vldmrvch.ru

Трюффо и детектив

Для того чтобы лучше понять взаимосвязь Новой волны и детектива, обратимся к двум фильмам Франсуа ТрюффоСтреляйте в пианиста (Tirez sur le pianiste, 1959) и Невеста в трауре (La mariée était en noir, 1967). В них есть знаменательные элементы схожести — это экранизации американских авторов1, транспонированные на язык новой волны, удивительно совпадают их фабулы, стиль, общая концепция.

Tirez sur le pianiste

Стреляйте в пианиста — загадочная история о том, как музыкант Шарль Сароян, не желая того, становится причиной гибели трех своих возлюбленных. Неказистый, робкий, желающий всем добра, Шарль (таким его играл Шарль Азнавур) оказывается втянутым в какую-то сложную игру судьбы — погибает его жена, гибнет понравившаяся девушка, он становится участником жестокой перестрелки между гангстерами, его родными братьями, и полицией. Он — типичный без вины виноватый, над ним тяготеет рок, повороты его судьбы неожиданны. Есть что-то иррациональное во всей этой истории. Иррациональный детектив? Это было что-то новое. Можно было бы с легкостью установить, что Стреляйте в пианиста вообще не детектив, но Трюффо, поддержанный хором близких ему критиков, настаивает на том, что и этот фильм и Невеста в трауре детективы в стиле Хичкока.

Пожалуй, в обоих случаях мы имеем дело с распадом детективной формы. Особенно это заметно в более позднем фильме — Невеста в трауре. Жюли Колер в день свадьбы становится вдовой, на ступенях собора ее горячо любимого мужа настигает пуля. В смерти повинен кто-то из пятерых мужчин, бывших в это время на балконе соседнего дома. Это увертюра, завязка странной драмы. Все остальное фильмовое время посвящено мести Жюли. В разных городах настигает она своих жертв и мстит им самыми неожиданными способами — одного сбрасывает с балкона, другого поражает из лука и так далее. Жюли здесь и сыщик, и судья, и убийца, и жертва. В фильме нет привычной криминальной загадки, но все окружено полумистической атмосферой, в которой действует современная богиня мести — Жюли. Если в картине Стреляйте в пианиста роковым носителем зла был мужчина, его любовь несла гибель, то в Невесте… таким роковым началом является Жюли. Жанна Моро играет эту роль как высокую трагедию, что в сочетании с детективной фабулой вызывает некий пародийный эффект. Некоторые критики откровенно писали об иронических подтекстах режиссера, но в большинстве рецензий превозносилась поэзия и романтика черного преступления, возведенного в абстракцию, изысканность стиля, приемов, очарование Жанны Mopo и рафинированность операторских решений.

  1. Стреляйте в пианиста поставлен по роману Дэвида Гудиса, а Невеста в трауре по роману Корнелла Вулрича.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе