Комиссар Мегрэ в кино

Самый убежденный проповедник и самый энергичный поборник торжества справедливости — пожилой комиссар парижской полиции Жюль Мегрэ.

Жорж Сименон написал свыше двухсот романов, но главное открытие его — Мегрэ (семьдесят шесть романов и повестей).

Честный человек, ненавидящий фашизм, насилие, войну; умный и образованный писатель, числящий в ряду своих учителей Гоголя, Достоевского и Чехова; гуманист и жизнелюб — таков Сименон, француз по духу, бельгиец по происхождению, интернационалист по убеждению. Он говорит: Человек — неисчерпаемый источник для романиста. Вот почему я не представляю себе роман без человека и не верю, что этот жанр (детективный) может устареть или изжить себя. В моих романах совершается много преступлений. Да, в том обществе, где я живу, преступлений немало. Мне интересно и важно определить пути, которые приводят нормального человека к преступному акту 1.

Этот же интерес к человеку разделяет с писателем и Мегрэ. Внимательный читатель может рассказать о комиссаре все, описать его внешность, привычки, образ жизни, слабости, способ расследования. И читателю нравится, что в эпоху, когда мода меняется от одной экстравагантности к другой, еще большей, когда эпатаж мини-юбок сменяется эпатажем макси, Мегрэ не расстается со своим котелком, старомодным пальто с бархатным воротничком, трубкой, не меняет своей страсти к пиву и кальвадосу, сохраняет верность своей спокойной, довольно пресной мадам Мегрэ, живет все в том же доме на бульваре Ришар-Ленуар, где до сих нор не проведено паровое отопление, обедает все в тех же маленьких бистро. Это дает буржуазному читателю ощущение стабильности жизни, неизменности каких-то ценностей, почвы под ногами.

Мегрэ называют recommodeur des destineesналадчиком человеческих судеб. И действительно, он изо всех сил пытается помочь человеку (особенно бедному), вытащить его из беды, вернуть к жизни. Он — психолог, врач, педагог. Главное его правило — понять, почувствовать, вжиться. Он стремится узнать не только обстоятельства дела, гораздо важнее для него выяснить обстоятельства жизни. Поймите, мадам, пока мне не станет ясно, каков был образ его жизни за последние годы, я не смогу обнаружить убийцу (Человек на скамейке). Поэтому он изучает биографии, привычки, отношения. Вызывает на откровенность. Пытается как бы установить диагноз, историю болезни. Он — отличный социолог и знает цену социальному неравенству, социальному конфликту. Плебей по происхождению, он навсегда остался близок своему классу и привык брать сторону бедного человека. С огромным удовольствием он отправляет за решетку сильных мира сего, к постоянному возмущению своего начальства.

Когда-то давно он приехал из провинции, но с годами стал настоящим парижанином, никто лучше него не знает географии, социологии и психологии Парижа.

Мегрэ убежденный моралист и обладает повышенной нравственной чувствительностью 2. Он умеет пожалеть, помочь, любит наставлять на путь истинный, читать нотации. Он полон внимания к жертве. И в отличие от английских сыщиков, равнодушных к трупу, он проникает в глубь жизненных обстоятельств, погубивших человека. Давно он научился за красивыми картинами угадывать грязь и корысть, а за видимостью гармонии и благопристойности — хищный оскал преступления.

Холмс — это мозг, Мегрэ — сердце. Он не обладает ни научными знаниями, ни эрудицией, ни дьявольским даром дедукции, как его английский собрат, зато он богат жизненным опытом, знанием человеческой психологии, интуицией, добротой.

Мегрэ, конечно же, миф — устойчивый, романтичный по существу. Мегрэ — миф о патриархальной справедливости, ее воплощение. Патриархальной во всех смыслах этого слова. Отеческой. Покровительствующей слабым. Уходящей корнями в далекое прошлое. Основанной не на современном законодательстве, а на представлениях о добре и зле, впитанных с молоком матери 3.

Почти все повести о Мегрэ экранизированы (свыше семидесяти). Только за последние годы созданы фильмы о нем в Италии, Англии, ФРГ. В Италии режиссер Марио Ланди снял для телевидения длинную серию о Мегрэ с популярным Джино Черви в главной роли 4.

Одним из первых постоянных исполнителей роли Мегрэ во Франции был актер Гарри Баур. После его смерти она надолго перешла к Жану Габену.

Советские исследователи творчества Габена И. Соловьева и В. Шитова пишут: У его мужиковатого, семейного, неторопливо продвигающегося по службе полицейского инспектора Мегрэ свой способ расследования, не имеющий ничего общего с сеансами дедуктивной логики великого Шерлока Холмса. Он не распутывает. Он прежде всего разглядывает, стараясь как войти, спокойно вжиться во все обстоятельства преступления, увидеть факты и вжиться во все обстоятельства преступления, увидеть факты и людей в той повседневности, которая исподволь, постепенно готовила случившееся… Мегрэ не следопыт, он, по существу дела, просто трезвый по натуре, неспособный к удивлению знаток жизни… Мегрэ у Сименона и Габена есть воплощение здравого смысла, прозаического взгляда на мир 5.

  1. Э. Шрейбеp. Две недели у Жоржа Сименона. — Литературная газета, 1968, 28 февраля.
  2. Л. Зонина. Миф, именуемый комиссар Мегрэ. — Новый мир, 1967. № 5, с. 256.
  3. Там же.
  4. Но не только этот герой Сименона привлекает экран. Мы уже говорили о Неизвестных в доме, где нет Мегрэ, можно еще вспомнить интересную экранизацию повести Сименона Смерть Беллы режиссера Эдуардо Молинаро по сценарию Жана Ануя (1960).
  5. И. Соловьева, В. Шитова. Жан Габен. М., 1967, с. 148—149.
Оцените статью
Добавить комментарий