Читатели моего аккаунта в инстаграм спрашивали меня, почему я не рассказываю об одной из самых известных писательниц Канады — Луизе Пенни. Не делал я этого из вредности.

С большинством писателей ее уровня легко переписываюсь, задаю вопросы, получаю развернутые ответы, прежде чем берусь за их биографии. Единственным исключением стала Луиза Пенни, хотя никаких предпосылок с моей стороны для формального отказа не было. Может быть, занятость, может вредность. Вот решил и я проявить вредность со своей стороны. Читал и молчал. Но ее последний роман — настоящее чудо лирики и эмоционального потрясения, настоящая поэма в прозе. Не могу пройти мимо.

Поклонники серии помнят как в восьмом романе главный герой — Арман Гамаш попал в переплет и даже ушел из полиции. Вместе с женой он поселился в тихой деревушке «Три сосны», где только покой и тишина.

Недолго музыка молчала, недолго Гамаш наслаждался тишиной, теперь он снова в строю, даже более того, он начальник службы безопасности Квебека. Но вместо лаврового венка, обвинения в коррупции. Он, правда, свидетель, но сами знаете прокурор быстро найдет промашки.

В обществе отношение к новому начальнику прямо скажем негативное. В глазах окружающих обывателей, Гамаш — продажная шкура, погнавшийся за деньгами и привилегиями. Доверия нет и не предвидится, ведь в глазах простых жителей все полицейские — уроды и сволочи. Над его подчиненными до сих пор висит черный ореол коррупционного скандала, который коснулся каждого сотрудника правоохранительных органов. Гамаш на первый взгляд почти не обращает внимания на это обстоятельство, но как оказывается, у него есть идея…

Извините, я на самом деле забегаю сильно вперед, поскольку сюжет романа долго еще петляет, прежде чем дойдет до этого момента. А главный герой должен пройти очередную проверку на прочность, прежде чем мы достигнем кульминации.

Луиза Пенни умело ведет повествование, перескакивая между историей в настоящем времени, из зала суда и прошлым, когда Гамаш был в деревне. Между горячими вопросами прокурора, подогреваемые знойным солнцем Квебека и холодной, спокойной зимой, когда вершится мистическая непонятная история убийцы.

В очередной раз канадская писательница разворачивает перед читателями картину с запутанной детективной загадкой, над которой я тоже поломал голову. Пенни очень ловко удается создать напряжение и весьма хитро, словно исподволь представить обстоятельства, проливающие свет на загадочные события.

Пенни рассказывает историю о проблемах, которые объединяют полицейское начальство и простых деревенских жителей, поскольку роман «Стеклянные дома» (Glass Houses) также как и остальные в серии об Армане Гамаше, полон жестокой поэтичности, чудаковатых и подозрительных персонажей, взаимных обвинений и мистических тайн, но в итоге заканчивается обнадеживающим взглядом на будущее общества как единого целого.

Не могу обойти молчанием сдержанную, но очень поэтичную прозу канадской писательницы. Не знаю как в русских переводах, но в оригинале фирменный стиль Пенни — краткие и очень многозначные предложения. Хоть 28 вариантов интерпретации составляй. А ее мистические сцены напоминают истории Эдгара По, жуткие маски, странные почти карнавальные наряды и темная, неуловимая фигура. Гамаш характеризует эту фигуру таким же многозначным и лаконичным предложением: «Я думал, это была смерть».

Не побоюсь повториться, стиль и образы Пенни неповторимы, поскольку ее проза больше похожа на поэму.

Добавить комментарий