vldmrvch.ru

Сюрпризы Агаты Кристи

Но самым неожиданным в записных книжках стало для меня то, что лучшие сюжеты Агаты Кристи не всегда рождались из какой-то одной невероятной идеи. Какой бы хорошей ни казалась задумка, Кристи не ограничивала себя только одним вариантом и редко с самого начала знала, кого сделает убийцей.

surprises-agatha-christie

Самый впечатляющий пример — Скрюченный домишко, где убийцей неожиданно оказывается ребенок. Кристи не раз ошеломляла читателя — в Убийстве Роджера Экройда, Убийстве в Восточном экспрессе и Ночной тьме. (Справедливость требует отметить, что, по крайней мере, два других писателя — Эллери Куин в Трагедии Игрек и Марджери Эллингем в Тайне Белого коттеджа — уже использовали идею с ребенком, но куда менее эффективно). К этому времени она уже перепробовала самые невероятные варианты: рассказчик-убийца, полисмен-убийца, или когда убийцами оказываются сразу все персонажи, или когда все оказываются жертвами. До того, как я прочел записные книжки, я представлял себе Агату Кристи, хитро улыбающуюся за своей пишущей машинкой, когда в 1948 году она готовила очередную Кристи к Рождеству — роман об одиннадцатилетней девочке в роли хладнокровной убийцы. Конечно, это было не так. Тетрадь 14 показывает, что она наряду с Джозефиной рассматривала как потенциальных убийц и Софию, и Клеменси, и Эдит. Роман не был задуман ради того, чтобы сделать девочку убийцей, и построение сюжета вокруг Джозефины — всего лишь один из вариантов. И нигде в ее заметках нет намека на то, что в Ночной тьме задуман рассказчик-убийца. Не то чтобы ее вдруг осенило: Я попробую трюк Экройда снова, но на сей раз рассказчик будет из рабочего класса. И лучше начать не с их супружеской жизни, а со встречи и ухаживания, что тоже часть интриги. В тетради 50 есть краткое упоминание о друге Пуаро, который, предположительно, расследует дело, и лишь один раз она упоминает, что история рассказывается от первого лица. Очевидно, уже во время работы в порыве вдохновения она придумала эту развязку.

В книге Объявлено убийство, казалось, возможна единственная развязка, и все же один раз Петиция Блэклок отмечена карандашом как очередная жертва Митци, которая уже убила своего мужа Руди Шерца. Решение написать роман, где предполагаемая жертва убивает своего шантажиста по тщательно разработанному плану, пришло не сразу. План романа Убийство в Месопотамии вначале не предусматривал женоубийцу с безупречным алиби; Кристи рассматривала мисс Джонсон и даже саму миссис Лейднер как сильных кандидатов на роль убийцы. Место действия — археологические раскопки — было главным условием романа — остальное пришло позже.

Это может показаться удивительным, но таков стиль Кристи. Ее сила — в неистощимом богатстве фантазии и отсутствии системы. Замысел вначале может быть неопределенным — проклятие цыганки (Ночная тьма), археологические раскопки (Убийcmeo в Месопотамии) или объявление в газете (Объявлено убийство). После этого она дает волю воображению — и через год на полках появляется новая Кристи. A некоторые идеи, которые не попали в новый шедевр, могут появиться в книге, опубликованной в следующем году — или через десять лет.

Джон Карран

Фрагмент из книги Секретный архив

Читать книги Агаты Кристи

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе