Серия об инспекторе Морсе

Последний автобус на Вудсток

Первый детективный роман английского писателя Колина Декстера — Последний автобус на Вудсток (Last Bus to Woodstock, 1975) сразу и во всей красе представляет читателям главного героя будущей знаменитой серии. Инспектор Морс предстает сформировавшейся полнокровной и многогранной личностью с массой привычек, не только положительных, но и отрицательных, которые, впрочем, очень хорошо характеризуют его индивидуальность. О многих из привычек инспектора упомянутых в первом романе лишь мимоходом, писатель подробно рассказывает гораздо позднее, и часто даже не во втором романе серии.

Сюжет строится вокруг убийства молодой привлекательной девушки, которая пропустила последний автобус на Вудсток, отчего была вынуждена добираться домой автостопом. Спустя несколько часов ее находят убитой во дворе местного паба. Сперва подозрение падает на молодого человека, заявившего о найденном трупе. Его пристрастие к порнографии и ряд других факторов, вынуждают инспектора Морса, ведущего это расследование, подозревать именно его. Но позднее выясняется, что молодой человек невиновен.

Ряд улик указывают на то, что девушку перед смертью подвозили на красном автомобиле, а поскольку найти подобную машину в небольшом Оксфорде не составляет особого труда, обвинение предъявлено Бернарду Кроутеру. Жена Кроутера оканчивает жизнь самоубийством, поскольку уверена, ее муж — убийца, сам Кроутер умирает от сердечного приступа, поскольку винит свою жену в убийстве. Но подлинного убийцу инспектор находит позже и в другом месте.

Главное достоинство романа не в запутанном сюжете, Декстер ни в этом романе, ни в последующих не пытается поразить читателей закрученным сюжетом. Английские мастера криминального жанра регулярно радовали читателей сложными детективными загадками, Декстер увлекает читателя другим. Убийца найден после чреды ошибок и досадных промахов. Главное достоинство этого романа как мы уже упоминали, знакомство с запоминающимся персонажем, которого трудно забыть даже после прочтения одной книги.

С первых страниц Колин Декстер характеризует инспектора как большого любителя кроссвордов. Сержант Льюис, который поначалу не выказывает интереса к разгадыванию словесных лабиринтов, в романе Мертвые Иерихона сдается и тоже включается в игру со словами. Эта привычка описана во всех красках, поскольку Декстер сам увлекался разгадыванием кроссвордов и даже был чемпионом на различных местных состязаниях.

Английский писатель в романе Последний автобус на Вудсток формирует новый тип расследователя, активно используемый в современном континентальном детективе, сыщика, который ошибается, отчего нередко попадает в связи с этим в забавные и попросту глупые ситуации. Постмодернистская литературная эпоха, внесла свои коррективы в развитие жанра, а Великий детектив, оказалось не лишен человеческих слабостей, и даже часто раскрывает дело вопреки своим оплошностям и промашкам.

Инспектор Морс образец антидетектива, где его большой замысел, о котором он довольно долго твердит своему помощнику, рассыпается по мере развития ситуации, а убийцу находят после того как полицейский детектив сделает пару неверных поворотов. Инспектор признается в этом Льюису, уже после того как дело удачно завершено. А непримиримый и флегматичный помощник детектив вынужден смириться с этим нелогичным ходом расследования, предъявлением обвинений невиновным людям, вина которых видна только склонному к ошибкам Морсу и повторными арестами.

Позднее, в романе Загадка третьей мили, флегматизм Льюиса перерастет в здоровый скептицизм, о который будут разбиваться яростные волны эмоций инспектора Морса. Этот скептицизм растет постепенно и складывается как здоровая реакция на множество факторов. Так, в романе Последний автобус на Вудсток читатель только подозревает, что инспектор плохо знает законодательство, позднее, в романе Безмолвный мир Николаса Квинна, детектив вынужден признаться в этом, открыто. Морс очень эмоционально реагирует на любые ошибки своего помощника и экспертов, совершенно забывая о своих собственных. Он просто бесится от того, что патологоанатом не может установить точное время смерти, эксперт отвечает ему взаимной неприязнью. Но тут же мы узнаем, что полицейский инспектор боится высоты и темноты, его тошнит от вида крови. Диагноз, который инспектор ставит самому себе больше похож на формулу из анекдота, неизлечимый случай акрофобии, арахнофобии, миофобии и орнитофобии. Его боязнь пауков, мышей, птиц, а позднее выясняется и мертвецов буквально кричит о его неспособности полноценно вести расследование, не говоря уже о сходстве с Великими сыщиками былых времен, которые не задумываясь бросались в огонь и в воду. Сегодня, в XXI веке мы уже привыкли к ущербным детективам, с массой слабостей, но для читателей 80-х годов подобный комический образ был откровенным шоком.

Роман Последний автобус на Вудсток был адаптирован для телевизионного сериала. Но экранизация сглаживает ряд жестких моментов и сексуальных аспектов, которые более ярко представали именно в романе. Например, отсутствует смерть Кроутера и самоубийство его жены. Не упомянута сцена секса, которым Кроутер занимался с убитой девушкой, после того как подхватил ее на автобусной остановке. И в целом сексуальный подтекст убийства смещен, а в основе убийства лежит кража.

Но даже через сдержанную пелену киношной версии перед зрителем предстает неподражаемый инспектор Морс и его верный помощник сержант Льюис, а нам приходится сожалеть, что в России читатели мало знакомы с этим оригинальным детективом, как и со всем творчеством Колина Декстера.

Последний кто носил

Таинственное исчезновение школьницы из Кидлингтона — центральная тема второго романа Колина Декстера — Последний кто носил (Last Seen Wearing, 1976). Главные герои серии детективов инспектор Морс и сержант Льюис вынуждены заняться расследованием школьницы Валери Тейлор, хотя событие это произошло два года тому назад. Следователь, которому было поручено вести это дело, умер от несчастного случая, во время дорожно-транспортного происшествия.

Колин Декстер приоткрывает своим читателям больше информации о пропавшей девушке, описывая сцену соблазнения взрослого мужчины, который приехал на собеседование в Оксфорд. Английский писатель часто прибегает к этому приему и в других романах, давая сравнение реальных событий и попытки восстановить эти же самые события в ходе расследования. В данной книге подобный прием более чем оправдан.

Несмотря на таинственное письмо, автором которого могла быть и сама Валери, инспектор Морс уверен, что девушка мертва. Чем дальше идет расследование, тем лучше читатели понимают, что это не так. Но все больше упорствует в своем мнении инспектор, продолжая бесплодные попытки. По его мнению, у него один выход, восстановить все события, случившиеся с Валери в тот злополучный день.

Убийство Реджинальда Бейнса, одного из сотрудников школы придает сюжету иной поворот. Тем более что возле его дома были замечены подозрительные личности: мать Валери, носившая заметное пальто вишневого цвета и учитель французского, у которого Валери была на последнем уроке.

Скользкие истории о сексуальных приключениях некоторых работников школы и вконец запутанные события заводят инспектора в тупик. В итоге запутавшийся Морс вынужден признать, что девушка не просто пропала, а сбежала, но найти ее невозможно, поскольку она слишком умна, чтобы оставить хоть какой-то след.

Фактически Морс решает дело, но благополучного финала в этом романе читатели не видят.

Роман Последний кто носил был поставлен в 1994 году на радио, а также стал сюжетной основой для 2 эпизода второго сезона легендарного телесериала. В этом эпизоде снялась Элизабет Херли, которая по словам Декстера украсила своим появлением этот эпизод.

Безмолвный мир Николаса Квина

Действие детективного романа Безмолвный мир Николаса Квина (The Silent World of Nicholas Quinn, 1977) разворачивается в Северном Оксфорде, в Синдикате по экзаменам для иностранных учащихся. События происходят в непосредственной близости от офиса инспектора Морса, поэтому он спокойно берется за расследование этого дела.

Синдикат принимает школьные экзамены в самых различных местах бывшей Британии, в частности на Ближнем Востоке. Но ревность и личные конфликты между сотрудниками учебного синдиката, а также тайные любовные связи способствуют формированию мотива для взаимной неприязни и таинственности. Когда точка приличия пройдена и агрессия выливается наружу, случается убийство.

Синдикат нанимает глухого Николаса Квина, а его уникальная способность читать по губам становится причиной для получения опасной информации, которая и приводит к его смерти.

Его тело обнаруживают не сразу, поэтому полицейским трудно определить момент смерти, получить правдивые алиби подозреваемых и тем более проверить их правдивость. Момент убийства был выбран крайне удачно, поскольку в здании синдиката проходили пожарные учения, а большинство сотрудников передвигалось по зданию вне привычного ритма и маршрута. В решающий момент, всеобщая сутолока и беспорядок помогли убийце замести следы. Но это лишь затянуло расследование…

Увлечение инспектора Морса разгадыванием кроссвордов, проявляется в этом романе с необычной стороны, теряет привычную экзальтированность и получает практическое применение. В руки полиции попадают заметки и письма любовного содержания, зашифрованные секретным кодом, расшифровать который помогает инспектору навык разгадки кроссвордов.

Но зато читатели в этом романе знакомятся с другой слабостью инспектора. В ходе расследования ему приходится посетить секс-шоу, куда он частенько заглядывал в свободное от работы время, чем сильно смутил своего помощника, сержанта Льюиса.

Мотивом для убийства, оказывается банальная попытка обмануть экзаменационную комиссию. Инспектор Морс в этот раз оказывается на высоте, и даже красивая женщина с ее чарами не способна отступить оксфордского полицейского от истины.

Безмолвный мир Николаса Квина — третий роман в серии Колина Декстера об инспекторе Морсе. Он сильно отличается по своему стилю от остальных детективов английского писателя, своими расслабленными и даже изысканными описаниями, ситуация лишена нервозности, свойственной расследованиями в других романах. Вероятно на это влияет привычная для инспектора обстановка, дело ведь происходит практически рядом с офисом Морса, и он как рыба в воде.

Сюжет романа стал основой для сценария второго эпизода в знаменитом сериале. Причем адаптация для экрана с небольшими изменениями следует сюжетной линии, созданной Колином Декстером.

Служба по всем усопшим

Служба по всем усопшим (Service of All the Dead, 1979) — четвертый роман Колина Декстера об инспекторе Морсе.

В центре повествования лежит расследование убийства церковного старосты и викария. Инспектор Морс с типичным для него ворчанием и брюзжанием откладывает свою поездку в Грецию, где он планировал погреться после холодной и промозглой Англии. Он вынужден расследовать бессмысленное на первый взгляд убийство викария, свалившегося с одной из башен церкви, поскольку полиция Оксфорда в явном замешательстве от этого дела.

Но едва приступив к делу, инспектор делает скоропалительное заявление о том, что смерть видного члена маленького сообщества была убийством. Декстер с упоением рассказывает о том, как пригодились инспектору навыки разгадывания кроссвордов в этом запутанном деле.

Многое в этом детективе отличается от традиционных классических английских детективов, и в первую очередь тайная жизнь убитого. Оказывается, за благопристойным фасадом викарий скрывал крайне неподобающие страсти и целый набор тайн, больше соответствующие героям американского крутого детектива. Викарий крал деньги из церковной кассы для того, чтобы делать ставки на ипподроме, а его жена тем временем соблазняет одного из своих учеников, поскольку викарий – гомосексуалист. Брат викария, зная об этом грехе начинает шантажировать своего родственника.

Это первый роман, в котором и герой и подозреваемые, сильно напоминают персонажей традиционного крутого детектива. Если в более ранних романах позывы к американской классике у Декстера наблюдались, но были не столь осязаемы, то здесь автор порывает с классической традицией и рассказывает о шокирующих вещах.

Ужас от будничного убийства он подчеркивает, нагнетая почти готическую атмосферу. Хорошо знакомый с Оксфордом автор описывает обстановку церкви и мелкое воровство коллекции пластин, вторя знаменитым романам в стиле нуар.

Прежде чем инспектор завершит расследование происходит еще несколько необъяснимых смертей, и лишь после чего Морс обнаруживает, что способен служить всем этим мертвецам, ему удается собрать мозаику в единую осмысленную картину, объясняющую то, что произошло.

Колин Декстер описывал природу своих романов как эксплуатацию и мистификацию читателей. Вероятно, эту фразу следует интерпретировать как попытку писателя сочетать традиционные черты для классической английской головоломки, где детектив занят распутыванием загадки и современными тенденциями, в которых герой, прежде всего занят восстановлением порядка из хаоса.

Декстер отмечал в своих интервью, что десять правил оставленных Рональдом Ноксом, являющихся каноном детективного жанра, не могут помочь в расследовании. И действительно, хотя Морс действует по правилам, заведенным в классическом детективе, а в решающий момент выход ему подсказывает именно интуиция, которая каждый раз доказывает свою правоту.

Инспектор Морс современный детектив. Это подтверждают его повадки, образ жизни, характер и даже красный ягуар. Но чем дальше Декстер продвигает в исследовании своего героя, тем все более мистические черты обретает характер расследования, ведь только чудом можно называть объяснение преступления, которое внезапно появляется у вас под носом.

Добавить комментарий