Сперва пистолет, потом масло

Взрывной и бунтарский характер английского писателя Николаса Фрилинга отчетливо просматривается в его произведениях, в характерах его героев, и в первую очередь в главном персонаже серии детективов этого писателя — детективе Ван дер Валке (Van der Valk). Казалось бы, писатель получает наслаждение от описания преувеличений и невероятных событий, буквально сочащихся со страниц его книг, нарушающих естественный порядок вещей в мире, но ярко иллюстрирующих основные идеи этого писателя.

Писатель кичится своим космополитизмом и интеллектуализмом, что составляет разительный контраст с традициями, заложенными в произведениях классического периода. К примеру, читая детективы Фрилинга по-английски, постоянно натыкаешься на заумные французские словечки, данные без перевода, отчего мысль теряется. А ведь Эркюль Пуаро тоже француз по национальности, но его речь подана насколько просто и доступно, что возможно именно это и является одним из ключей популярности книг Агаты Кристи.

Но Фрилинг, помотавшийся в своей жизни по свету, весь в этом. Его заумные ссылки на элементы из различных культур, без грамотного подстраничного комментария заставляют терзаться любого интеллектуала. Вряд ли читатели держат в голове имя капитана Хэддока, сопровождавшего Тинтина в его приключениях, даже несмотря на недавнюю экранизацию, а отсылки типа у это девушки взгляд как у Сислей, и вовсе повергают в шок.

В романах Фрилинга действительно есть несуразности, которые выдают богатое воображение, несколько отвлекающее автора от реальности в его описаниях. Например, писатель упоминает, что его детектив плохо говорит на деревенском голландском, но подробности доения коровы о которых допытывается его детектив у деревенской девушки, говорят скорее об обратном. Или писатель приводит сравнения, от которых даже классики детективного жанра перевернулись бы в гробу, уподобляя женщину — владелицу отеля с правым сапогом футболиста.

Но наряду с этими грубостями и резкостями, Фрилинг очень сочувственно и эмоционально описывает сцены с убитыми, он ярко передает свои чувства с помощь пространных отступлений, не заботясь о динамичности сюжета, например, несколько часов назад жил собственной жизнь, общественной и личной, а теперь лежит как мешок. Описания пейзажей и природы отличаются особой лиричностью и любовью.

Николас Фрилинг обладает развитой способностью видеть то, что лежит под внешней стороной явлений и личностей. Он хорошо описывает внутреннюю, тайную жизнь, поэтому рядовой по сюжету триллер о контрабанде масла из Голландии в Бельгию превращается в великолепный роман, где переплетены судьбы и характеры нескольких персонажей, за которых переживает читатель.

Добавить комментарий