Женские детективы Патриции Вентворт

Героини Вентворт

Подобно многим другим авторам детективной литературы, Патриция Вентворт начала свою литературную карьеру не с детективного жанра. Ее первые романы были посвящены историческим событиям. Зато первый же роман Вентворт принес писательнице репутацию успешного романиста, Брак под террором (A Marriage Under the Terror, 1910) был переиздан десять раз и получил престижную литературную премию.

После этого успеха Вентворт продолжила публиковать исторические романы, вплоть до 1915 года. Мало примечательные произведения помогли начинающей писательнице развить стиль, освоить принципы построения сюжета и попрактиковаться в использовании деталей.

К моменту публикации первого детектива — Удивительные приключения Джейн Смит (The Astonishing Adventure of Jane Smith, 1923) писательница отточила свой стиль и наработала индивидуальные черты, которые отличают ее работы от произведений других авторов.

Абсолютное большинство ее романов отличаются наличием типично английских черт, будь это деревенский пейзаж или лондонские трущобы. Ее английские деревеньки напоминают аналогичные описания из Агаты Кристи, где минимальные характеристики точно соответствуют требованиям сюжета. Деревня, обычно, — это несколько коттеджей, окруженная зеленой растительностью с небольшими садиками и большими домами в георгианском стиле. Дома наполнены простой мебелью, а если и встречаются магазины, в них сплошь безобидные предметы для продажи. Обязательным условием любой деревни является дом священника и офис поверенного.

Столь безобидная обстановка являет собой яркий контраст с изощренным, почти дьявольским злом, которое инициирует моментальное извержение и выявление язв идеального на первый взгляд общества. Но стоит главной героине мисс Сильвер почти хирургическим путем вырезать и удалить зло, как деревня вновь превращается в идеальный мирок. Таким образом, детективы Вентворт — это типичный образец средней по уровню и  стилю детективной истории.

Патриция Вентворт делает акцент в своих романах на потайных ходах, замаскированных преступниках, появление которых окружено таинственностью, но вместе с этим не забывающих об убийстве. Подобное сочетание загадочности и смертельной опасности сегодня кажется наигранным, театральным или даже глупым, но писательницу это нисколько не смущает и подобные абсурдные сюжеты появляются в ее сочинениях снова и снова.

Насколько хорошо выписана главная героиня — мисс Сильвер, настолько однобоки и бесконечно однообразны девицы, попавшие в беду, клиентки детективного агентства. Все они как на подбор добродетельны и красивы, но на кону стоит их репутация, а потому всем неизменно нужна помощь. Нельзя сказать, что все эти девушки уныло однообразны, писательница старается расцветить бесконечные романы новыми деталями, но после прочтения двух или трех детективов, сюжет начинает резать глаз своей утомительной повторяемостью.

Сюжеты Патриции Вентворт обычно не выдерживают никакой критики, поскольку девушки попадают в беду по очевидной глупости и не могут самостоятельно справиться с элементарными затруднениями, словно все английские незамужние девицы были как не подбор инфантильны и недалеки. А механические монстры лишь утрируют всю нелепость подобных картин, которые обычному человеку кажутся очевидной глупостью. На этом фоне совершенно адекватными кажутся действия мисс Сильвер, очищающей мир от дьявольских монстров и словно мамаша возвращающей своих клиенток на прямую дорожку.

Трудно сравнивать детективы Вентворт с гениальными работами более успешных коллег по жанру — Агатой Кристи, Марджери Эллингем или Шарлоттой Армстронг, поскольку ее романы, очевидно, относятся ко второму дивизиону английского детектива.

Детективные романы Патриции Вентворт блестящая попытки ненавязчиво предложить читателям, точнее читательницам бесконечное чтиво, основанное на клише и стереотипах жанра, выше которых ей трудно подняться. Вместе с этим женская болтовня и всезнающая проницательность рассказчицы, способной видеть мотивы, истинные причины и мысли героев не способны затмить остроумие и талант рассказчицы Вентворт, отчего книги этой английской писательницы больше напоминают репортаж без сюжета и полный случайных но ярких деталей.

Оцените статью
Добавить комментарий