vldmrvch.ru

Последний из последних

В романе Дидье Дененкса Последний из последних (Le der des ders1, 1984) преобладают черты политического детектива. Он переносит читателя из современности во времена, которые наступили во Франции сразу после окончания первой мировой войны. Официальная буржуазная историография, говорит Дененкс, обычно не задерживается на этом периоде, перескакивая от 1918 года сразу к экономической эйфории 1925 года, преднамеренно забывая о людях без конечностей, о туловищах на колесиках, о призраках, населявших деревни и города, повинных в том, что своим видом они портили идиллическую картину победы. Одновременно историки забывают и о том, что период 1918—1920 годов был периодом социальных потрясений. Вот эти-то забытые реалии и стали фоном, на которое развертывается действие романа.

Le der des ders

Последний из последних — произведение, проникнутое антивоенным пафосом. В одном из интервью писатель говорил, что в своей книге он стремился разоблачить сущность первой мировой войны, погубившей миллионы людей, заставив их защищать чуждые им идеологию и интересы.

Были у Дененкса и личные причины обратиться к этому периоду. Его дед в 1917 году отказался воевать и дезертировал, а в 1919 был отправлен на каторгу. При этом, как оказалось, буржуазное государство тщательно скрывает тайну своих преступлений — досье Фердинана Дененкса будет рассекречено лишь в 2020 году. Поэтому книга Последний из последних — это также протест против того, что у писателя украли часть его семейной истории, часть его личной памяти.

В названии романа обыгрывается штамп буржуазной пропаганды, которая по окончании первой мировой войны называла ее самой последней. В центре романа — фигура Рене Греффена, бывшего солдата, который в январе 1920 года оказывается последним из последних в длинном списке безымянных и забытых жертв войны. Персонаж, естественно, вымышленный, но он становится представителем, символом многих других, вполне реальных людей, превратившихся в призраки. Я этих забытых забыть не пожелал, — заявляет писатель.

…Рене Греффен, ставший после долгих мытарств частным детективом, неожиданно получает заказ от крупного предпринимателя, владельца виноградников и коньячных заводов, полковника Фантена де Ларсодьера. Поручение состоит в том, чтобы оградить полковника от шантажа, якобы связанного с недостойным поведением его жены. Поведение и точно распутное, но суть, как оказалось, отнюдь не в нем. Предметом шантажа было военное преступление самого Фантена де Ларсодьера, из-за трусости которого погибли сотни солдат. В определенный момент полковник, испугавшись проницательности детектива, попытался отстранить его от расследования, но тот продолжил поиски самостоятельно и в итоге воссоздал картину многочисленных преступлений полковника, его жены и сообщников из деловых кругов и разных эшелонов власти.

Оставаясь верным своему призванию политического писателя, Дененкс и в этом романе стремится не только проследить за логикой конкретных частных преступлений, но и показать их взаимосвязь с гораздо более страшными глобальными преступлениями капитализма — в данном конкретном случае с развязыванием Первой мировой войны. При этом писатель и здесь снова подчеркивает, что многие совершаемые власть имущими преступления остаются безнаказанными. Символичен конец романа — Греффен гибнет, а полковник Фантен де Ларсодьер открывает памятник жертвам войны – тем самым солдатам, которые погибли по его вине.

В книге рассказывается еще об одном выявленном Греффеном преступлении полковника Фантена. По приказанию правительства он организовал массовое уничтожение воевавших во Франции русских солдат. В свое время царь воспользовался своим союзом с Францией, чтобы сослать туда в солдаты двадцать тысяч наиболее активных в политическом отношении московских рабочих. А 1 мая 1917 года русские полки отказались воевать, организовали Советы и потребовали репатриации. Французская артиллерия обстреляла непокорных. Несколько десятков человек было убито, а зачинщиков казнили. Многие были отправлены на каторгу в Северную Африку, а в 1919 году большинство из них было переправлено в Крым и выдано на расправу белым генералам. Этот реальный эпизод был тоже забыт историками, подобно 17 октября 1961 года, и писатель сделал его фактом своей художественной реальности, причем сделал это очень тонко, органично вписав в увлекательную детективную интригу.

Выбирая историческую тематику в качестве сюжетов своих романов, Дидье Дененкс противопоставляет свой труд труду историка. По его словам, историки порой раскладывают прошлое по полочкам, как если бы оно совершенно не было связано с нашей современностью; Дененкс же ставит перед собой задачу доказать, что вчерашняя история имеет непосредственное отношение к современной политической жизни.

  1. Во французском языке это устойчивое выражение, которое означает войну, которая положит конец всем войнам, самую последнюю войну, конец всем войнам.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе