Серия об инспекторе Армане Гамаше

Старший инспектор Арман Гамаш

Читатели моего аккаунта в инстаграм спрашивали меня, почему я не рассказываю об одной из самых известных писательниц Канады — Луизе Пенни. Не делал я этого из вредности.

С большинством писателей ее уровня легко переписываюсь, задаю вопросы, получаю развернутые ответы, прежде чем берусь за их биографии. Единственным исключением стала Луиза Пенни, хотя никаких предпосылок с моей стороны для формального отказа не было. Может быть, занятость, может вредность. Вот решил и я проявить вредность со своей стороны. Читал и молчал. Но ее серия — настоящее чудо лирики и эмоционального потрясения, поэма в прозе, а потому не могу пройти мимо.

Долгий путь домой

Уход на пенсию еще не финальный аккорд и очередная книга канадской писательницы Луизы Пенни из серии об Армане Гамаше лишнее тому подтверждение. В романе «Долгий путь домой» бывший инспектор, наконец, сдает все дела и удаляется в родную деревню «Три сосны» где-то на границе с Вермонтом.

Здесь все словно в туристическом справочнике — идиллические пейзажи, эксцентричные соседи, аппетитные описания еды. Но вот мелькает странное французское словечко, всплывает загадочное убийство и бывший полицейский вновь ищет логическое решение загадки.

Между тем на месте прежней работы в штаб-квартире полиции идет настоящая война. Друзья и недруги сошлись в невидимой схватке, стареют и уходят друзья, обретают силу враги. Противостояние приобретает размах и грозит вторгнуться и разрушить идиллический мир бывшего инспектора.

А Гамашу и в тихой деревне не до спокойствия. И дело не в том, что соскучившаяся по мужу Рейне-Мари таскает его по всем друзьям-соседям, заставляет выгуливать собаку и созывает всех соседей на барбекю в пятничный вечер. А соседи запросто просят бывшего полицейского разобраться в их проблемах, которые самостоятельно они решить не могут. Приходится напрягать зятя, оставшегося работать в полиции, чтобы помог.

Роман мало похож на традиционный полицейский детектив, больше напоминает детективный квест, где все вносят свою лепту в расследование. Недаром почти все жители «Трех сосен» помогают с розысками внезапно пропавшего мужа, одной из соседок. Несмотря на идиллические картины, действие по-прежнему развивается стремительно. Луиза Пенни в очередной раз подтверждает свою репутацию очень хорошей рассказчицы.

Час расплаты

Двенадцатый роман в серии об Армане Гамаше (Час расплаты — в оригинале Великая расплата (A Great Reckoning)) начинается с удивительной находки. Во время ремонта кафе «Три сосны» находят старинную карту с изображением маршрута, ведущего к деревне, а в правом верхнем углу нарисован некий Снеговик с хоккейной клюшкой будто он только что выиграл матч и еще несколько непонятных значков. Кажется сама судьба доверила раскрыть тайну карты самому опытному человеку в деревне — Арману Гамашу.

Но у главного героя дел невпроворот. Его назначили руководителем полицейской академии Квебека. А постоянные читатели серии знают, что полицейская академия стало настоящими Авгиевыми конюшнями, где на протяжении десятилетий копилась грязь и жестокость. А значит, новому руководителю предстоит вычистить коррупцию и выгнать взашей всех ленивых и нечистоплотных полицейских. Но если бы все так просто. Луиза Пенни задает своему герою задачку посложнее, хотя на первый взгляд все выглядит элементарно. От Армана требуется понять, почему из молодых, полных идеалистических преставлений курсантов получаются «грязные полицейские», готовые запугивать и терроризировать простых обывателей? Когда происходит этот слом личности и кто в этом виноват.

Поначалу Гамаш полагает, что во всем виновато старшее поколение. И поручает четырем наиболее уязвимым курсантам заняться разгадкой найденной карты. И здесь все не так просто. Копию карты находят в комнате убитого профессора академии. Профессор был понижен при вступлении Гамаша в должность руководителя, а значит вот он мотив. И расследование завертелось…

Впрочем, описанные мной события лишь чайная ложка из огромной тарелки аппетитного детектива, который дарит нам канадская писательница. Сюжетная линия вьет неописуемые узоры, пересказывать которые позволительно лишь автору.

Этот роман напомнил мне сюжеты детективов для девушек о Нэнси Дрю. Простой и в тоже время амбициозный вопрос, позволяет автору не только рассказать увлекательную историю, но и осветить многие другие проблемы нашего общества.

Стеклянные дома

Поклонники серии помнят как в восьмом романе главный герой — Арман Гамаш попал в переплет и даже ушел из полиции. Вместе с женой он поселился в тихой деревушке «Три сосны», где только покой и тишина.

Недолго музыка молчала, недолго Гамаш наслаждался тишиной, теперь он снова в строю, даже более того, он начальник службы безопасности Квебека. Но вместо лаврового венка, обвинения в коррупции. Он, правда, свидетель, но сами знаете прокурор быстро найдет промашки.

В обществе отношение к новому начальнику прямо скажем негативное. В глазах окружающих обывателей, Гамаш — продажная шкура, погнавшийся за деньгами и привилегиями. Доверия нет и не предвидится, ведь в глазах простых жителей все полицейские — уроды и сволочи. Над его подчиненными до сих пор висит черный ореол коррупционного скандала, который коснулся каждого сотрудника правоохранительных органов. Гамаш на первый взгляд почти не обращает внимания на это обстоятельство, но как оказывается, у него есть идея…

Извините, я на самом деле забегаю сильно вперед, поскольку сюжет романа долго еще петляет, прежде чем дойдет до этого момента. А главный герой должен пройти очередную проверку на прочность, прежде чем мы достигнем кульминации.

Луиза Пенни умело ведет повествование, перескакивая между историей в настоящем времени, из зала суда и прошлым, когда Гамаш был в деревне. Между горячими вопросами прокурора, подогреваемые знойным солнцем Квебека и холодной, спокойной зимой, когда вершится мистическая непонятная история убийцы.

В очередной раз канадская писательница разворачивает перед читателями картину с запутанной детективной загадкой, над которой я тоже поломал голову. Пенни очень ловко удается создать напряжение и весьма хитро, словно исподволь представить обстоятельства, проливающие свет на загадочные события.

Пенни рассказывает историю о проблемах, которые объединяют полицейское начальство и простых деревенских жителей, поскольку роман «Стеклянные дома» (Glass Houses) также как и остальные в серии об Армане Гамаше, полон жестокой поэтичности, чудаковатых и подозрительных персонажей, взаимных обвинений и мистических тайн, но в итоге заканчивается обнадеживающим взглядом на будущее общества как единого целого.

Не могу обойти молчанием сдержанную, но очень поэтичную прозу канадской писательницы. Не знаю как в русских переводах, но в оригинале фирменный стиль Пенни — краткие и очень многозначные предложения. Хоть 28 вариантов интерпретации составляй. А ее мистические сцены напоминают истории Эдгара По, жуткие маски, странные почти карнавальные наряды и темная, неуловимая фигура. Гамаш характеризует эту фигуру таким же многозначным и лаконичным предложением: «Я думал, это была смерть».

Не побоюсь повториться, стиль и образы Пенни неповторимы, поскольку ее проза больше похожа на поэму.

Царство слепых

И пусть «Царство слепых» уже 14 роман в серии об инспекторе Армане Гамаше, Луиза Пенни дарит много новой и неожиданной информации даже для постоянных читателей этой серии.

Большая часть «подарков» сосредоточена в послесловии к книге. Например, писательница признается, что образ главного героя был вдохновлен ее покойным мужем. Пенни рассказывает, что долго не могла взяться за работу над очередным романом после его смерти. Но привычка изливать слова на бумаге в итоге взяла вверх.

По привычке мы погружаемся в неспешную деревенскую жизнь в канадской глубинке. В этом романе с еще большей любовью представлено население деревни «Три сосны». По большей части это чудаки, вспыльчивые и самоуверенные, любящие хорошо поесть и выпить после сытного обеда, после чего позволяют себя почесать языками, перемывая косточки соседям. Снежные бури и отключения электричества способствуют этой уютной и очаровательной деревенской жизни.

События происходят, история развивается, а убийства все нет. У меня даже мелькнула мысль, что звезда детектива решила переквалифицироваться с криминальных историй на приключенческие, например, о поисках сокровищ.

Просто главный герой как обычно втягивается в историю с поиском пропавшего во время Второй мировой наследства. Попытки получить информацию от членов семьи наталкиваются на склоки и взаимные претензии. Следы обрываются в 1945, когда закончилось время правления нацистов, а в рассказы старушенции о фантастических богатствах уже больше никто не верит. Но уцепившись за намеки, бывший детектив упорно крутит нить, до поры обнаруживая лишь следы семейной вражды и финансовых махинаций. Мне тоже казалось, что история с наследством всего лишь мираж, чтобы обратить внимание читателей на неприглядные сцены из жизни одной семьи, но до поры до времени.

История начинается с того, что бывший глава Службы безопасности Квебека отправляется посмотреть старый дом, который он никогда раньше не бывал. Земля на нехоженых дорогах замерзла, покрылась снегом, можно отправляться в путь. Именно в заброшенном доме обнаруживается труп, и история с сокровищами плавно переквалифицируется в детектив, а факт о небывалом наследстве получает реальное подтверждение.

Но Луиза Пенни не любит простые истории. Параллельно раскручивается вторая линия, где писательница повествует о бывших коллегах Гамаша, которые продолжают плести интриги против своего бывшего начальника. Они разрабатывают настоящую операцию, чтобы навсегда лишить бывшего босса возможности вернуться на высокую должность, ведь главой отдела назначен его зять Жан-Гай.

Согласно плану, в страну попадает огромная партия наркотиков и именно тогда, когда Гамаш возглавлял полицию Квебека. А дальше следует мрачный заговор.

Пенни очень ярко описывает бездомных и наркоманов в Монреале, отчего деревенская жизнь, даже с ее приключениями кажется особенно мирной и спокойной. Луиза Пенни невероятно талантливо показывает противопоставление уютной атмосферы и мрака наполняющего человеческие души. Канадская писательница весьма талантливо раздвигает границы жанра, словно намекает свои постоянным читателем пришло время сменить обстановку, включить в серию новых героев, забыть наконец о бесконечных интригах мрачных полицейских и начать новую историю, или просто новую главу в полюбившейся серии.

Серия об инспекторе Армане Гамаше

Очень храбрый человек

Если кто-то думает, что борьба с коррупцией это дело для одного романа, сильно ошибается. Подобно комиссару Каттани, Арман Гамаш, теперь бывший главный суперинтендант Квебекской полиции, возвращается к работе после громкого отстранения, описанного в предыдущем романе.

Министр юстиции хотел бы сплавить непокорного полицейского на пенсию и предлагает Арману должность заместителя руководителя отдела убийств. Другой на его месте оскорбился, ведь отдел возглавляет его бывший ученик, а еще и зять, но Гамаш — честный полицейский и готов служить людям на любой должности. Его борьба с коррупцией в квебекской полицией и в канадской системе правосудия не закончена.

Жан Ги, хочет уступить место тестю, даже находит работу в Париже. Он планирует уехать во Францию вместе с женой и сыном, но ему поручают последнее дело — расследование исчезнувшей Вивьен Годен. Гамаш берет это дело себе.

А пока Гамаш пытается найти виновного в смерти женщины, в безмятежном мире Трех сосен случается катаклизм — река выходит из берегов и грозит затопить деревню. «Апрель в Квебеке месяц жестоких контрастов. Бывает, случается чудесный вечер и ты сидишь под теплым солнцем с бокалом вина, а другой раз просыпаешься от очередной порции снега».

Деревенские жители объединяются, чтобы собрать плотину из мешков с песком, а в разгар работы в реке обнаруживается тело.

Пятнадцатый роман в серии, не лишен своего очарования, но он далеко не лучший в серии. Поступки героев выглядят весьма глупо, а сюжетные уловки не делают чести автору. Хотя возможно я слишком придираюсь. Мне просто очень не понравился финальный поворот, когда Пенни пытается увести читателей от грязи и снега и одаривает обещанием лучших дней.

Избранная библиография

  • Убийственно тихая жизнь (Still Life, 2005) также издавался под названием — Что скрывал покойник
  • Смертельный холод (Dead Cold, 2006) также издавался под названием (A Fatal Grace), отсюда русское издание — Последняя милость
  • Самый жестокий месяц (The Cruelest Month, 2007)
  • Каменный убийца (The Murder Stone, 2008) также публиковался под названием — (A Rule Against Murder)
  • Жестокие слова (The Brutal Telling, 2009)
  • Хороните своих мертвецов (Bury Your Dead, 2010)
  • The Hangman (2010)
  • Разные оттенки смерти (A Trick of the Light, 2011)
  • Эта прекрасная тайна (The Beautiful Mystery, 2012)
  • Время предательства (How the Light Gets In, 2013)
  • Долгий путь домой (The Long Way Home, 2014)
  • Природа зверя (The Nature of the Beast, 2015)
  • Час расплаты (A Great Reckoning, 2016)
  • Стеклянные дома (Glass Houses, 2017)
  • Королевство слепых (Kingdom of the Blind, 2018)
  • Очень храбрый человек (A Better Man, 2019)
  • All the Devils are Here (2020)
  • State of Terror (scheduled for October, 2021), совместно с Хиллари Клинтон
  • A World of Curiosities (2022)
Оцените статью
Добавить комментарий