Сюрпризы Агаты Кристи

В статье присутствуют спойлеры, раскрывающие сюжеты романов «Скрюченный домишко», «Объявлено убийство», «Убийство в Месопотамии», «Ночная тьма».

Но самым неожиданным в записных книжках стало для меня то, что лучшие сюжеты Агаты Кристи не всегда рождались из какой-то одной невероятной идеи. Какой бы хорошей ни казалась задумка, Кристи не ограничивала себя только одним вариантом и редко с самого начала знала, кого сделает убийцей.

Самый впечатляющий пример — Скрюченный домишко, где убийцей неожиданно оказывается ребенок. Кристи не раз ошеломляла читателя — в Убийстве Роджера Экройда, Убийстве в Восточном экспрессе и Ночной тьме. (Справедливость требует отметить, что, по крайней мере, два других писателя — Эллери Куин в Трагедии Игрек и Марджери Эллингем в Тайне Белого коттеджа — уже использовали идею с ребенком, но куда менее эффективно). К этому времени она уже перепробовала самые невероятные варианты: рассказчик-убийца, полисмен-убийца, или когда убийцами оказываются сразу все персонажи, или когда все оказываются жертвами. До того, как я прочел записные книжки, я представлял себе Агату Кристи, хитро улыбающуюся за своей пишущей машинкой, когда в 1948 году она готовила очередную Кристи к Рождеству — роман об одиннадцатилетней девочке в роли хладнокровной убийцы. Конечно, это было не так. Тетрадь 14 показывает, что она наряду с Джозефиной рассматривала как потенциальных убийц и Софию, и Клеменси, и Эдит. Роман не был задуман ради того, чтобы сделать девочку убийцей, и построение сюжета вокруг Джозефины — всего лишь один из вариантов. И нигде в ее заметках нет намека на то, что в Ночной тьме задуман рассказчик-убийца. Не то чтобы ее вдруг осенило: Я попробую трюк Экройда снова, но на сей раз рассказчик будет из рабочего класса. И лучше начать не с их супружеской жизни, а со встречи и ухаживания, что тоже часть интриги. В тетради 50 есть краткое упоминание о друге Пуаро, который, предположительно, расследует дело, и лишь один раз она упоминает, что история рассказывается от первого лица. Очевидно, уже во время работы в порыве вдохновения она придумала эту развязку.

В книге Объявлено убийство, казалось, возможна единственная развязка, и все же один раз Петиция Блэклок отмечена карандашом как очередная жертва Митци, которая уже убила своего мужа Руди Шерца. Решение написать роман, где предполагаемая жертва убивает своего шантажиста по тщательно разработанному плану, пришло не сразу. План романа Убийство в Месопотамии вначале не предусматривал женоубийцу с безупречным алиби; Кристи рассматривала мисс Джонсон и даже саму миссис Лейднер как сильных кандидатов на роль убийцы. Место действия — археологические раскопки — было главным условием романа — остальное пришло позже.

Это может показаться удивительным, но таков стиль Кристи. Ее сила — в неистощимом богатстве фантазии и отсутствии системы. Замысел вначале может быть неопределенным — проклятие цыганки (Ночная тьма), археологические раскопки (Убийcmвo в Месопотамии) или объявление в газете (Объявлено убийство). После этого она дает волю воображению — и через год на полках появляется новая Кристи. A некоторые идеи, которые не попали в новый шедевр, могут появиться в книге, опубликованной в следующем году — или через десять лет.

Джон Карран

Фрагмент из книги Секретный архив

4 Comments

    1. Простите не понял вашей просьбы. Точнее просьба понятна, но виновник («из-за него») не раскрыт в таком коротком комментарии.
      Я не могу выполнить просьбу, поскольку как вы заметили из подписи к посту, это фрагмент из книги. Может быть вы сперва попросите издательство Эксмо сжечь весь тираж книги, а автора, одного из самых известных исследователей Агаты Кристи, переписать книгу, которая просто пестрит намеками на сюжеты ее романов.
      Если вам не подходят эти условия, может быть возьметесь за чтение другого романа, убийца в котором вам еще не известен. Какое счастье, что романов с захватывающим финалом у Агаты Кристи больше пяти десятков.
      С уважением,

      Дэш
      1. Оу… Я неправильно выбрал окончание, правильнее «из-за неё», из-за статьи. А тут я поясню, эта книга(Скрюченный домишко) входит в список, как «лучшие её произведения». Из-за злости я как-то грубовато и неадекватно прокомментировал. Я вижу тебя это задело, так что, постараюсь быть сдержанным. Спасибо, что ответил, я думал на этом сайте долго отвечают или совсем не отвечают)))

        Мингиян
        1. Спасибо за разъяснение!
          Не хотелось бы, чтобы вы поняли меня неправильно, поэтому постараюсь объяснить свою позицию.
          Я твердо уверен, что игра в поиск убийцы, это лишь малая толика от того наслаждения, которое мы получаем от чтения Агаты Кристи. Особенно это касается ее послевоенных романов, куда следует отнести и «Скрюченный домишко».
          Если вы хоть немного знакомы с биографией Кристи, вы догадываетесь, что убийцу она прятала лишь для развлечения, а романы писала с иными целями. Это не раз зафиксировано в ее рукописях.
          Отношение людей к деньгам, друг к другу, в семье, в деревне, в городе. Вопросы откуда появилось зло? или почему некоторые люди имеют склонность к преступной деятельности? Вот те немногие вопросы, которые она хотела обсудить со своими читателями.
          Но большинство читателей наивно полагают, что в ее романах есть только один уровень — поиски убийцы?
          Я в подобные игры не играю уже давно, поскольку большинство сюжетов мне хорошо знакомо. И других стараюсь отвадить или перенаправить на другие ценности Агаты Кристи.
          Простите, что не предупредил о наличии спойлера в посте, здесь вы совершенно правы.
          В качестве извинения, предлагаю вам на выбор несколько романов Кристи, которые ей очень и очень нравились, но которые как я предполагаю, вы возможно еще не читали.
          Один из самых закрученных сюжетов в романе «Убийство на поле для гольфа» — второй роман об Эркюле Пуаро.
          Роман, который западные критики считают одним из лучших — «Убийства по алфавиту».
          Лучший роман о мисс Марпл — «Объявлено убийство».
          «Три слепых мышонка» — если вы не смотрели «Мышеловку», вычислить убийцу логическим путем просто невозможно.
          «С помощью зеркал» — чтобы написать этот роман, Кристи сделала два больших наброска, которые потом использовала в качестве сюжетов для двух других романов, как вы понимаете, она очень хотела написать этот роман.
          «Бесконечная тьма» — один и лучших романов Кристи, который почему-то напрочь забыт читателями и русскоязычными критиками. Сомневаюсь, что его читали 5% из тех, кто любит Агату Кристи в России.
          С уважением,

          Дэш

Добавить комментарий