vldmrvch.ru

Зверь и красавица

Совершенно сознательно использует полицейский роман как наиболее адекватный и выразительный способ художественного воплощения социального пессимизма молодой писатель Тьерри Жонке в романе Зверь и красавица (La Bête et la belle, 1985). Эта книга вышла в знаменитой Черной серии под номером 2000. Автор рассказал корреспонденту газеты Монд, что источником его сюжета послужила газетная информация об одном необычном случае: чета молодых служащих, всегда безукоризненно одетых, аккуратных и пунктуальных в работе, превратила свою квартиру в настоящую помойку, забив ее мешками с мусором так, что пришлось вмешаться властям из-за неприятного для соседей запаха. В этом явно патологическом эпизоде Тьерри Жонке усмотрел своеобразный символ полного упадка между социальным и личным поведением, разрыва, типичного для современного общества.

Зверь и красавица

Герой книги — школьный учитель, называемый в тексте Виновный (его имени автор не сообщает), пережил тяжелую жизненную драму: от него ушла любимая жена. Ирен презирала его за то, что он не сумел добиться более высокого престижного положения, сдать, например, конкурсный экзамен на должность инспектора учебного округа. Виновный приглашает к себе жить старика — нищего бродягу Леона, никому не нужного, всеми презираемого.

У героя романа есть страсть — он коллекционирует игрушечные модели железных дорог и автомашин и играет ими дома, при этом рассказывая старому Леону свою жизнь и записывая все на магнитофонную ленту. По его рассказам получается, что Ирен не ушла от него, а он убил ее и сунул в холодильник. Чтобы скрыть вымышленное преступление, он завалил всю кухню мусором и стал постепенно заполнять остальные комнаты мешками с отходами. Осталось лишь небольшое пространство в передней, где они с Леоном и живут, задыхаясь от вони разлагающихся продуктов. Он поведал также своему собеседнику, что убил и старуху портниху, наведавшуюся узнать об Ирен, мальчика соседа снизу, который приходил вернуть инструменты, а также приказчика из мясной лавки, заходившего к ним. Сделал это он для того, чтобы те не выдали его. Все эти люди действительно погибли. Ведя такую жизнь и такие странные разговоры дома, на работе Виновный появляется всегда в идеально выглаженном костюме, в чистой рубашке и считается хорошим, опытным, добросовестным педагогом. Но однажды к нему пришел новый муж Ирен за какими-то забытыми ею вещами. Между ними завязалась драка. Виновный убивает соперника, но тот, защищаясь, смертельно ранит его. Старый Леон убегает из дома, оставив открытой дверь, что и привлекло внимание жильцов.

Собственно, с этого момента и начинается повествование. Мудрый, спокойный и человечный полицейский комиссар Габлу (подчеркнуто похожий на Мегре) ознакомившись (вместе с читателем) с магнитофонными записями, проводит эксгумацию тел якобы убитых Виновным людей и убеждается в полной его непричастности к этим преступлениям. Кроме нового мужа Ирен, он никого не убивал. Расследование, которое проводит Габлу, помогает автору не столько обличить Виновного (умирающего к концу книги в больнице), сколько раскрыть драму человеческого существования в мире, где можно сойти с ума и даже умереть, и никому до этого нет дела. Однако, выражая отвращение к современной действительности, автор представляет отвратительным, мерзким и бессмысленным человеческое бытие как таковое. История несчастного героя романа и подробное описание его жилья обретают символически-обобщенный характер. В конце книг он прямо пишет: Все разваливается, все распадается… негодяи побеждают. Стилистика романа напоминает одновременно и пьесы Ионеско (например, Как от этого избавиться), и сюрреалистические произведения с их культом разложения и гниения, символизирующих всеобщий распад. Не случайно книга Тьерри Жонке была удостоена одной из самых престижных премий в области детективной литературы: Трофей-813 1985 года. В ней увидели яркое и талантливое воплощение модернистской ипостаси полицейского романа.

Ю. Уваров

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе