vldmrvch.ru

Мегрэ и дело Сен-Фиакр

Картина Мегрэ и дело Сен-Фиакр (Maigret et l’affaire Saint-Fiacre, 1959) Жана Деланнуа одна из лучших работ Жана Габена в этой роли и вообще один из лучших фильмов о комиссаре Мегрэ.

В одном из купе поезда сидит немолодой, старомодно основательный человек с небольшим саквояжем в руках, по виду похожий на деревенского врача. Посторонний взгляд на таких обычно не задерживается. Поезд останавливается у маленькой станции. Человека с саквояжем встречают моложавый шофер и пожилая дама с неокончательно исчезнувшими следами красоты. Мегрэ когда-то был знаком с нею, это было давно, может, еще в бытность его студентом медицинского факультета. Пожалуй, это было е простое знакомство. Иначе не волновались бы так оба, не ощущали бы стеснения и радости встречи. Радость омрачена тревогой — дама получила анонимную записку, в которой сказано, что она умрет завтра в церкви во время богослужения.

Так оно и произойдет. Мегрэ достанется трудное дело — на подозрении окажется семь человек, каждый будет иметь повод убить, но и каждый будет иметь алиби. Конечно же, Мегрэ найдет убийцу. И, сделав дело, со своим неизменным чемоданчиком уедет обратно в Париж.

Но фильм не только об этом. Габен здесь пронзительно сыграл тему тоски о прошлом, тему старения. В молодости он бывал в этих местах, был юн, счастлив, полон надежд, восторга перед красотой своей возлюбленной. Сейчас он всматривается в ее поблекшее лицо и страшно боится, что она поймет его мысли. В машине, по дороге в замок, они ведут житейский диалог — он расспрашивает ее о сыне, говорит с тоской о том, что ему не повезло — у него детей так и не было. Старомодна машина с потертой обшивкой. Меланхоличен осенний пейзаж. Крупным планом две руки: его — тяжелая, усталая, большая, и ее — высохшая, тонкая, нервная.

Ничего от настороженности традиционного сыщика. Ничего от стремительного экранного детектива. Ее не будет почти до конца. Будто забыв о законах жанра, камера медленно панорамирует, показывая старинное имение, темные, сырые комнаты, полные книг, задерживается на пустых местах, где раньше висели картины, стояли вещи, на старой, выгоревшей мебели, пятнах сырости, пауке в белой фаянсовой миске.

Камера без слов рассказывает нам биографию этого дома, ее обитателей. Камера — это глаза Мегрэ, его восприятие, его печаль. Звучат музыкальные аккорды — редкие, тихие, тревожные.

Ночь Мегрэ проводит в кресле (не забывайте причину приезда!). Утром он направляется в собор. Еще очень рано. Поют петухи. В древнем соборе редкие прихожане. В это-то утро все и произойдет. Мегрэ деятельно, умело, неторопливо, но и не теряя ни минуты, начнет следствие. Но не сможет перестать думать о том, что потерял друга, что ушел человек из его жизни и он не сумел этому помешать. Эти две линии сольются в одну. Габен прекрасно сыграет это. Он будет не только допрашивать сына умершей, но и долго всматриваться в его лицо, как бы ища в нем черты матери. Не скроет симпатии к этому легкомысленному парню, даст ему денег, пару советов. Грузный, усталый, медлительный, он забредет в лавочку, где хозяйка, старая горбунья, с трудом узнает в нем своего бывшего друга Жюля Мегрэ, и оба почувствуют свою дряхлость, горькую ясность перемен.

Но Мегрэ удастся на сей раз сбросить с себя эту старческую меланхолию. В день похорон в замке откроют все окна и двери настежь, вымоют полы, ярко будет светить осеннее солнце, по-особому ясно выступят контуры деревьев, предметов. Придет ясность и к Мегрэ. Он усадит за круглый стол всех, скажет, что все виноваты перед покойной, поставит на колени Эмиля, дворецкого, корысти убившего человека. И снова Мегрэ будет энергичен, решителен и беспощаден, как рок.

Фильм Деланнуа о многом, он лиричен и горек, мудр и занимателен. Он — детектив, ставший искусством. Может быть, обыватель, привыкший к потреблению детектива-кича, и не заметит красоты, психологической тонкости и поэтичности этого фильма, но уж тут ничего не поделаешь. Экран приучил его связывать понятие детектива с неискусством, на сотни галантерейных лент он предлагает два-три оригинальных, умных и благородных произведения. Но тут виноват не жанр, а «условия его жизни», при которых кич имеет гораздо больше шансов, чем искусство.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе