vldmrvch.ru

Человек на грани

В книгах французских писателей, выступающих под совместным псевдонимом Буало-Нарсежак изображен человек, который попадает в запутанные, казалось бы, необъяснимые сложные положения, что заставляет его думать о вмешательстве каких-то таинственных непостижимых сил и переживать минуты ужаса. Но эта загадочность постепенно получает логическое объяснение: речь идет об изощренных кознях преступника, который создает фальшивые инсценировки. A за ними скрываются низменный расчет, готовность совершить любую подлость, вплоть до убийства. К концу раскрывается все загадочное и непостижимое, восстанавливается причинная связь событий. Но человеку от этого не легче. Побеждают силы зла, нередко гибнет и жертва, как ей положено. Этот прием позволил авторам передать с особой убедительностью трагическое состояние человека, оказавшегося в беде, в безысходном положении. Писатели используют сложную сюжетную конструкцию, чтобы показать хитроумное построение системы ловушек, которую создает для улавливания жертвы преступник, как правило, не какой-нибудь гангстер или профессиональный уголовник, а вроде бы вполне приличное уважаемое лицо — нотариус, бизнесмен, светская дама, архитектор и тому подобное. Мотив его действия чаще всего — корысть.

Изощренная инженерия романов Буало-Нарсежака не плод чересчур изобретательной фантазии авторов, а примета времени. Разве не менее изощрены и хитроумны уловки для заманивания обывателя Запада в расставленные для него идеологические и рекламные тенеты? Сам факт создания расчетливо продуманной и реально существующей системы манипулирования личностью свидетельствует о степени бесчеловечности и безнравственности общества. Передав живую человеческую боль, которую испытывает жертва преступления, Буало-Нарсежак сумели раскрыть чувств а личности, ощутившей на себе, как ужасен мир, где индивид перестает быть человеком, где нормой жизни становится жестокость, воспринимаемая как обыденное социальное явление.

Представленная в книгах Буало-Нарсежака экстремальная ситуация, созданная преступным актом, обретает с смысл концентрированного выражения трагедии личности незащищенной, одинокой, испытывающей смятение в страшном, все усложняющемся враждебном мире. Писатели верно уловили главную тему литературы 40—50-х годов, когда война и связанные с ней ужасы — массовые истребления людей на полях сражений и при бомбежках, топки Освенцима и пламя Хиросимы — снизили ценность, значимость человеческой личности, посеяли тревогу и ужас, что заставило пересмотреть многие традиционные представления и писать иначе, чем прежде. Буало и Нарсежак справедливо сочли (они это прямо высказали в своей книге Полицейский роман), что чисто игровой или развлекательный детектив не соответствует духу времени, уводит от больного вопроса о том, что стало с человеком в обесчеловеченной действительности. Но они не отказались от детективного жанра, потому что увидели в нем богатые возможности, позволяющие сделать его особо острым инструментом исследования жизни и обнажения человеческой трагедии. Соавторы превратили детективное напряжение в средство впечатляющего и убедительного изображения этой трагедии, заставили его играть роль своеобразного усилителя. Поэтому главным в их произведениях становится не столько расследование тайны преступления, сколько раскрытие трагического состояния личности. Детективный роман выходит тем самым на новую орбиту, поднимается до уровня серьезной психологической прозы.

Помещение человека в созданную действиями преступника остро кризисную, напряженную и опасную ситуацию обнажает его скрытую сущность, высвечивает незаметные в нормальной обстановке качества его характера, что дает возможность прости психологический анализ личности героя более полно, объемно и убедительно, чем в обычном психологическом романе. Вместе с тем этот психологический анализ представляет собой главный элемент и материал детективного повествования, потому что только через описание внутреннего мира персонажа-жертвы через его реакции (страх, ужас, изумление, протест, сопротивление и так далее), вызванные скрытыми ходами преступника, читатель выводится на расследование тайны.

Изложение в романах Буало-Нарсежака ведется в форме внутреннего монолога главного персонажа, и что создает определенную субъективно-лирическую подсветку и позволяет оценить происходящее с точки зрения человеческих и нравственных ценностей. Раскрытие преступления — то есть основа жанра — сохраняется в романах Буало-Нарсежака, но проходит через изображение тонких переливов чувств и оттенков переживаний будущей жертвы, ощущающей нависшую и постепенно осознаваемую смертельную опасность. Для того чтобы следить за ходом развертывания сюжета, нельзя пропускать ни одной, даже самой мельчайшей детали этого психологического анализа, ибо он же и детективный. Книги Буало-Нарсежака нельзя читать быстро, как обычный детектив. Они требуют внимательного и неспешного чтения.

Буало-Нарсежак чутко реагируют на изменения в жизни французского общества и в социальной психологии, что отражается в их творческой манере, в выборе тематики и способов раскрытия конфликта. Они меняются с годами. В 70—80-е годы они пишут иначе, чем в начале своего совместного творчества.

В нашем сборнике представлен один из наиболее характерных ранних романов — Лица в тени. В нем особенно ярко проявилось то новаторство, которое внесли в детективный жанр Буало и Нарсежак. Главное в этом произведении — изображение трагедии незаурядной талантливой личности, погубленной ради корысти и наживы. Поскольку центральный персонаж книги — Ришар Эрмантье потерял зрение, то он (а вместе с ним и читатель) не может видеть того, что происходит, а только слышит звуки, трогает предметы, ощущает запахи. Лишь через эти каналы восприятия поступает к нему информация о месте действия и о событиях. Такой прием в значительной степени увеличивает удельный вес психологического анализа внутреннего мира героя романа. Все, что происходит, пропускается только через его восприятие и его ощущения, и тем самым создается развернутый образ этого персонажа, представленного крупным планом. Читатель видит человека мужественного, сильного, не теряющего воли к борьбе даже в самом отчаянном положении. Слепой, оказавшийся во власти беспощадных негодяев, хладнокровно совершающих преступление, активно сопротивляется, утверждает силу человеческого духа. Этот роман Буало-Нарсежака был создан в период моды на мрачную, пессимистическую литературу, так называемого экзистенциализма, показывавшую человека как жалкого экзистанта, брошенного в пучину грязного бытия. Но образ Ришара Эрмантье не похож на этого излюбленного персонажа прозы того времени. Эрмантье борется, не сдается, сохраняет себя как личность. В его образе воплотились гуманистические идеи его создателей, которые отстаивают высокие человеческие ценности, оказавшиеся под угрозой.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе