vldmrvch.ru

Официантка

В конце второй главы самого известного романа Джеймса М. Кейна Почтальон всегда звонит дважды, опубликованного в 1934 году, безработный бродяга Фрэнк Чемберс впервые видит жену владельца бензоколонки, к которому только что устроился работать и уже через несколько минут она кричит:

— Кусай! Кусай меня!

Я сжал зубами ее губы, да так крепко, что почувствовал во рту ее кровь. Кровь тонкой струйкой бежала по ее шее, когда я нес Кору наверх.

Удивительно, но Кейну потребовалось 13 страниц, чтобы подойти к моменту, который в популярной саге о Сумерках наступает только к 1700 странице.

Неудавшийся оперный певец и журналист, известен своими романами Почтальон…, Двойная страховка и Серенада, опубликованными в 50-е годы, а затем на три десятилетия писатель погрузился во мрак неизвестности. Он умер с 1977 году и был столь одинок, что завещал все свое имущество хозяйке, у которой снимал квартиру.

Удивительна эта история и тем, что в 80-е годы были опубликованы еще две ранее неизвестные работы автора, а одна считалась утерянной до последнего времени. Повести Официантка (The Cocktail Waitress), вышедшей только в 2011 году, далеко до лучших работ мастера, но и здесь нет-нет, да и мелькнет искорка былого таланта.

История, рассказанная в повести возвращает нас к классике нуара. Рассказчиком служит молодая вдова Джоан, которая только что похоронила мужа, хотя полиция подозревает молодую вдову в причастности к этому преступлению и пытается построить дело, накопав побольше улик. Джоан работает официанткой в придорожной закусочной, где своими формами и откровенной одеждой привлекает внимание двух посетителей. Один из них молодой и привлекательный, второй дряхлый и пожилой, для которого секс был бы самоубийством. Вы хорошо догадываетесь кто из них приглянулся нашей героине.

Первые неопубликованные романы Кейна были изданы Отто Пензлером (Otto Penzler), владельцем книжного магазина, в Нью-Йорке увлекавшимся редактированием детективов и фантастики. Пензлеру довелось встретиться с автором за несколько недель до его смерти, и хотя автор вел себя крайне несдержанно, ему повезло, поскольку ему достались рукописи двух неопубликованных романов Девятое облако (Cloud Nine) и Зачарованный остров (The Enchanted Isle). Но мало кто замечал, что есть упоминание о еще одном романе, который также остался в рукописи.

Героем поисков последнего романа Джеймса Кейна стал своеобразный человек по имени Чарльз Эдей (Charles Ardai), который впервые услышал о последнем романе от другого почитателя и поклонника крутого детектива Макса Аллана Коллинза, вскользь упомянувшем о романе, посвященном официантке, чья жизнь круто меняется после чаевых размером в 50 тысяч долларов. Эдей начал свои поиски, продлившиеся не один год, в общей сложности на поиск и подготовку романа к публикации ушло 9 лет. После долгих лет поисков в архивах, коллекциях рукописей и библиотеках, копия рукописи была обнаружена в кабинете голливудского торговца недвижимостью, умершего в 1991 году.

Эдей рассказывает, что очень боялся, что повесть окажется пьяным бредом или пустышкой, но после прочтения нескольких первых страниц, он понял что прошедшие в поисках годы не прошли напрасно. И хотя стиль автора более витиеваты, чем в знаменитых работах, рука мастера не подвела. Но после нескольких глав стройного теста случился потоп. Масса начатых страниц, десятки вырванных из контекста фрагментов, часть из которых были в рукописном виде, часть напечатаны на машинке, видимо под диктовку автора, страдающего хронической болезнью сердца. В течении нескольких месяцев роман пришлось собирать из этих кусочков. Как рассказывал Эдай, это гораздо сложнее, чем писать книгу заново, но вместе с тем он заявил, Я думаю, что каждый автор заслуживает лучшего, … даже если его последняя книга не лучшее достижение в его творчестве.

Лоуренс Блок в свою очередь вернул должок подняв рекламную шумиху вокруг найденного романа Кейна, ведь когда то именно Кейн написал первую рецензию на его первый роман о Мэтью Скаддере.

Возвращаясь к книге, Официантка — это не Почтальон…, ведь собрана она буквально по кусочкам, да и окончательный лоск роману придал тоже не автор. Но все же это попытка рассказать историю убийцы, который стоит перед дилеммой. Джоан пожалуй обладает всеми чертами роковой красотки, а жизнь делает ее женой старого, но богатого пердуна, хотя ее влечет к молодому и горячему. Рассказчица думает о себе как о совокупности длинных ног и большой груди, а о мужчинах как о кошельке, который надо открыть и опустошить.

Возможно, Кейн запечатлел самого себя в богатом муже, который вот-вот умрет от сердечного приступа, но который так и остался морщинистым старым извращенцем. Но с другой стороны мы видим нотки ностальгии по молодости, когда он описывает молодого любовника, проводящего в постели целый день с горячей красоткой.

Мы читаем этот роман и понимаем, что даже на пороге смерти автор словно дует на тлеющие угли своего былого таланта, которые иногда вспыхивают огоньками былого …

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе