vldmrvch.ru

Терапевтический ритуал

Мир лошадей, скаковых испытаний выступает у Дика Френсиса олицетворением Порядка, Гармонии, которую, однако, готовы разрушить нечестные тренеры, желающие легкой наживы игроки, ненавидящие всех и вся специалисты по конному спорту и так далее и тому подобное.

therapeutic-ritual

Френсис прекрасно изображает быт, обычные человеческие взаимоотношения, и даже если бы он не вносил в сюжеты ничего криминального, его романы, в том числе и вошедшие в это издание — Бурный финиш (1966) Расследование (1968), думается, все равно имели бы неплохую читательскую аудиторию. Но тем сильнее потрясение; когда в мирную повседневность нагло врывается Зло и, сбросив маску респектабельности, предстает в своем истинном обличье.

В том ужасном кошмаре, которым оборачивается повседневность, выстоять, конечно, непросто, но героям Френсиса помогают тут два обстоятельства. Во-первых, профессиональная выучка. Многие из них привыкли смотреть в лицо опасности по характеру избранной работы, многие из них, подобно самому автору, летчики, или жокеи, или, как Генри Грей из Бурного финиша, и то и другое. Они давно уже научились преодолевать свои страхи, и когда опасность вторгается уже в их частную жизнь, склонны паниковать. Кроме того, они умеют любить, В большинстве романов криминальное начало сочетается с высокой мелодрамой. Героям Френсиса приходится защищать не только себя, но и тех, кто им бесконечно дорог, и это вселяет в них дополнительные силы.

Герои Френсиса живут опасно. Потому что такая уж у них работа, а также потому, что так складывается у них судьба. Они достойно встречают суровые испытания и в результате не только одерживают тяжелую победу, но и открывают что-то новое в себе и мире. Собственно, поиск себя, преодоление собственных слабостей и расширение опыта — важный мотив романов Френсиса, опять-таки выводящий их за рамки традиционных историй о преступлении.

Когда говорят о том, что детектив — это литературная игра, как-то упускают из виду, что и художественная литература сама по себе разновидность игры, просто с более сложными правилами. Дик Френсис в Англии, как Ричард Кондон и Честер Хаймз в Америке, каждый по-своему сочетали и остросюжетность и проблемность и добились впечатляющих результатов. Не случайно, кстати, Френсис стал одним из немногих представителей остросюжетной литературы, включенных в престижный справочник Современные прозаики. Автор статьи о нем в этом изданий Джон Рейли точно определяет притягательность историй Френсиса, секрет их обаяния для представителей самых разных читательских групп: Если не в нашей повседневной жизни, то по крайней мере в воображении мы нередко имеем дело с теми же проблемами преодоления опасности и противостояния злу, которые определяют суть сюжетов Френсиса. Приключенческие романы, напрямую связанные со столь знакомым нам чувством тревоги, находят для них убедительное воплощение. Занимательность фактуры в них сочетается с тем зарядом бодрости и решимости, который мы и получаем, знакомясь с этими текстами. Лишь немногие из нас реально сталкивались с ситуациями, в которые попадают герои Френсиса, но практически все мы переживали их в воображении.

Джон Рейли точно указал на довольно сложные зависимости, что существуют между нами и персонажами криминально-приключенческих историй, чьи судьбы затрагивают нас подчас сильнее, чем нам представляется. Чтение — процесс сложный, многогранный, и люди берутся за романы отнюдь не для того лишь, чтобы получить информацию или убить часок-другой. Подчас это приобретает характер жизненно важного упражнения, терапевтического ритуала. Проживая в воображении и через посредство литературных героев драматические ситуации, мы внушаем себе уверенность в том, что, появись они в нашей жизни, мы не окажемся застигнутыми врасплох.

С. Белов

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе