмов, нельзя закрывать Рокамболей и Зигомаров. В конечном счете вред, который они принесли миллионам зрителей, никогда не уравновесится их частными достоинствами 1. Этот вывод ученого, отнесенный к раннему кинематографу, сегодня не только не утерял значения, но и приобрел более угрожающий смысл. Вред данного типа произведений в буржуазном кино наших дней значительно усилен, а достоинства чаще всего ослаблены.

Поток уже нельзя было остановить. В 1915 году в нью-йоркском филиале Патэ режиссер Луи Ганье снимает серию Приключения Элен (в Европе фильм назывался Тайны Нью-Йорка). Это было организованное по всем правилам совместное производство. Режиссер-француз снимает в главной роли американскую звезду Пирл Уайт, знаменитую своей спортивностью, храбростью и ловкостью. И ее модель героини рядом с эстетной таинственной Мюзидорой нашла восторженный прием зрителя, который одинаково покорно принимал моду на то и другое.

Луи Фейад создает еще более длинную серию (двенадцать фильмов) о Жюдексе — судье и сыщике-любителе. Любопытно, что противником его выступает Фантомас в юбке — неуловимая и привлекательная безнравственная Диана Монти в исполнении все той же Мюзидоры.

Теоретики того времени отмечали три основные тенденции в кинематографе. Это: 1) театральные фильмы; 2) киноиллюстрации популярных романов; 3) приключенческие ленты (классификация Пауля Вегенера). Или: 1) зрелищные фильмы; 2) бытовые; 3) фильмы действия (классификация Вейчела Линдсея). Не будем вдаваться в существо этих систем, отметим лишь согласность их в утверждении отдельной сферы киноприключенческого фильма. Сошлемся опять на Ежи Теплица, который в своей Истории киноискусства пишет: Наиболее прочные традиции имел действия. Его притягательная сила — в непрестанном движении, стремительном темпе, мгновенной смене ситуаций, мест действия. Приключенческий фильм, идущий от примитивных рассказов и обогащенный опытом американских ковбойских лент и детективной литературы, стал накануне войны самым популярным жанром 2.

Советский историк кино Э. М. Арнольди писал: Первенство США в области авантюрно-детективного фильма, так же как и в области авантюрно-детективной литературы, прямо связано с гигантским размахом преступности в США. В нашей печати много говорилось о гангстерской тематике в американском кино, о его ужасном, растлевающем воздействии на зрителя, в особенности молодого. Но дело в том, что гангстерская тематика всегда была распространена в США, с первых дней появления кинематографа. Ее развитие, невероятный рост и распространение, характер и смысл ее трактовки в фильмах находятся в прямой связи с невиданным уровнем преступности в стране… С ростом преступности увеличивается и количество книг, пьес, фильмов, посвященных изображению преступлений. И действуя по закону обратной связи, эти книги, пьесы, фильмы сами вызывают дальнейший рост преступности. Тематика бандитизма в американском кино несомненно оказывает отвратительное и вредное воздействие яркими документами, свидетельствующими об обыденности преступлений в жизни страны, о сращивании бандитизма с капитализмом, об организованности грабежа по образу и подобию свободного предпринимательства 3. Генезис и история жанра тесно связаны не только с тем, что происходит внутри того или иного искусства, но, в первую очередь, с конкретными общественными процессами, со всем широким контекстом жизни, которая и порождает формы политики, быта, экономики, нравственности, культуры. На примере вестерна или гангстерского фильма можно написать историю Америки нашего века, и в то же время, изучая современную историю этой страны, нельзя не учитывать такого существенного фактора, как кинематограф ее, нельзя сбрасывать со счетов механизм обратной связи. Поэтому прав польский киновед Ежи Плажевский, утверждающий, что в противоположность всем другим кинематографиям, история американской кинематографии — это не история стилей, тенденций или великих индивидуальностей, а история жанров и их внутренней эволюции 4.

Перечисляя типично американские жанры, Плажевский называет вестерн, историко-костюмный суперфильм и гангстерский фильм, позже к ним добавился фильм ужасов и американская комедия.

  1. Ежи Теплиц. История киноискусства. 1895—1927. с. 58.
  2. Ежи Теплиц. История киноискусства. 1895—1927, с. 128.
  3. Эдгар Арнольди. Жанры раннего кинематографа. С. 238-239
  4. Jerzy Plazewsky. Historia filmu dla kazdego. s. 80.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе