vldmrvch.ru

Полиция-метро

Роман Дидье Дененкса Полиция-метро (Métropolice, 1985) был задуман автором как археологическое социальное исследование Парижа, посредством детективной истории. Полиция, обслуживающая метро, привлекла его внимание в первую очередь потому, что пятьдесят шесть процентов ее состава в 1983 году проголосовали за крайне правые профсоюзы. Июнь 1983 года, когда развертывается действие романа, выбран Дененксом не случайно. Именно тогда полиция, после гибели на улице Трюден двух полицейских, устроила грандиозную демонстрацию, которая предвещала поворот Франции к правому политическому режиму.

Полиция-метро

В этой книге детективная интрига выражена несколько слабее, чем в предыдущих романах писателя. Он несколько нарушает каноны жанра, в котором работает, делая преступником психически ненормального человека. Только что выписанный из психиатрической больницы Жак Курталь совершает серию убийств в метро бросая своих жертв под колеса поезда. Как выясняется впоследствии, когда-то давно его собственная психика непоправимо пострадала в результате инцидента в метро. Курталь реагировал на определенный физиономический тип людей, среди которых и выбирал очередную жертву. Полиции удалось сделать портрет-робот убийцы который бродит по бесконечным лабиринтам разветвленного парижского метро.

Параллельно автор ведет рассказ о полиции. Во главе полиции, действующей в метро, стоит Мишель Фогель, женщина. Она получила это назначение недавнее к большому неудовольствию ее подчиненного, инспектора Алена Делиньи, рассчитывавшего, что выбор начальства падет на него. Между этими двумя людьми постоянный конфликт, причем не только служебного, но и идеологического характера.

В детективном жанре, считает Дененкс, лучше, чем в каком-либо ином, прочитывается выбор писателя. Детективная проза имеет дело, как правило, со взрывным идеологическим материалом, и позиция автора определяется тем, стоит он на стороне закона или против. Но при этом и сам закон не абсолютен. Соответственно и полицейский, заставляющий подчиняться закону, проводит не что иное как идеологическую работу. Портрет Мишель Фогель нарисован автором с симпатией — комиссар полиции придерживается демократических убеждений и предпочла бы направлять силы полиции на эффективную борьбу против настоящей преступности, а не на бесконечные проверки документов у иммигрантов. Позиция ее честолюбивого соперника Делиньи выражена менее определенно, но о ней можно составить представление по тому, как он пытается защитить от Мишель Фогель двух полицейских, избивших рабочего-португальца. Именно эти два полицейских — настоящие идейные противники Мишель Фогель. Робер Портак и Эрве Шальон изображен в романе как наиболее типичные представители той неумной, слепой, полной расистских предубеждений и ненависти массы, в которой зреют всходы обыкновенного фашизма. В конце романа Портак вместо того, чтобы арестовать, расстреливает в упор безоружного Жака Курталя.

В традиционных поларах полицейский всегда прав. Дидье Дененкс  же противопоставляет свой сознательно идеологизированный черный роман внешне деидеологизированному буржуазному полару. В его книгах полицейский либо частный агент нередко разрывается между законом и сложной, несводимой к схемам реальностью. Дененкс пишет такие детективы, которые высвечивают внутренние антагонизмы в нынешнем французском обществе и представляют собой попытку проанализировать это общество во всей совокупности его противоречий.

В. Никитин

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе