vldmrvch.ru

На защите Устоев

Агата Кристи никогда не была теоретиком литературы. Тем, на мой взгляд, любопытнее ее соображения, поскольку практик в отличие от теоретика знает не как нужно, а как делается. К писательству Кристи сначала относилась как к удовольствию и развлечению, а потом как к приятному ремеслу, да еще приносившему немалый доход. Подобный взгляд на литературу в корне противоречит русской традиции, где писатель, если и не борец, то обязательно Учитель, несущий почтительна склонившей перед ним главу аудитории свое заветное Слово.

Но не считая писателей Провидцами и Пророками, Агата Кристи неизбывно верила в творческое начало в человеке и восхищалась им, независимо от того, в какой сфере оно проявлялось. Надо признать, что в принципе она безусловно права: К тому времени у меня уже выработалась привычка писать рассказы, сменившая вышивание подушечек или копирование рисунков дрезденского фарфора. Если кому-то покажется, что тем самым я принижаю писательское дело, я никогда не соглашусь с этим. Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивание, приготовление изысканных блюд, живопись, рисунок, скульптура, сочинение музыки или стремление писать романы и рассказы. Другое дело, что в каком-то из этих искусств вы оказываетесь сильнее. Для нее важнее всего не реакция и восприятие окружающих. А внутреннее удовлетворение создателей.

На редкость кратко и прозрачно формулирует писательница самую суть любимого читателями жанра: Начав писать детективы, я совершенно не была расположена оценивать события, в них происходящие, или серьезно размышлять над проблемами преступности. Детектив — рассказ о погоне; в значительной мере это моралите — нравоучительная сказка: порок в нем всегда повержен, добро торжествует. Во времена, относящиеся к войне 1914 года злодей не считался героем: враг был плохой, герой — хороший, именно так — грубо и просто. Тогда не было принято окунаться в психологические бездны. Я, как и всякий, кто пишет или читает книги, была против преступника, за невинную жертву.

Вот нам, читателям, рецепт создания детектива от самой королевы жанра. Все кажется так просто. Садитесь и пишите. И пусть на вашу долю выпадет хоть крошечная частичка успеха, обретенного Агатой Кристи.

Но если серьезно. Агата Кристи не собирала материал и не боролась с преступностью своими произведениями. Развлекая читателя, она последовательно защищала Устои и в этом была, по-моему, писательницей социальной. Сегодня, когда в книгах наших отечественных авторов сплошь и рядом встречаются герои-преступники, хладнокровно мочащие своих мнимых и реальных противников, тем более злободневно звучит голос признанной королевы детектива: …только невиновность имеет значение, а не вина. Не стану много рассуждать об убийцах; просто я считаю, что для общества они — зло, они не несут ничего, кроме ненависти, и только она — их орудие. Хочу верить, что так уж они созданы, от рождения лишены чего-то, наверное, их следует пожалеть, но все равно щадить их нельзя, как увы! — нельзя было в средние века щадить человека, спасшегося из охваченной эпидемией чумы деревни, ибо он представлял угрозу для невинных и здоровых детей в соседних селениях. Невиновный должен быть защищен; он должен иметь возможность жить в мире и согласии с окружающими.

Понятно, что Агата Кристи воплощала в своих произведениях моральную традицию, в которой была воспитана. Она четко различала, где Добро, а где Зло, и при том с некоторой наивностью полагала, что Зло обязательно должно быть наказано.

Так, может быть, романы ее популярны до сих пор потому. Что выражают вечное и недостижимое стремление к идеалу? Во всяком случае, боюсь, в нашем российском обществе ни один нормальный человек, включая генерального прокурора, не посмеет утверждать, что невиновный у нас защищен

Писательница с ранней юности была наблюдательна и мудра. Ее автобиография полна тонких наблюдений и глубоких мыслей как о человеческом обществе в целом, так и об отдельных колоритных его представителях. Цитировать хочется бесконечно. Во время войны она до конца осознала золотое правило жизни, ее неукоснительный закон: все зависит от того, знаете ли вы нужных людей. От открытого непотизма Востока до слегка замаскированного непотизма Запад, не говоря уже о старых клубных приятелях, — вся система стоит на этом.

Вот так-то. А мы, бия себя в грудь, убеждаем себя в том, что на Западе личные связи роли не играют, а важны лишь знания и способности. Увы, человеческую природу не переделаешь, и в нашей восточной стране протежирование родственниками и приятелям более откровенно, нежели в так называемых цивилизованных странах.

Агата Кристи никогда не считала себя богоданным гением. Но ей был дан нечастый дар в одном небольшом абзаце создать великолепный и выразительный портрет человека. Который обладал замечательным свойством — он умел производить впечатление. Белчер был уверен в своих организаторских способностях и легко внушал такую же уверенность окружающим, прежде чем они обнаруживали, какой урон он нанес делу. По правде сказать, едва ли существовал на свете человек, менее способный к организаторской деятельности. Как и многие политики, он считал, что главное — сначала разрушить всю промышленность или что бы оно там ни было и, ввергнув в хаос, затем собрать снова… Беда в том, что, когда настало время строить, от Белчера не было никакого толку. Но люди обычно понимали это слишком поздно.

Никого вам не напоминает славный Белчер? Не кажется ли вам, любезный читатель, что Агата провидела историю многострадальной России, подчинившейся воле кучки белчеров-реформаторов?

В детской у маленькой Агаты Миллер висела грамота, полученная ей в награду за победу в соревнованиях по метанию мячиков. Надпись на этой грамоте гласила: Не можешь водить паровоз — стань кочегаре. Писательница считала, что лучшего жизненного девиза не сыскать.

Уверен, что с вечной своей скромностью она откровенно преуменьшала свои достижения. На протяжении более чем пяти десятилетий она блистательно вела паровоз детективного жанра, будучи его самым популярным машинистом. Сегодня это уже непреложный факт.

Долгая история человечества свидетельствует о том, что королевы бывают разные. Эта была застенчивая…

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе