vldmrvch.ru

В поисках рационального объяснения

Действие нескольких романов Гастона Леру происходит в предреволюционной России. Туда Рультабий попадает по приглашению царя, который жаждет обсудить с журналистом тайные планы заговорщиков и просит его рассказать все, что знает о том, как нигилисты пытались организовать покушение на генерала Требасова, отдавшего приказ солдатам стрелять в рабочих на баррикадах Пресни.

in-search-of-rational-explanation

Любопытно, что журналист Леру действительно встречался с генералом Дубасовым, который принимал активное участие в подавлении революции 1905 года.

Позиция Рультабия достойна уважения: В этой революции я никого не поддерживаю. Я — француз, поэтому мое дело сторона. Это ваша гражданская война! Здесь очевидно совпадение позиций героя и самого автора, который в душе совсем не был революционером и вряд ли сочувствовал жестоким нигилистам, настраивавшим рабочих против царя. Рультабий обнаруживает, что Николай II не имеет воли, а только честность и добрые намерения, говорит и о том, что правитель он слабый и вообще человек откровенно ограниченный. Любопытен совет, который герой Леру дает царю перед отъездом из России: Если вы хотите победить своих врагов, будьте милосердны и сделайте все, что в ваших силах, для цивилизованного прогресса страны.

Как мы хорошо знаем, последний русский царь, увы, этому совету не последовал.

Читателям начала XXI века произведения Леру могут показаться излишне пафосными и слишком многословными. Но любой настоящий ценитель детектива вряд ли сможет отложить в сторону Тайну Желтой комнаты, не дочитав до конца. Поручив Рультабию рационально объяснить случившееся в Желтой комнате, писатель сделал совершенно неожиданный для читателя блестящий сюжетный ход. Более того, неоперившийся юнец Рультабий позволяет себе критически отзываться о своих высокоавторитетных предшественниках: Я кажусь себе еще более мерзким, еще более низким по уровню интеллекта, чем все эти полицейские сыщики, придуманные современными писателями, те самые сыщики, которые восприняли как руководство к действию сочинения Эдгара По и Конан Дойла. Ох уж эти сыщики из книг!.. Они готовы нагромоздить горы глупостей из-за какого-нибудь следа на песке или из-за руки, нарисованной на стене!.. Ты начитался Конан Дойла, старик!.. Клянусь, Шерлок Холмс заставит тебя наделать глупостей.

Завоевал всемирную известность и следующий роман Леру Призрак Оперы (1910).

Найдя собственное оригинальное решение традиционной ситуации преступления в запертой комнате писатель смело берется за бродячий сказочный сюжет красавица и чудовище и учиняет настоящую фантасмагорию, вводя в повествование сильный элемент мистики. Но все чудеса находят в финале рациональное и прозаическое объяснение.

В сказке сила любви девушки и ее преданность превращают чудовище в прекрасного принца. Но Леру не американец, приверженный хеппи-энду. Полюбив, злодей нравственно перерождается, перестает ненавидеть весь мир и по собственной воле уходит из жизни, чтобы не препятствовать соединению соперника и возлюбленной.

Если в Тайне Желтой комнаты присутствует традиционная для классического детектива пара: у Рультабия есть свой доктор Ватсон, адвокат Сенклер, с которым они вместе распутывают преступление, то в Призраке Оперы роль аналогичной пары оригинально переосмысляется: помощником юного виконта Рауля де Шаньи, который преследует похитившего Кристину злодея призрака, становится профессиональный сыщик, бывший высокий чин в полиции Ирана по имени Перс. Иными словами, профессионал содействует любителю, а не наоборот, как в классическом детективе. Именно Перс и открывает Раулю де Шаньи настоящее имя Призрака — Эрик и его страшную тайну.

Откровенная и язвительная ирония, пронизывающая все повествование в романе Заколдованное кресло, имела глубоко личные причины.

Знаменитый журналист и писатель, автор многочисленных книг, создавший образ народного любимца Рультабия, с полным основанием полагал, что имеет право претендовать на кресло во Французской академии, членов которой именуют бессмертными, ибо членство в ней пожизненное. Но он так до конца дней своих и не был туда избран, поскольку жанр в котором он творил, высокомерные академики считали низким.

Леру отомстил им единственным доступным ему и в высшей степени остроумным способом, изобразив это достопочтенное и уважаемое во Франции собрание в ироническом тоне и вынудив академиков избрать новым членом человека, не умеющего… читать.

Многочисленные журналистские странствия давали материал для романов, что, впрочем, естественно. Так, любовная история Рультабия и красавицы болгарки Иваны, по непонятным причинам отказывающей ему, хотя он уверен в том, что она его любит, разворачивается на фоне освободительной борьбы болгар от турецкого ига. Зоркий глаз журналиста отмечает бессмысленную жестокость, которую проявляют по отношению к мирному населению — женщинам и детям — обе воюющие стороны. Читая эти страницы, нельзя не вспомнить, что творилось в распадавшейся Югославии почти век спустя.

Странный брак Рультабия по сюжету близок к традиционному приключенческому или авантюрному роману, но в нем силен и детективный элемент: Рультабий во время своих странствий расследует загадочное поведение Иваны. Героя не слишком занимают политические перипетии происходящего на Балканах, но он ловко использует и доброе отношение к нему болгарских генералов, и интриги турецких политиков, чтобы добиться необходимых ему целей.

Своим духом и пафосом Странный брак Рультабия несколько напоминает Трех мушкетеров Дюма с той лишь разницей, что Рультабий и сопровождающие его Лакандер и совершенно экзотический типаж — Владимир Петрович из Киева — стараются ни с кем не вступать в бой — они ведь журналисты, а не воины. И Лакандер, и Владимир Петрович, правда, не столь благородны, как известные герои Дюма, но преданны своему лидеру душой и телом, в романе происходит немало странных событий: оживают мертвецы, один и тот же человек оказывается дважды повешенным, причем в разных местах, но в конце концов всему находится рациональное объяснение.

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе