vldmrvch.ru

Почему изучают детективы

Детективы читают все. Презренный жанр — он же и популярнейший. Читатели с разными вкусами, духовными запросами, взглядами на мир уделяют ему внимание и время. Отсюда и специальный научный интерес к детективному жанру. В нем есть нечто общезначимое, захватывающее всех и каждого. В какой-то мере детектив стал зеркалом века и общества.

Но это своеобразное зеркало. На фоне большой литературы детективный жанр представляет скорее исключение. Он лишен контекста познавательной серьезности в отношении к миру, жизни и истории. Детективы не учат, а скорее развлекают и отвлекают. Даже рядом с научной фантастикой, соперничающей с ним в популярности, детективный жанр кажется лишенным престижа, — это непризнанно-любимый аутсайдер серьезной литературы. Что делать с кроссвордом, когда он решен? Что остается от детективной истории, когда она дочитана до разгадки последней тайны?

why-study-detectives

Но в таком случае — почему все-таки изучают детективы? Критический сборник Детективный роман и наше время под редакцией Э. Шютца составлен из статей и эссе, в которых известные писатели и философы пытаются дать ответ на этот вопрос.

В книге ощутимо стремление понять актуальность детективного жанра в контексте культуры XX века, ее тотальной, по гегелевской терминологии, проблематики. Эту тенденцию можно, думается, сформулировать так: культура едина, ее иерархические уровни насквозь проницаемы, сообщаются между собой; потому и эстетические элементы детективного жанра общечеловечны и, собственно, не новы; новым является лишь изоляция, обособление этих элементов от культурного целого, в пределе — их отпадение в китч.

Столь широкий, проблемный подход к детективному жанру вполне оправдан. Можно вспомнить в этой связи замечание английского критика-марксиста Р. Фокса: Не только любовь к преступлениям делает столь популярными детективные романы. Это вызывается подлинной потребностью в действии, потребностью в драматическом.

В сборнике Э. Шютца культурологическая перспектива служит фоном, на котором наиболее отчетливо выделяются две взаимосвязанные проблемы детективного романа: его эстетическое своеобразие и его место в современной литературе.

Попытка конкретно обозначить особенности детективного романа сделана в статье Шульца-Буххауса о творчестве итальянского прозаика Леонардо Шаши, характеризуемом критиком по преимуществу в канонах этого жанра. В произведениях Шаши исследователь обнаруживает чистую последовательность событий в исторически пустом пространстве. Эту особенность, характеризующую, по его мнению, жанр детектива вообще. Автор называет вытеснением общечеловеческим типически временного.

В самом деле, детективный сюжет обычно разворачивается, так сказать, не на площади истории, а на ее задворках, в темных углах, в глухих интерьерах мира. При этом детективный роман отнюдь не чужд реальной действительности и даже социально-критическим мотивам. Но не они сами по себе определяют живое целое жанра. Мир детективного романа — это наш знакомый мир, но только в условиях криминальной авантюры и тайны. Конструктивный элемент детектива — преступление, индивидуальное, частное преступление общественных норм, дозволенного и общепринятого. Детективный жанр имеет дело именно с частной жизнью людей, движимых радикально антиобщественным — криминальным интересом. Преступление – это своего рода форма остранения действительности, особый срез реальной жизни (Бертольд Брехт), в котором мир предстает как измененное подобие привычной неизменности. Героиня романа Себастьена Жапризо Дама в автомобиле рассказывает: Началась вся эта история вчера вечером, в пятницу 10 июля. Но мне кажется, что это было сто лет назад, в каком-то ином мире. Точная хронология здесь не вводит читателя в знакомую действительность, в историю, а уводит от них, фиксирует самую точку разрыва типически временного мира с каким-то иным, который потом, после возвращения в обыденность, кажется бывшим сто лет назад, то есть протекает действительно в исторически пустом пространстве. Поэтому время в детективе — так сказать, чистое время или, как говорит У. Шульд-Буххаус, чистая последовательность событий. Эта чистота криминальной авантюры и тайны и делает детективный жанр общезанимательным — общечеловеческим.

С проблемой эстетического своеобразия детективного жанра неразрывно связан вопрос о его отношении к большой литературе XIX — XX веков. Авторы сборника Детективный роман и наше время высказывают на этот счет разноречивые мнения. Так, например, видный западногерманский писатель-документалист Альфред Андерш иронически величает детективы современным явлением, лишенным культурной почвы, традиций, морали — словом, всех достоинств большой литературы. Наоборот, для К. Индерталя, разделяющего философскую методологию Франкфуртской школы, детективный жанр скорее анахроничен, так как выражает интересы не культурного авангарда, а мещанского большинства, чуждого и даже враждебного прогрессу — историческому и литературному, В то время как магистраль литературы XX века, поясняет свою точку зрения К. Индерталь, проложенная Джеймсом Джойсом и Вирджинией Вульф, явилась выражением кризиса буржуазного мироощущения, ортодоксальный детектив с его твердой, отчетливой структурой, с его персонажами только черного или только белого цвета выразил и продолжает выражать буржуазную тоску по утраченной ясности, ценностной определенности мироощущения. Детективному роману Индерталь противопоставляет и буржуазный реалистический роман XVIII—XIX веков, который, по его мнению, на своих вершинах всегда эстетически преодолевал прозу буржуазного существования, тогда как детектив, представляющий мир в горизонте спонтанно-непосредственного осознания реальности, то убеждению автора, насквозь буржуазен или, что то же, антиэстетичен.

Обе точки зрения — консервативная Андерша и авангардистская Индерталя — кое в чем сходны, И писатель и философ отказываются считать детективный роман литературой: Андерш — с позиций элиты XIX века, а Индерталь — элиты XX века. Любопытно и другое совпадение: то, что каждый говорит о детективе вообще, верно в отношении плохих детективов, но неприменимо к хорошим, В хорошем детективе известная смещенность нормальной, привычной перспективы является не слабостью, а силой. Способность современного детектива вовлекать в иной мир читателя, который меньше всего склонен в него верить, можно считать не только эстетическим свойством, но и социальной функцией детектива в современной культуре. Это хорошо почувствовала литература 70-х годов, для которой характерно повальное увлечение элементами детективного жанра, именно его трансцендентальной энергией исключительного и таинственного (реализуемой в горизонте спонтанно-посредственного осознания реальности, то есть в формах самой действительности). Использование современным серьезным романом особенностей детективного жанра диктуется не только и не столько коммерческими соображениями, сколько внутренними процессами, происходящими в самой литературе как целом.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе