vldmrvch.ru

Крестики-нолики

Роман Крестики-нолики (Knots and Crosses, 1987) занимает важное положение в литературной карьере Иэна Рэнкина. Он знаменует собой начало великой серии детективных романов связанных как и положено в детективах сквозным главным героем-расследователем инспектором Ребусом. Но помимо этого в нем можно обнаружить элементы, которые станут знаковыми, и получат продолжение и свое развитие в последующих романах серии.

knots-and-crosses

В центре сюжета рассказ об убийствах молодых девушек человеком, который посылает инспектору Ребусу своеобразные подсказки, веревки с узелками. Убийцей оказывается армейский друг Ребуса, товарищ по службе в частях специального назначения, а в подсказках зашифровано имя дочери инспектора — Саманты, которая является основной целью маньяка. Гордон Рив мстит Ребусу за предательство, а противостояние полицейского детектива и убийцы перерастает в смертельную схватку.

Роман появился под влиянием от изучения семиотики (теории интерпретации знаков) популярной в академической среде 80-х годов. Рэнкин был хорошо знаком с принципами семиотики и продемонстрировал свое умение применить данную теорию как инструмент толкования в своей научной статье о романе Мюриэл Спарк Сиденье водителя. Статья была опубликована одновременно с романом в научном журнале (The Journal of Narrative Technique).

Инспектор Джон Ребус (John Rebus) носит довольно странную фамилию, которая по словам писателя не более чем умная студенческая шутка. Слово ребус означает загадку, расшифровка которой дана посредством подсказок данных в виде визуальных подсказок в сочетании с буквами. В романе выбор очередной жертвы определяется первой буквой имени, которые собираются в слово Саманта, имя дочери инспектора. Эта игра указывает не только на жертву, но и является указанием на убийцу, который в прошлом любил играть со своим армейским коллегой.

Подобную семиотическую стратегию использовал в своем романе Имя розы один из столпов семиотики Умберто Эко. В его литературном детективе сюжет вращается вокруг дешифровки вербальных и невербальных ключей, несущих в себе значительный объем исторической, социальной и политической информации.

Огромный успех романов об инспекторе Ребусе в значительной степени обусловлен тем фактом, что Рэнкин пишет не стандартные криминальные романы или детективы. Его творчество основано на шотландской литературной традиции, и криминальный сюжет используется только как предлог для исследования любимой страны, богатого культурного и исторического наследия Шотландии, социальных и политических вопросов, бедности и коррупции.

Одним из главных героев его романов становится столица Шотландии — Эдинбург, воплощение характерных для древнего народа особенностей и контрастов. Как отмечает Филлис Дороти Джеймс: Обстановка, особенно пейзаж, лучше всего получаются тогда, когда автор описывает хорошо знакомые места. Пожелай мы узнать, что значит быть полицейским в Эдинбурге в начале двадцать первого века, мы возьмем романы Иэна Рэнкина про инспектора Ребуса, и они расскажут нам больше, чем любой путеводитель. Вместе с Ребусом мы пройдем по улицам и переулкам города, заглянем в пабы, общественные учреждения и частные дома.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе