Зверь и красавица

Совершенно сознательно использует полицейский роман как наиболее адекватный и выразительный способ художественного воплощения социального пессимизма молодой писатель Тьерри Жонке в романе Зверь и красавица (La Bête et la belle, 1985). Эта книга вышла в знаменитой Черной серии под номером 2000. Автор рассказал корреспонденту газеты Монд, что источником его сюжета послужила газетная информация об одном необычном случае: чета молодых служащих, всегда безукоризненно одетых, аккуратных и пунктуальных в работе, превратила свою квартиру в настоящую помойку, забив ее мешками с мусором так, что пришлось вмешаться властям из-за неприятного для соседей запаха. В этом явно патологическом эпизоде Тьерри Жонке усмотрел своеобразный символ полного упадка между социальным и личным поведением, разрыва, типичного для современного общества.

Зверь и красавица

Герой книги — школьный учитель, называемый в тексте Виновный (его имени автор не сообщает), пережил тяжелую жизненную драму: от него ушла любимая жена. Ирен презирала его за то, что он не сумел добиться более высокого престижного положения, сдать, например, конкурсный экзамен на должность инспектора учебного округа. Виновный приглашает к себе жить старика — нищего бродягу Леона, никому не нужного, всеми презираемого.

У героя романа есть страсть — он коллекционирует игрушечные модели железных дорог и автомашин и играет ими дома, при этом рассказывая старому Леону свою жизнь и записывая все на магнитофонную ленту. По его рассказам получается, что Ирен не ушла от него, а он убил ее и сунул в холодильник. Чтобы скрыть вымышленное преступление, он завалил всю кухню мусором и стал постепенно заполнять остальные комнаты мешками с отходами. Осталось лишь небольшое пространство в передней, где они с Леоном и живут, задыхаясь от вони разлагающихся продуктов. Он поведал также своему собеседнику, что убил и старуху портниху, наведавшуюся узнать об Ирен, мальчика соседа снизу, который приходил вернуть инструменты, а также приказчика из мясной лавки, заходившего к ним. Сделал это он для того, чтобы те не выдали его. Все эти люди действительно погибли. Ведя такую жизнь и такие странные разговоры дома, на работе Виновный появляется всегда в идеально выглаженном костюме, в чистой рубашке и считается хорошим, опытным, добросовестным педагогом. Но однажды к нему пришел новый муж Ирен за какими-то забытыми ею вещами. Между ними завязалась драка. Виновный убивает соперника, но тот, защищаясь, смертельно ранит его. Старый Леон убегает из дома, оставив открытой дверь, что и привлекло внимание жильцов.

Собственно, с этого момента и начинается повествование. Мудрый, спокойный и человечный полицейский комиссар Габлу (подчеркнуто похожий на Мегре) ознакомившись (вместе с читателем) с магнитофонными записями, проводит эксгумацию тел якобы убитых Виновным людей и убеждается в полной его непричастности к этим преступлениям. Кроме нового мужа Ирен, он никого не убивал. Расследование, которое проводит Габлу, помогает автору не столько обличить Виновного (умирающего к концу книги в больнице), сколько раскрыть драму человеческого существования в мире, где можно сойти с ума и даже умереть, и никому до этого нет дела. Однако, выражая отвращение к современной действительности, автор представляет отвратительным, мерзким и бессмысленным человеческое бытие как таковое. История несчастного героя романа и подробное описание его жилья обретают символически-обобщенный характер. В конце книг он прямо пишет: Все разваливается, все распадается… негодяи побеждают. Стилистика романа напоминает одновременно и пьесы Ионеско (например, Как от этого избавиться), и сюрреалистические произведения с их культом разложения и гниения, символизирующих всеобщий распад. Не случайно книга Тьерри Жонке была удостоена одной из самых престижных премий в области детективной литературы: Трофей-813 1985 года. В ней увидели яркое и талантливое воплощение модернистской ипостаси полицейского романа.

Ю. Уваров

Добавить комментарий