vldmrvch.ru

Убийство сэра Эдмунда Годфри

Джон Диксон Карр был очарован XVII веком в английской истории, в первую очередь привлекавшим его своими загадочными и необъяснимыми преступлениями. Его романы усеяны упоминаниями о таких печально известных убийцах как доктор Криппен (Dr. Crippen) и Мадлен Смит (Madeline Smith). Но для большинства поклонников документальных и исторических расследований случай Эдмунда Годфри является наиболее интересным и дразнящим своей таинственной загадкой.

Edmund-Godfrey

Перед судьей Эдмундом Берри Годфри (Edmund Berry Godfrey) предстал некий сомнительный персонаж по имени Тит Оутс (Titus Oates), который под клятвой сообщил, что существует заговор, направленный на свержение Карла II с трона, обещавшего восстановить влияние католической церкви в Англии, но так и не сдержавшего своего слова. Оутс представил некие документы в подтверждение своих слов, с которыми судья незамедлительно пожелал ознакомиться, а также предупреждал самого судью, об опасности, поскольку судья был ярым сторонником протестантизма.

12 октября 1678 года судья Годфри не вернулся домой, а спустя пять дней было найдено его тело проткнутое собственным мечом. На шее были найдены следы удушения и синяки по всему телу. Последующий кризис, когда король боролся против графа Шефтсбери, заслонил собой значимость этого случая. Под перекрестным огнем противоборствующих сторон сгинули трое невинных, которые были взяты по подозрению в убийстве. Расследованием занимались две комиссии, а за информацию об убийце была объявлена награда в 500 фунтов. Но настоящий убийца так и не был найден. Был ли в самом деле папистский заговор, или это была постановка самого Годфри? Убийство судьи вызвало волну негодования и анти-католической реакции по всей Англии, поэтому этому убийству придавалось много внимания как в XVII веке, так и сегодня.

Джон Диксон Карр решил воссоздать дело об убийстве судьи Годфри, в виде детективного романа — детективная история, основанная на фактах. В результате мы получили первую книгу о реальном преступлении, одну из лучших в документальном жанре, так отмечено в знаменитом Каталоге преступлений Жака Барзуна и Уэнделла Тейлора. Эта похвала особенно важна, поскольку представленная пара практически уничтожила своими едкими замечаниями все художественные произведения Карра.

Писатель представляет не одну и не две версии убийства, целых двенадцать возможных решений в деле об убийстве судьи Эдмунда Годфри. По его словам каждое из них имело в истории своих сторонников и противников. После этого он последовательно развенчивает все, чтобы предложить свое собственное. Мы не станем открывать секрет, но скажем, что это один из наименее заметных персонажей в этой грязной истории, далекий от папистского заговора и мотивированный не столько католическим вопросом, сколь личными обидами.

Версию Карра поддержал в своем документальном расследовании английский историк Хью Росс Уильямсон (Hugh Ross Williamson), который в своей книге Исторические детективы (Historical Whodunits, 1955) целиком повторяет версию американского писателя. Но другие историки предлагают другие версии убийства или даже самоубийства английского судьи.

Процесс исторического расследования повлиял на всю последующую документальную литературу и можно сказать стал каноническим для подобного рода расследований. И хотя, по словам критиков, сегодня некоторые элементы в его аргументации представляются сомнительными в свете новых медицинских знаний об убийстве, книга написана настолько потрясающе ярко, проницательно и убедительно.

К большому сожалению, современники писателя не смогли оценить по достоинству этот литературный шедевр, продажи у книги были низкими, а сам Джон Диксон Карр как настоящий литературный ремесленник никогда больше не предпринимал попыток повторить документальное расследование.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе