vldmrvch.ru

Национальный детектив и Генри Китинг

Генри Реймонд Фитцвальтер Китинг известен не только своими блестящими критическими работами, посвященными детективному жанру (Преступление и детектив: 100 лучших книг, Шерлок Холмс: человек и его мир и другими), но в первую очередь как автор очень интересной серии национальных детективов.

Самой известной серией Китинга нужно назвать детективы об индийском инспекторе полиции Ганеше Готе (Ganesh Ghote), по-индийски его зовут Гоу-тей, из уголовного розыска Бомбея.

По свидетельствам друзей писателя, создать столь экзотичный персонаж его побудили авторские амбиции. Несмотря на то, что первые три романа Китинга появились в британских списках бестселлеров, американские издательства наотрез отказывались печатать очередного чопорного англичанишку, тогда Китинг подумал, что экзотическая обстановка Индии сможет очаровать заокеанских издателей, а немного ломанный английский на котором будут говорить персонажи его детективов, будет более приемлем для многонациональной американской аудитории.

Сам Китинг до этого никогда в Индии не бывал, но его скрупулезная работа по воссозданию подлинной индийской атмосферы, достойна высшей похвалы. Автор не ограничился огромной работой в библиотеке, он много и детально расспрашивал людей, бывавших в этой стране о деталях быта и обрядах, географии и религии. Впервые побывать в Индии ему довелось только спустя десять лет после выхода первого романа об индийском полицейском. Здесь он внимательно осмотрел те места, где разворачиваются приключения в его романах, и остался доволен своей работой.

Благодаря своему критическому взгляду, Китинг как никто другой из авторов детектива понимает философию детективного жанра. Он умеет задавать удивительно точные вопросы. Почему мы читаем детективы? — спрашивает он в одном из очерков, ответ удивительно краток, — для удовольствия. Но произведения о Великих сыщиках вмещает в себя не только развлекательные мотивы, детективный роман может показать глубокие психологические образы или представить острую социальную критику.

В этих детективных романах он отображает сложный и многогранный мир Индии, где перепутаны социальные, политические и лингвистические традиции, основы которых часто лежат в многовековой давности. Казалось бы, как здесь не запутаться, смешение и четкое разграничение каст, цветов и других культурных и религиозных моментов, но именно здесь английский писатель подбадривает чужака в этом странном мире, добавив крупинки юмора, и от этого все преображается, роман становится более открытым и увлекательным.

Возьмем первый роман об инспекторе Готе. Начало книги буквально погружает читателя в водоворот непонятного и очень сложного индийского общества. Отношения кипят, мотивы пока непонятны, а автор еще и забавляется, коверкая на индийский лад английский язык — ничего себе, хорошенькое начало. Блестящая стратегия Китинга действительно оправдывает себя. Прочтя несколько страниц и читатель чувствует, как его зацепило и понесло течению сюжета, ему не выбраться, остается только разобраться с непонятным деталями индийского ритуала.

Но Китинг играет с читателями, не только на поле детективного сюжета. Он показывает как страшно и чудно ехать инспектору Готе в Англию, чтобы выступить с речью вместо своего шефа, и понятные любому европейцу реалии, показанные и откоментированные бомбейским полицейским сразу приобретают иной оттенок.

Не может английский писатель устоять перед искушением прогуляться по приторному Боливуду. Перед читателями раскрываются секреты индийского кино. Но здесь настоящий англичанин не может до конца скрыть свое презрительное отношение, от этого книга выдает национальную принадлежность автора. Другая не вполне удачная работа Китинга роман о поездке в Америку. Неуклюжий инспектор не очень удачлив в Калифорнии, но карикатурная неуклюжесть превращается в гротеск, а читателям неясны мотивы подвигшие автора на создание этого романа, в котором все и герои и фон кажутся очень неестественными.

Для российских читателей останется под вопросом и политические моменты в этой серии. Поскольку отношения бомбейского полицейского и всех свидетелей напоминают идеальную демократию, где все независимо от социального или религиозного положения считают инспектора своим и стараются ему помочь. Скорее это напоминает классические английские детективы, где наблюдательность и въедливость сыщика продвигает расследование. Странности начинаются, когда инспектор начинает вникать в психологию, они тоже — слишком европейская. Скрашивает некоторые шероховатости блестящий юмор рассказчика, писатель оставляет для читателя зоны комфортного отдыха.

Вывод от чтения индийской серии достаточно однозначен, блестящие описания и наблюдения сложностей и противоречий индийского общества, но когда дело касается внутренних моментов, здесь автор переходит на знакомую европейскую ментальность, возможно, это и к лучшему, поскольку иную ментальность читатели не смогли бы понять, а тем более простить автору.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе