vldmrvch.ru

Иннес. Первые романы

Творчество Майкла Иннеса претерпевало в процессе жизни изменения, поэтому в нем можно четко выделить несколько периодов, которое имеют свои характерные признаки и черты. А поскольку детективы Иннеса оказали огромное влияние на последующую традицию британского детектива и в очень ограниченно представлены на русском языке, мы подробно рассмотрим каждый из периодов, посвятив каждому из них отдельную статью.

Первый период продлился не долго, но он четко очерчен границами первых четырех романов, которые по своему стилю больше схоже с романами нравов и очень мало похожи на традиционные детективы.

Смерть в президентской квартире

Итак первый детектив Майкла Иннеса, как вы помните был написан во время продолжительного путешествия на пароходе из Англии в Австралию называется Смерть в президентской квартире (Death at the President’s Lodging), в США он выходил под названием Семь подозреваемых (Seven Suspects). В своей рецензии другой известный английский писатель того времени С. Дэй-Льюис (публиковавшийся под псевдонимом Николас Блейк) пишет, это самый блестящий роман, который я имел счастье читать за последнее время. Более скептически настроенные критики отмечали излишнюю фантастичность романа. В своей автобиографии, написанной полвека спустя, Иннес-Стюарт отмечает, что перечитывая свой первый роман, он отмечает чрезвычайную сложность его структуры и сюжета. А в своих письмах он отмечает, что главный герой настолько загружен академической деятельностью и навалившимся на него расследованием, что практически не отдыхает, чтобы можно было в этот момент проявить другие черты своего характера.

Джон Эплби (John Appleby) представший на суд читателей в этом романе, по словам Иннеса обладает небывалым сочетанием «созерцательных привычек и экспериментального ума, уравновешенности и эмоционального порыва, отсутствием настороженности и некоторых свойств привитых либеральным образованием». Позднее Иннес сможет выстроить более гармоничный характер у своего персонажа, в котором его будут привлекать «вспышки интуитивного прозрения, скашивающие занудство литературных исследований».

Первый роман представляет нам Эплби как движущую силу правосудия, на фоне академической жизни. Загадка, представленная английским писателем в романе, хорошо вписывается в традиции классического детектива, а вот решение вынуждает использовать литературные и философские знания, которых герою не занимать. В романе четко прослеживается постоянная перекличка с классической работой английского писателя  Томаса Де Квинси Убийство как одно из изящных искусств, приписываемой немецкому философу Иммануилу Канту. Профессор Титлоу рассказывающий эту историю, объясняет свои поступки как обратный императив, тому что было написано в трактате.

Гамлет, месть!

Второй роман Гамлет, месть! (Hamlet, Revenge!) написан в традиции детективов идущих от Дороти Л. Сэйерс. Убийство происходит на сцене во время постановки знаменитой пьесы Уильяма Шекспира, а ключевой документ, способствующий разгадке, спрятан среди текстов елизаветинской эпохи.

Подсказки к разгадке приходят в виде ряда сообщений, состоящих из фрагментов или цитат, ставших для англичан культурным достоянием. Детектив должен не только отгадать, откуда эти фрагменты, тогда все было бы очень просто, ему нужно покопаться в интерпретациях пьес Шекспира, сравнить различные версии и толкования. Писатель отмечал, что лучший шекспировед его времени с удовольствием прочел этот роман, где детективная загадка тесно переплетена с литературной.

Понятно, что вопрос о Шекспире в этом детективе стоит на первом плане. После окончания войны, Иннес вновь вернется к истолкованию Гамлета, он прочтет на радио две пьесы, которые в 1950 году выйдут отдельной книгой.

Плач по деятелю и Остановите пресс

Третья книга Иннеса – Плач по деятелю (Lament for a Maker), многие критики называют лучшей книгой английского писателя. Сам Иннес признавался, что на этот роман оказали сильное влияние произведения Стивенсона. Мрачные описания, свойственные шотландским авторам, насыщенная текстура, чистая красота длинных пейзажных зарисовок, и даже моральные муки рассказчика — все есть в этой вещи.

В своей статье Смерть как игра он объясняет, что основное различие между романом и детективом в том, что первый занят изучением персонажей и мотивов, тогда как детектив требует развития сюжета. Поэтому он пытается отвергнуть претензии других литераторов, обвинявших Иннеса в излишней литературности его детективов. Но как показывают его последующие работы, борьба между литературностью и детективностью закончится в пользу последнего. Именно стремление вернуться к детективу как чтиву для развлечения, заставляет в дальнейшем отказаться от тенденции, которую критики окрестили детективом нравов, по аналогии с романом нравов. Именно стремление детектива к отображению жизни, и отход от литературности позволил автору вернуться в лоно детективной традиции.

Последний роман этого периода Остановите пресс (Stop Press) сохраняет литературных тенденции, отмеченные в предыдущих романах, сохраняется попытка объединить детектив, действие которого разворачивается в усадьбе и роман нравов, а также излишнюю литературную вычурность, но уже видна его тенденция к снижению излишеств и приближении к классическим стандартам.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе