От мемуаров к детективам

От мемуаров к детективам

Во второй половине XIX века в Англии расплодились вымышленные воспоминания мнимых детективов. В редактируемом Чарлзом Диккенсом журнале Хаусхолд Уордс в течение 1850 года было опубликовано четыре его статьи о сыщиках и их работе. Это, словно выстрел стартового пистолета, дало толчок настоящей лавине замаскированных под мемуары историй. Авторы их нередко скрывались под псевдонимами, большая часть их так и осталась безымянной и неизвестной.

from-memoirs-to-detectives

Детектив и журналистику пока еще связывала пуповина. Эти дневники, воспоминания, мемуары, исповеди были вне границ литературы. Подлинников этих книжонок, выходивших в мягких обложках, сохранилось немного, библиографы насчитывают около полусотни названий.

В то время появлялись и настоящие, достоверные воспоминания: Тридцать лет сыщиком Аллана Пинкертона, Правдивые истории преступлений Артура Трейна, Полицейские и криминальные тайны Артура Гриффита.

В шестидесятые и семидесятые годы линию, противоположную мемуарам весьма низкого уровня, но с претензиями на реальность, составила мода на очень мелодраматические или сентиментальные истории, проникнутые сверхъестественными элементами. Эта продукция представляла парад привидений, духов, фантомов, маньяков, безумцев и гротесковых характеров.

Наиболее плодовитым автором этого стилистического направления была миссис Генри Вуд (Mrs. Henry Wood — 1814—1887). Своими произведениями Тень Эшлидата (The Shadow of Ashlydyat, 1863) и особенно Ист линн (East Lynne, 1861) (последнее разошлось в количестве миллион экземпляров еще при жизни автора) она оказала влияние на многих. Ее авторитет повысило и то, что она была замечена критиком лондонской Таймс. Будучи дочерью адвоката, миссис Г. Вуд с исключительным чутьем вставляла в свои истории доказательства, приемлемые и для суда. Другим ее достоинством было усложненное построение тайн, но ясное их решение. В посмертной своей книге История Чарлза Стренджа (The Story of Charles Strange, 1888) она рассматривает не менее пяти различных проблем и всех их удовлетворительно разрешает.

Джозеф Шеридан Ле Фаню (Joseph Sheridan Le Fanu — 1814—1873) — второй, к тому же обладающий настоящей эпической жилкой автор. Примером его наиболее интересных вещей служат Дом в церкви (The House by the Churchyard, 1863) и Рука Уилдера (Wylder’s Hand, 1864). В произведении Шах и мат (Checkmate, 1871) автор выводит на сцену преступника, облик которого совершенно изменился благодаря пластической операции. Впоследствии многие писатели заимствовали эту мысль.

Однако истинный мастер этой школы, и поныне считающийся классиком, — Уилки Коллинз (1824—1889), друг Чарлза Диккенса. С 1852 по 1856 год в Хаусхолд Уордс появилось полдюжины его детективных историй, а в 1887 году вышел сборник под названием Повести. Однако наиболее известные его произведениям Женщина в белом (1860) и Лунный камень (1868) — настоящие детективы с множеством элементов приключенческой романтики и мистики. Лунный камень впервые увидел свет тоже в журнале; люди стояли перед типографией в очереди, ожидая новых номеров с продолжениями, заключали пари о том, где будет найден драгоценный камень. Герой произведения — профессиональный полицейский, старший сержант Кафф — обладает многими качествами искусных детективов-любителей. В двух вещах, сюжет которых был менее удачным, в качестве детектива Коллинз вывел женщину. Своим юмором, изображением характеров и, главным образом, развитием действия он превосходит Ле Фаню. По мнению Дороти Ли Сейерс, Лунный камень — это лучший детектив всех времен. Подобным же образом отзывался о нем поэт и историк культуры Т. С. Элиот, одновременно причисляя его к английским реалистическим романам XIX века.

Однако шедевр почти столетней давности безусловно потерял свою ценность в глазах нынешнего читателя, и он скорее согласится с современником Коллинза — Энтони Троллопом, который говорил: Конструкция его истории абсолютно точна и достойна восхищения. Однако я никогда не смогу освободиться от чувства, что все это искусственно сконструировано.

Добавить комментарий