Лео Мале и его детективные романы

Лео Мале и его детективные романы

Французский писатель Лео Мале создал свою знаменитую серию детективных романов в промежутке между двумя знаковыми исследованиями, которые отмечают важные вехи в развитии французского детектива (полара). Мы говорим о работах Роже Кайуа и Цветана Тодорова. Если первый анализирует жанр как отдельные произведения на соответствие неким правилам, канону детектива, и попытки отдельных авторов выйти за четкие пределы канона, оторваться от повествовательных форм, Тодоров фокусируется на продолжающейся марганализации детектива по отношению к этому канону, а главным объектом исследования становится отклонения. Романы Мале в некотором смысле показывают переход от одной тенденции к другой.

В своих работах Лео Мале подрывает канонические правила, под влиянием тенденций хорошо заметных во французской литературе, театре и поэзии. Французский писатель не просто подрывает правила, он стремится уйти от устоев детективного жанра, решаясь создать литературное произведение больше похожее на творения классиков литературы. Несмотря на этот порыв, полар остается верен своим константам: изображению насилия и грязных преступлений, аморальности главных героев, иногда даже включая главного героя — детектива. Таким образом, творческое наследие Мале включает в себя не только следование детективным традициям, но и целый ряд новаций, внесенным в криминальный жанр французским писателем.

Одно из наиболее заметных новшеств в детективах Лео Мале — использование сленга. Это придает его историям французские нотки, а поскольку жаренные словечки становятся частью лексикона главных героев, они теряют свой уничижительный оттенок. В отличие от многих французских писателей Мале, по уверениям критиков использовал уличный сленг, тогда как его коллеги предпочитали олитературенные образцы. Сравнение романов Мале с серией детективных романов Сименона, сразу ставших своего рода идеалом, которому подражали большинство французских писателей, наглядно показывает тенденции преобладающие в романах о Несторе Бурма. И если Сименон предпочитает оставаться в рамках классического детектива, то романы Мале — это настоящие образцы нуара.

Именно тяготение к нуару, свидетельство того какое сильное влияние оказали сюрреалисты на творчество Лео Мале. В его романах есть все типичные признаки — образы в виде мечты, измененные состояния сознания и целый ряд других элементов, характерных для сюрреализма. Писатель использует приемы, характерные для сюрреалистической поэзии, на новом для этого явления материале — детективном романе. Детектив — набор шаблонных элементов: сыщик, мертвое тело, оружие, поиск виновных. Теперь все это видится в новом измерении, знакомые предметы приобретают новые очертания. Привычные ситуации писатель смело меняет с азартом настоящего художника-авангардиста.

Фигура Нестора Бурма отражение послевоенных правил и порядков. Бывший анархист, Бурма работает в сфере поддержания общественного порядка, при этом он в явном противостоянии с французской полицией. В отличие от Мегрэ, частный детектив относится к разряду частных предпринимателей, и предпочитает в первую очередь удовлетворить собственные нужды, а не бороться за интересы государства. Поэтому его наблюдения и выводы отражают взгляды городских рабочих, чей социально-экономический статут постоянно менялся в послевоенном Париже. Вместе с этим, как и большинство французов, Бурма большой знаток своей культуры, а писатель постоянно поощряет читателей к расширению интеллектуальных горизонтов, делая отсылки к Бодлеру, Малларме, Аполлинеру и Ларошфуко, а также к некоторым видным деятелям искусства в послевоенный период развития.

Наконец, окружение частного сыщика, своего рода суррогатная семья, помогают ему не только словом, но и делом, а иногда и деньгами. Отношения в их неформальном коллективе носят характер информационного симбиоза, который помогает детективу, в первую очередь с поиском информации. Обычно эти взаимоотношения описаны в кокетливой или шуточной форме. Женская половина окружения в виде секретарши Элен, идеальная пара для Бурма, но писатель намеренно создает условия для того, чтобы брак стал невозможен. Комиссар Фару помогает в отношениях с правоохранительными органами и властными структурами. Марк Кове — помогает сыщику общаться с внешним миром, а поскольку сам работает криминальным репортером он как настоящий друг и летописец славит подвиги детектива.

Детектив как часть Франции

В детективных романах Лео Мале трудно пройти мимо его описаний Парижа. Писатель подобно настоящему летописцу описывает историю Парижа в годы немецкой оккупации и последующего послевоенного восстановления. Каждый округ он описывает отдельно, подчеркивая его индивидуальность. Детективный роман Мале своего рода исторический документ о городе, который навсегда остался в прошлом. Нестор Бурма как и многие парижане очень обеспокоен обновлениями, а его внимание обычно выхватывает из массы деталей интересные местные раритеты, невольно приковывающие к себе интерес и внимание читателей. Мале не пытается скрыть своей любви к мелким деталям, связанным с историческими событиями, своего рода памятниками прошлого. А Мале имеет способность увидеть город света даже в самом захудалом, темном и криминальном районе столицы Франции.

В парижских зарисовках вновь видится сюрреалистический художник, стремящийся к популярной чувственности, излишнему восхищению, напоминающему Болдера и его друзей, а может быть и Вальтера Беньямина. Преступления связанны для Нестора Бурма с подземным Парижем, окутанным туманом, сильным запахом несвежего табака и улицами, населенными извращенцами. В эти моменты даже сам детектив преображается и больше напоминает одного из тех преступников, которых он хочет привлечь к ответственности.

Удовольствие от чтения детективных романов получают не только обыватели, этому увлечению тайно или явно потворствуют и многие интеллектуалы. Например, Жан-Поль Сартр признавался в своих интервью, что предпочитает чтению Витгенштейна, книги из Черной серии. Другие французские критики сравнивают влияние детектива, с появление джаза или кино.

Одним из виновников создания увлекательного жанра является французский писатель Лео Мале, сумевший превратить шаблонный жанр в наследие сюрреалистического движения. К большому сожалению из-за преобладания в детективе авторов англоязычных, его заслуги и открытия мало известны не только обывателям, но даже знатокам детектива, исследователям и критикам. В России книги Мале переводились в период бума, открывшего западные запасники после многих лет воздержания. Дюжина его романов была издана в 90-е годы, но книги стали библиографической редкостью и а имя автора почти забыто.

Но все больше внимания привлекает этот французский писатель сегодня. Академические исследования отмечают новаторские тенденции, которые благодаря своим невероятно популярным романам смог привнести в криминальный жанр, в послевоенный период. Среди основных новшеств Лео Мале можно назвать использование сленга и сюрреалистической образности. Мале сумел создать невероятно популярного во Франции героя — Нестора Бурма, которого прозвали ударный детектив (detective de choc). Французский писатель очень гордится своим сыщиком, и хотя откровенно, без утайки рассказывает о проблемах послевоенного периода, все романы проникнуты гордостью за свою страну и богатое культурное наследие. Действие романов о Несторе Бурма происходит в период с конца 50-х до середины 60-х годов, по словам писателя после появления электричества, до появления электроники.

Бурма открывает свое детективное агентство, покупает свой первый автомобиль, влюбляется в кинозвезду, цыганку и других женщин, преследует коллаборационистов, и даже оказывается в заложниках у алжирских повстанцев. 16 романов Лео Мале о Бурма наполнены не только хорошо узнаваемыми жизненными реалиями, но и авангардной образностью и новаторскими литературными приемами.

Одним словом детективные романы Лео Мале — часть Франции, неотъемлемая и органичная.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий