Серия о майоре Пронине

Серия рассказов Льва Овалова о Майоре Пронине, советском милиционере, ставшем одним из великих детективов.

Синие мечи

Карьера знаменитого на всю страну сыщика — Майора Пронина началась, как обычно это бывает, со случайного происшествия. Осенью 1919 года после тяжелого ранения и двухмесячного лечения в лазарете красноармейца Ивана Пронина, определили в помощь Петроградскому ЧК. Пронин всей душой рвался на фронт, где гибли его товарищи, а потому задание, которое ему досталось, воспринял как излишнюю заботу товарищей или желание хитростью продлить лечение и продержать его в тылу до полного выздоровления.

Голубые мечи

Задание для храброго красноармейца и впрямь было странное. Руководитель петроградского ЧК товарищ Ковров предложил ему пожить в национализированном особняке дворянки Александры Евгеньевны Борецкой, за которым присматривала сама бывшая хозяйка и внимательно наблюдать и докладывать обо всех подозрительных происшествиях. Чекисты  предупредили молодого и неопытного сотрудника, о подозрениях, что творится в этом особняке нечто неладное, точнее о связи хозяйки особняка с белогвардейцами, но поскольку прямых доказательств против Борецкой у них не было, арестовывать ее было не за что.

Пронин поселился в особняке под видом комиссованного отставного военного и на первых порах даже сдружился с бывшей дворянкой, милой старушенцией. Но Пронин ошибся, а его наивность и мысли об хитром отпуске вскоре развеялись. Пронин чуть было не поплатиться за свою ошибку, если бы не помощь нового друга – курносого паренька Виктора Железнова, который в дальнейшем станет правой рукой советского сыщика и еще не раз еще выручит его из беды. Зарождающаяся дружба между Прониным и Виктором описанная в этом рассказе, напоминает хорошо знакомую читателям сцену знакомства Шерлока Холмса и доктора Ватсона, правда Пронин чуть проще или даже можно сказать наивнее и глупее в своих дедукциях. Вся его смышленость проявляется на практике, в критической ситуации, где незаменимой оказывает помощь его нового друга.

Подражание Конан Дойлу более явным станет в последующих рассказах и романах, где писатель глубже раскроет отношения между верными друзьями. А первый рассказ по своему стилю удивительно напоминает шпионские истории Эдварда Фридриха Оппенгейма, где по случайности втянутый в шпионскую интригу герой невольно вынужден проявлять чудеса храбрости и находчивости, чтобы выбраться из затруднительного положения.

Несмотря на то, что рассказ о Пронине был одним из первых произведений Льва Овалова, ярко предстает в нем талант стилиста. Рассказ Пронина, простого солдата, полон наивных заметок об особняке и нравах богатых, о задании и в целом о мире. Тогда как даже через его простецкую речь проглядывает образ хитрой и чрезвычайно ловкой аристократки, которая пытается использовать простого парня и обвести его, а заодно и новые органы правопорядка, помогая в организации заговора.

Словом Овалову удалось создать чрезвычайно простую и в тоже время глубокую историю, способную удовлетворить любого ценителя высокой литературы. Подобная двойственность наблюдается и в сюжетном плане. Сложный шпионский заговор, разрушен благодаря вмешательству молодого и наивного сотрудника ЧК, который вероятно своей наивностью и простодушием поставил в тупик хитрых заговорщиков. Овалов ловко вплетает в историю элемент случайности, который стал спасительным для будущего сыщика.

Легендарная серия историй о майоре Пронине началась с публикации рассказа Льва Овалова Синие мечи в журнале Вокруг света (1939). Впоследствии отдельно рассказ переиздавался в антологии героического рассказа в сборнике Подвиг, 1974, № 3 (Библиотека героики и приключений). — Приложение к журналу Сельская молодежь. М., Молодая гвардия, 1971.

Зимние каникулы

Действие второго рассказа о майоре Пронине (Зимние каникулы) разворачивается спустя какое-то время, уже после того как был разбит Юденич. Читатели помнят, что действие первого рассказа – Синие мечи, происходило во времена, когда еще только Юденич направлялся к Петрограду. Следовательно прошло несколько месяцев. Судя по описаниям действии е происходит на исходе зимы, а значит прошло порядка полгода. Теперь Иван Николаевич Пронин снова вернулся в питерское отделение ЧК, и также знакомый по первому рассказу, товарищ Ковров направляет его на очередное оперативное задание. Но теперь работа начинающего чекиста Пронина ничем не напоминает отдых, а надо прямо сказать, работы в те годы было немало. В этих непростых условиях он не забывает о своем друге — оставшемся без отца курносом мальчишке, выручившем его из беды, Викторе Железнове. Помогает продуктами и берет с собой на новое расследование. Ковров дает новое задание — найти архив разгромленной в особняке Борецкой организации Синие мечи, за которым теперь охотятся иностранные разведки.

Зимние каникулы

Писатель вновь описывает простые размышления и наивные действия начинающего чекиста. Его попытки зацепиться за какие-либо факты вновь приводят его в знакомый особняк, где разворачивались события первого рассказа. Пронин сознается, что выбор молочника как подозреваемого сделан не на основе гениальных прозрений или неопровержимых логических доводов, а скорее от отсутствия других возможных подозреваемых. Подозрение падает на молочника, который возит в Питер свой товар из-под Пскова.

По счастливой случайности подозреваемый молочник и действительно оказывается курьером, перевозившим документы. Остается только захватить Виктора Железнова. Как же без помощника? И Пронин отправляется в Псков, чтобы выявить людей, которым молочник переправляет документы…

Не смотря на характерный пролетарский стиль рассказов Льва Овалова, буквально с первых страниц чувствуется незримое влияние Конан Дойла. Иван Пронин — это новый Шерлок Холмс. И пусть он пока что неопытен, необразован, просто неграмотен. Задатки у него еще те! Да и верный помощник уже имеется. Конечно же первые рассказы еще трудно назвать полноценными детективами, но Овалов к этому пока и не стремится, трудно ведь сваять детективный сюжет, когда главный герой пока что владеет только одним методом следствия — пролетарской интуицией.

В 1941 году журнал Огонек начинает печатать новые рассказы о майоре Пронине под общим названием Голубой ангел. Публикация не завершена в связи с арестом автора, последовавшим 7 июля 1941. После 15-летнего перерыва и реабилитации Льва Овалова повесть, получившая окончательное название Приключения майора Пронина, впервые вышла в полном составе, включающем все три цикла: Рассказы майора Пронина, Рассказы о майоре Пронине и Голубой ангел (М., Воениздат, 1957). Неоднократно Воениздатом переиздавалась в популярной серии Библиотечка военных приключений.

Впрочем, читательской любовью рассказы и повести Льва Овалова пользовались не только в СССР, Приключения майора Пронина переведены в ГДР, Корее, Румынии.

Майор Пронин как литературный персонаж фигурирует также в повести Секретное оружие и романе Медная пуговица.

Сказка о трусливом черте

Третий рассказ Льва Овалова о Пронине – Сказка о трусливом черте, окончательно убеждает читателей, что перед ними серия, где из истории в историю кочуют не только положительные персонажи Пронин и Виктор Железнов, но и их главный противник – шпион и диверсант Роджерс. В первых рассказах Роджерс появлялся мимоходом, невзначай, а читатели вместе с главным героями лишь потом разоблачали шпиона. Он прикидывался племянником дворянки Борецкой в рассказе Синие мечи, а также был в роле переодетого красноармейца в рассказе Зимние каникулы, и, хотя в обеих историях был одним из главных организаторов диверсий, до прямого столкновения, схватки один на один с Прониным у него не доходило. В рассказе Сказка о трусливом черте впервые противники сходятся в визуальной дуэли, в молчаливом противостоянии Пронин и Роджерс смотрят друг на друга, хорошо понимая, кто есть кто, проигравшим считается тот, у кого первого нервы не выдержат.

Контрапунктом для дуэли служит сказка о трусливом черте, которую рассказывают как бы фоном. Поразительно многообразно использует смысловые коннотации уральского сказа Лев Овалов. Сказка с одной стороны удивительно точно вписывается и пролетарскую идеологию, с другой стороны, визуальная схватка Роджерса и Пронина, где проигравшим окажется тот у кого совесть нечиста, о чем убедительно засвидетельствуют нервишки. Буквально в финале, Роджерс прерывает рассказчика вопросом, а долго ли еще?, проигрывая Пронину, который оказался вдвойне в проигрышной ситуации, окруженный врагами, один на один с бандой Роджерса, нанятой для подрыва рудников и в шаге от своего главного противника.

Сюжет рассказа прост, как и в предыдущих случаях. С момента событий, известных читателям по рассказу Зимние каникулы, прошло три года. Закончилась Гражданская война. Пронина перевели на работу в Москву, который с собой забрал Виктора Железнова, не раз спасавшего его от смерти. В 1922 году Пронина включили в качестве представителя ГПУ в состав комиссии для осмотра уральских железных рудников. Наверное, пролетарское чутье подсказало ему не брать с собой Железнова официально, а сделать так, чтобы Виктор сопровождал его тайно. Тем более, что тот все равно хотел стать чекистом — пусть тренируется. И опять Железнов пригодился Пронину — обнаружили они там заговор злостных вредителей. Виктор не только выявляет опасность, но и в очередной раз спасает своего «попечителя», которого оглушили ударом полена по голове.

Шесть рассказов под общим названием Рассказы майора Пронина впервые опубликованы в журнале Знамя, 1941, № 4. В 1941 году они вышли книгой в Воениздате НКО СССР в серии Библиотека красноармейца. В этом же составе рассказы переиздавались в авторском сборнике Повести (М., Советский писатель, 1961).

Добавьте комментарий