Шпионские триллеры Джона Бакена

Знаменитые шпионские триллеры Джона Бакена можно разбить на три группы, все они объединены вокруг главных героев. Первая, и самая знаменитая группа романов, посвящена приключениями Ричарда Ханнея, вторая — Эдварда Лейтена, третья — описывает приключения Диксона Макканна. Есть также незначительная часть работ, написанная вне этих серий, отличающаяся по стилю и сюжету от популярных шпионских романов, больше схожая с историческими биографиями.

Бакен, вероятно, не очень серьезно относился к своим шпионским романам, но они приносили неплохой доход. Отказаться от них он не мог по финансовым соображениям, но зато сумел преобразовать обязанность в увлекательное приключение. Он оценивал свои шпионские истории как фантазии человека, оказавшегося на передней линии знаменательных социальных и политических преобразований, а также находящихся под угрозой идеалистических традиций. Он проницательно предугадывал и описывал многие процессы, происходившие во внутренней и международной политике первой трети XX века.

Шпионские триллеры Джона Бакена — неотъемлемая часть его творчества, пожалуй, наиболее изученная и исследованная, благодаря своей популярности. Как и большинство писателей своего времени Бакен писал много, публикуя по нескольку романов в год. Его триллеры представляют сплошной поток сознания и имеют много общих мест, мы обратим внимание на два ключевых. Первое, касается содержания. Во всех романах Бакен с неизменным постоянством использует в сюжете приключенческие элементы. В ранних исторических романах, как Салют Авантюристы (Salute to Adventurers, 1915), события которого происходят во времена колониальной Америки и в более поздних — Лесная ведьма (Witch Wood, 1927), фоном для которых служит Шотландия XVII века, представлены очень схожих между собой герои, готовые с легкостью столкнуться с любой опасностью, даже если она угрожает им лично, но проявляющих подлинное беспокойство и начинающих противодействовать, только когда угроза направлена против общества. Бакен описывает повседневную жизнь героя вовлеченного в общественные процессы и выполняющего некие социальные обязательства. Внезапно все это оказываются под угрозой разрушения, герою предстоит выполнять функции общественного спасателя. Писатель обычно наделяет героя способностями, подталкивающими его к этому важному решению и способствующему в решении проблемы. Сюжет условно делится на этапы — опасность, истощение и стресс, причем на всем протяжении постоянно ощущаются нотки истерии.

В отличие от исторических романов, в шпионских триллерах Бакен непрерывно нагнетает напряжение, давая описание глобального контекста, и крайне редко отсылает к непосредственным историческим реалиям. Сюжет шпионских историй как правило разворачиваются в неопределенном настоящем, хотя формально они имеют историческую рамку в виде конкретного пространства и времени. Тогда как исторические романы из-за постоянных отсылок к реальным событиям дополнены подробными экскурсами, превращающими их в своеобразный исторический эпос, отчего они теряют свою напряженность. Как правило, в исторических романах есть элемент интриги, дающий сюжету завязку, создающую в дальнейшем напряжение, но он находится в самом начале повествования, после чего следует развернутое эпическое описание.

Бакен добивается ощущения кризиса, используя ограниченность временную, но чаще пространственную. Героям не хватает времени или пространства для маневра, подобный прием хорошо заметен в триллерах, по аналогичному принципу построены его исторические романы.

Второй элемент, объединяющий исторические и шпионские романы Бакена — заметное влияние на его творчество таких классиков как Вальтер Скотт и Роберт Льюис Стивенсон. Некоторые критики утверждают, что все романы Бакена — это бесконечная попытка переписать Похищенного Стивенсона. Еще более серьезное влияние на его романы оказали традиции романтиков. Яркий пример — первый роман — Сэр Кихот маврийский (Sir Quixote of the Moors, 1895), рассматривающий человека взявшего на себя ответственность за общество и его социальные проблемы, но бороться героической личности приходится в одиночку.

Неудивительно, что во всех романах Джона Бакена большую роль играет судьба, удача, случайность, особенно в финале истории. Поэтому типичным героем Бакена является солдат удачи — универсальный типаж, претерпевший радикальную трансформацию на протяжении нескольких десятилетий творчества от беззаботного кавалера до злобного наемника.

Для Бакена солдат удачи — это аналог современного рыцаря, верного и идеалистичного. Его лучшими чертами являются суровость в желаниях и целомудренная неисправимость. Так, совершенно очевидно, что Ричард Ханней, один из серийных героев Бакена не может быть защитником королевства, ведь целый ряд приключений направлен против высокопоставленных представителей монархии. Злодеи же в этих приключениях использую добродетели и ценности, основанные на зыбком фундаменте имперской этики, и отчетливо напоминают о викторианском характере общества. Однако и сам английский писатель не выказывает сомнений в ряде ценностей, доставшихся Англии после развала Британской империи. Для писателя самым заметным достижением викторианской эпохи является имперское величие, окрашенное идеалистическими тонами, в согласии с которыми действуют лучшие герои Бакена. В целом мир, в котором живут герои Бакена — англо-саксонский, протестантский, белый. А типичный для англичан снобизм, возможно, сыграл некую роль в выборе того, кого нужно защищать, но в целом, мир Бакена — это абсолютно независимое от реальности и вполне автономное воображаемое королевство. Следствием подобной нацеленности является стремление укрепить и поддержать авторитет власти. Ханней является неаристократическим исключением, лишь подтверждающим правило, странствующего рыцаря вынуждают действовать только в экстраординарных и драматических обстоятельствах. А упорство, сила воли и выносливость позволяют его героям добиться успеха.

Шпионские триллеры Джона Бакена — сочетание саксонской традиции, идущей еще от легенд о рыцарях круглого стола и новизны, неожиданности и интриги, которую писатель смог привнести в традиционные сюжеты. Романы Бакена далеко не так просты и безыскусны как это кажется современным читателям на первый взгляд. Их укорененность в культурных и социальных стереотипах консервативного воображения, не позволяет автору во время сочинения очередного бестселлера идти по накатанной схеме, за легкостью и поверхностным следованием единой схеме лежит гений писателя, который благодаря своему таланту выделил и сложил в единый фундамент новые принципы, на котором весь XX век строился молодой и популярный жанр шпионского романа.

Герои романов Бакена стремятся к идеальным целям, с которых слетает идеальная окраска в условиях стресса и на фоне событий способных отправить мир в тартарары. Исторические обстоятельства, сопровождающие сюжет шпионских романов ничтожны и малозначительны, больше внимания автор уделяет описанию приключений и традиций. Подобная сбалансированность обеспечивает триллерам Бакена увлекательность на всем протяжении XX века. Как мы видим в XXI веке, лучшие из шпионских триллеров Джона Бакена превратились в легенду, в вечную классику…

Добавить комментарий