vldmrvch.ru

Ужасы и логика

Кинематограф испытывает слабость именно к развлечению с помощью острых ощущений, облеченных в форму расследования, и мы уже видели, как он пытается логическую схему оживить узорами эмоций, в пищу для ума добавить кое-что для глаза, слуха, чувственного удовольствия всех видов. Опытом кинематографа проверено, что страх, и высшая стадия его — ужас наиболее эффективно действуют с экрана. Детектив перенял это от фантастического фильма, фильма ужасов, триллера.

В западном кино существуют фирмы, специализирующиеся на производстве страшных фильмов, спрос на которые колеблется в зависимости от общественной температуры, политического и экономического напряжения. В одни периоды horror-films отражает психологический и духовный климат общества и имеет определенное исторически-социальное наполнение, в другие — является реакцией на однообразие, скуку, эмоциональную притупленность существования, средством обогащения эмоциональной жизни.

В Англии специализировалась на фильмах ужасов фирма Хаммер, которая производила horror-films (с акцентом на романтическое и фантастическое содержание) и триллеры (с преобладанием криминальной загадки, призванной вызвать острое эмоциональное напряжение). Одним из типичных образцов английского детектива-триллера является Вкус страха режиссера Сета Холта (1961).

В роскошную виллу приезжает молодая девушка. Она навсегда прикована к креслу на колесах — несчастный случай привел к параличу ног. Приехала она к отцу, с которым не виделась давно. Но Пенни встречает не отец, а мачеха — красавица Джейн. Ночью Пенни выезжает в сад и в бассейне при лунном свете она видит… труп отца. Все внушают ей, что она страдает галлюцинациями, один только шофер Боб не только серьезно воспринимает ее рассказ, но и помогает обнаружить тело убитого.

Одна из характерных сцен. Ночь. Какие-то шорохи, звук скрипнувшей двери. Пенни встает. С трудом перемещается с постели в кресло. Выезжает в сад. Въезжает в какое-то помещение, похожее на беседку, заваленное рухлядью, чучелами птиц. Посреди этого хлама она видит неподвижно сидящего в кресле… отца. Камера стремительно приближает его лицо. Крик Пенни. Крупный план мертвого лица. Крупный план лица Пенни. Девушка выезжает из этого чулана и спиной, вместе с коляской, падает в бассейн, где до этого она видела труп.

Кошмар нагромождается на кошмар. Своим ходом развивается детективная история. Убит ли отец? Если да, то кем? Девушка-инвалид оказывается в роли сыщика, помогать ей охотно вызывается Боб. Каждую ночь ее подстерегают все новые и новые ужасы, труп отца перемещается по всей вилле, то он сидит за роялем, то за рулем машины и так далее.

Постепенно выясняется истина. Боб и Джейн — любовники, они убили отца Пенни и стараются довести девушку до самоубийства или помешательства, чтобы получить, конечно же, наследство. Она разоблачает их, но в конце оказывается, что Пенни — не Пенни, а только ее компаньонка. Сама же Пенни в состоянии депрессии покончила с собой еще три недели тому назад.

Можно заставить трепетать зрителя и другим, более реалистическим способом, не прибегая к столь сказочному нагромождению ужасов. Можно взять историю, имеющую все признаки правдоподобия, конкретных примет времени, и сделать из нее тот же детектив-триллер.

В 1956 году режиссер Вал Гест снял картину Оружие — о том, как десятилетний Эрик нашел в развалинах револьвер и случайно выстрелил в своего товарища. Испугавшись, Эрик сбежал, а лондонская полиция начала лихорадочные поиски хозяина револьвера, с которым уже было связано одно убийств политического характера. Капитану Марку Эндрюсу поручается расследование, вместе с матерью Эрика он начинает поиски мальчика. Убитой горем женщине предлагает свою помощь и сосед — Джошуа. Марк находит свидетельницу первого убийства, но не успевает взять у нее показания — она оказывается убитой. Джошуа нападает на след Эрика и убеждает мальчика отдать револьвер ему. Он, мальчик и его мать едут в развалины, но по дороге выясняется, что Джошуа и есть тот убийца, за которым полиция охотится десять лет. Он убивает мать и гонится за Эриком. Погоня длится долго, снята она изобретательно, экспрессивно, И когда зритель доводится до крайней степени аффекта (как можно не бояться за ребенка, которому угрожает смерть!), все завершается благополучно. Марк спасает мальчика, а Джошуа погибает во время погони.

Эмоция здесь крепко замешана на сантименте, авторы предлагают набор спекуляций — эхо войны, ребенок-сирота, убийца в прошлом связан с нацизмом и так далее.

Это были годы, когда ни один жанр не мог обойтись без героя-ребенка. Дело было не только в моде, но и в естественной послевоенной потребности задуматься о том поколении, которое родилось в годы войны и росло в особых условиях послевоенного мира. Тогда, в 1956 году, экран заполняли десяти-двенадцатилетние герои, сегодня им около тридцати, и именно они, эти дети войны, продолжают быть в центре интересов кинематографа, будто экран взял на себя обязательство проследить их судьбу от начала и до конца. Детектив тоже не прошел мимо этого явления. На наших экранах в начале 60-х годов шел английский фильм Тигровая бухта режиссера Ли Томпсона, и в центре этого сентиментального детектива были девочка Гилли и молодой поляк Брон (Бронислав) Корчинский. Гилли видела, как в припадке обиды и ярости Брон убил свою невесту. Она поморгает ему скрыться от полиции, выгораживает его. Все кончается вполне благополучно. Зритель с самого начала сочувствует милой лукавой девчушке, одинокой и заброшенной (ее превосходно играла Хейли Миллз), сочувствует и убийце, которого так полюбил ребенок (Брона играл известный западногерманский актер Xopcт Буххольц), одобрительно следит в финале за соревнованием в благородстве и храбрости между убийцей и полицейским комиссаром (Гилли падает за борт парохода, Брон бросается спасти ее, а комиссар прыгает в воду, чтобы вытащить обоих).

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе