vldmrvch.ru

Сакральное навыворот

Понятие трансцендентальной энергии детективного жанра приводит в круг проблем, которые еще в 20-е годы разрабатывал в своем трактате Детективный роман Зигфрид Кракауэр (1898-1966) — теоретик и историк кино, получивший международную известность, автор книг От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино (1947, русский перевод, 1977) и Природа фильма. Реабилитация физической реальности (1960, русский перевод, 1974). Но киноведение было только одной стороной деятельности Кракауэра — философа, социолога, литературоведа, историка культуры. По своему духовному складу Кракауэр принадлежал к сравнительно редкому типу исследователей, работающих не только в рамках той или иной специальности, но и на границах культурных областей, додумывая до конца, до целого их сквозную логику в единстве культуры. Концептуальность, систематичность выгодно отличают исследование Кракауэра от многих современных работ о детективе. Трактат Зигфрида Кракауэра написан еще в 1925 году, но опубликован отдельной книгой лишь в начале 80-х годов.

sacred-inside-out

Эстетика детективного романа соотнесена Кракауэром непосредственно с этико-религиозными (христианскими) основаниями европейской культуры. Современное общество, по его мнению, порвав внешне с церковью и с религией, тем не менее сохранило — в бессознательной форме и под различными масками — христианский спиритуализм, хотя и в извращенном виде. Такие религиозные понятия и представления, как бог, добро и зло, мир этот и мир иной, закон и истина, неподвластная мирскому суду, как полагает Кракауэр, не исчезли вовсе из современного массового сознания, но, непризнанные и неузнаваемые, питаются лишь суррогатами культуры. Одним из таких суррогатов и является, по мнению исследователя, детективный роман, представляющий собой, по его убеждению, радикальную профанацию христианской духовности. Трансцендентальная энергия крими — это сакральное навыворот.

Детективный роман, утверждает Кракауэр, показывает обществ кривое зеркало, из которого на него смотрит карикатура на его собственное ничтожество. С радикальной односторонностью, по его мнению, детективы совершают инверсию религиозных ценностей, подменяя последние низкими, вульгарными двойниками, доступными восприятию современного массового человека, отчужденного от этих реальны ценностей — от самого себя. Чем, например, питается наша симпатия сыщику-детективу типа Шерлока Холмса? По Кракауэру — идеальным представлением о культурном герое, всечеловеке в кьеркегоровском смысле, творящем из Хаоса Логос и выступающем посредником между богом и людьми. Но какая диссонирующая, издевательская разница между этим идеальным представлением и сыщиком, расследующим преступление! Логос, высокий смысл мироздания, по мнению исследователя, вырождается в детективном романе в примитивный рационализм: ведь только в категориях рацио современная цивилизация может как-то относиться к миру и к себе самой. Рациональное начало — так развивает Кракауэр на своем материале идеи немецкого социолога Макса Вебера — приземляет, секуляризует в детективном романе и все другие религиозные представления, которые этот жанр исподволь эксплуатирует. Явления, которые прежде переживалась в свете иного, потустороннего мира, в детективах переживаются как, так сказать, посюсторонне иные. Категория зла, например, формально сохраняется в произведениях детективного жанра, но зло здесь выступает скорее как демоническая и вместе с тем рационально постижимая стихия самой действительности: трансцендентальная этимология этого религиозного представления уже стерта. Посюсторонне иными суррогатами иного оказываются и другие конструктивные элементы детективного жанра (преступник, полиция, процесс расследования и другие), которым посвящены отдельные главы трактата.

Такова в общих чертах концепция Зигфрида Кракауэра. Она демонстрирует как сильные, так и слабые стороны того метода философского, социологического и эстетического объяснения современной культуры, который стал известен позднее в качестве Франкфуртской школы (работа Кракауэра посвящена Т. В. Адорно).

Сильной стороной трактата является теоретическая разработанность концепции: детективный роман рассматривается Кракауэром как в единстве культуры, так и в единстве конструктивных элементов жанра. Следует отдать должное и бескомпромиссному разоблачению Кракауэром буржуазной псевдокультуры — еще на стадии формирования массового сознания.

Вместе с тем теории Кракауэра свойственна ограниченность, увы, тоже буржуазного свойства. В исследовании его о детективном романе (как и в книгах Адорно и его сподвижников) метод не размыкает систему, а замыкает ее: проблемы диалектики Просвещения, то есть определенной культурной формации, последними, рефлексирующими представителями которой ощущали себя франкфуртцы, абсолютизировались ими – современное западное общество, рассматривалось как кошмарный апофеоз всей истории и как ее предел, за которым ничего нет. Кракауэр тоже доводит свою теорию до крайности, до незыблемой и дегуманизированной схемы: в его трактате есть место субъекту, но уже нет места человеку, поскольку последний якобы снят.

Подлинные корни детективного романа не в религии, как полагал Кракауэр, а в фольклоре. Живое и здоровое начало детективного жанра, его трансцендентальная энергия может искажаться — и подчас действительно искажается — в современном обществе потребления, но никогда не иссякает окончательно. Где есть фольклор, в котором сконденсировались накопленные веками позитивные ценности народного опыта, где жив фольклорный человек, там есть и будущее, история, есть выход. Но чтобы верить в будущее, нужно отрешиться от многих представлений буржуазного характера, которые так часто наследовали критики буржуазии; нужно, говоря словами Михаила Бахтина, перестать быть только самим собою, чтобы войти в историю. Антропология, снимающая человека и историю, может дать блестящую схему, но не истину. Такой ценной, но ограниченной схемой приходится признать я талантливую работу Зигфрида Кракауэра о детективном жанре.

В. Махлин

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе