Серия о Гарри Босхе

Серия о Гарри Босхе

Черное эхо

Пожалуй ни один автор детективных романов начиная с 90-х годов прошлого века, и уж точно никто другой из сочинителей полицейских детективов, не получал столько положительных рецензий и столько лестных похвал в свой адрес и в адрес своих произведений, сколько обрушилось на Майкла Коннелли.

The-Black-Echo

Его первый же роман Черное эхо (The Black Echo, 1992) получил премию Эдгар за лучший дебют года, а его последующие романы собрали немалую коллекцию самых разнообразных премий и литературных наград.

В своем первом романе перед читателями предстает полицейский детектив из голливудского филиала Департамента полиции Лос-Анджелеса — Гарри Босх. Его мать была проституткой, а имя для своего сына заимствовала у знаменитого голландского живописца. В этом романе мы узнаем, что ранее Босх служил в убойном отделе, но был понижен до филиала, поскольку убил подозреваемого серийного убийцу.

Босх имеет репутацию независимого копа, поскольку очень не любит подчиняться правилам и предписаниям. Его непосредственные начальники — лейтенант Паундз и заместитель начальника управления Ирвин Ирвинг, с большим удовольствием избавились бы от строптивого полицейского.

В романах регулярно повторяется ситуация, когда сперва Босха пытаются отстранить от расследования и чуть ли не уволить, но также регулярно его вынуждены вернуть на рабочее место. Так коллеги отдают честь гению розыска, которого нельзя назвать трусом или бездельником, который невольно оказывается единственным сотрудником, способным распутать очередную тайну.

От романа к роману читатели получают все больше информации о полицейском детективе, его характер становится яснее, а причуды обретают свои мотивы и точки отчета в прошлой жизни. Но талантливый розыскник остается одиночкой не только на службе, одиночество сопровождает Гарри Босха и в личной жизни. Он живет в полном одиночестве в маленьком домике на окраине города, где дикие койоты бродят среди холмов по ночам.

Действие в романах Майкла Коннелли разворачивается на фоне городского пейзажа, главным образов на фоне Лос-Анджелеса. Писатель одинаково глубоко освещает как социальные, так и политические процессы, происходящие в современной Америке. Вынося суждение и оценку через восприятие их Гарри Босхом.

Например, первый роман содержит резкий выпад против войны во Вьетнаме, которая служит связующим звеном между всеми главными персонажами романа. Сюжет начинается с обнаружения трупа мужчины в строительной трубе. Босх признает в нем одного из членов взвода туннельных крыс, в котором и сам служил, расчищая подобные подземные ходы во время службы во Вьетнаме.

Полиция подозревает, что сослуживец Босха участвовал в крупном ограблении банка примерно за год до этого события. Опыт Босха по туннельным делам велик, поэтому он откомандирован в подчинение агенту ФБР Элинор Уиш, отвечающей за это расследование. Между Элинор и Гарри вспыхивают чувства, тем более, что брат агентесы погиб во Вьетнаме. Полицейские подозревают, что ограбления организует бывший высокопоставленный офицер из Южного Вьетнама, который теперь превратился в богатого бизнесмена.

Гарри догадывается, что грабители не остановятся на достигнутом и продолжат дерзкие ограбления, а потому ставит ловушки на туннельных крыс. По сути, он сам возвращается к туннельным командировкам, только теперь на своей родной земле. В ходе операции Гарри едва не подстрелили, но вовремя появилась Элинора.

Вместо благодарности за спасение Босх обнаруживает, что Элинора пытается отомстить людям причастным к бесчестной смерти ее брата, после возвращения в США. Босх спасает ее жизнь, заставив ее бежать.

Трудно поверить, что Черное эхо — первый роман Майкла Коннели. Настолько стремительный сюжет, обволакивающая атмосфера, буквально одной гранью показывающая свое воображаемое происхождение. Еще больше впечатления производит характер Элинор, которая на протяжении всего романа скрывает свои истинные намерения, сочетающие наивность и хитрость, замысел и невинность, умение манипулировать и сдержанность в разоблачении безжалостного преступника.

nighthawks_by_edward_hopper
Полуночники. Эдвард Хоппер

В финале Босх получает пакет от Элиноры с репродукцией картины Полуночники Эдварда Хоппера, которая словно подводит итог под атмосферой навеянной этим романом и прекрасно характеризует стиль всей серии детективов Майкла Коннелли.

Черный лед

Во втором романе серии, о полицейском детективе из Лос-Анджелеса Гарри Босхе, Майкл Коннелли продолжает рассказывать о проблемах современной Америки. Ключевой темой романа Черный лед (The Black Ice, 1993) является исследование контрабанды героина из Мексики в США, под прикрытием полицейских.

Поводом для начала расследования послужило убийство офицера из отдела по борьбе с наркотиками. Тело Калексико Мура обнаружили Рождественской ночью в захудалом голливудском мотеле. Руководство полиции пытается спустить дело на тормозах, настаивая на версии самоубийства. Но Гарри Босх влезает в процесс, и ниточки собственного расследования приводят его к мексиканским наркоторговцам, которые поставляли в США большие партии наркотиков под прикрытием полиции.

Трудно судить, откуда Коннелли взял тему для этого романа. Для начала следуют оговориться, что препарат Черный лед, автор выдумал. Но вот на историю о полицейском прикрытии, Коннелли вероятно набрел во время написания репортажей о банде Стэнли Брайанта (Stanley Bryant), многоуровневой криминальной организации занимавшейся распространением наркотиков на юге США. Банда была обезврежена в начале 80-х годов, о чем Коннелли подробно писал в своих криминальных репортажах, впоследствии вошедших в книгу Криминальный бит (Crime Beat. A Decade of Covering Cops and Killers). Из репортажей Коннелли видны целый ряд несогласованностей и недомолвок о том, как бандиты смогли организовать столь слаженную работу. Писатель почти не касается вопросов о покровителях наркоторговцев, хотя видимо за десять лет прошедших с момента ареста банды, писатель смог внимательно проанализировать имеющиеся в наличии факты и построить сюжет романа на основе наиболее вероятной версии.

О том насколько тема крышевания правоохранительными органами наркотрафика болезненна для США, может служить пример Гэри Уэбба (Gary Webb). Американский журналист опубликовавший в 1996 году серию статей Темный альянс, впоследствии изданную в виде книги. В своих сенсационных статьях журналист показывает, как никарагуанский Контрас поставлял в США кокаин, под прикрытием ЦРУ. Причем переработку в крэк и распределение по Лос-Анджелесу и другим городам США ЦРУ осуществляло самостоятельно, с ведома администрации Рейгана. Причиной для подобного рода событий стала принятая конгрессом поправка Боланда о запрете прямого финансирования Контрас. Гэри Уэбб поплатился за свое откровение жизнью. В октябре 2004 года он был найден с двумя пулями в голове, а полицейский коронер вынес неоднозначный вердикт – самоубийство. Этот вывод был оспорен целым рядом американских изданий, а редакция журнала Эсквайр даже подала доклад в руководство ЦРУ, подтверждающий основные выводы Уэбба.

Другая тема романа Майкла Коннелли — несчастное детство, о котором персонажи вспоминают по ходу сюжета. Разбитые дома, дешевые номера мотеля, где они жили вместе с приемными родителями, детские дома и дух предательства, пронизывающий эту атмосферу. Описание кажется нереальным, поскольку мы привыкли к другому образу Америки, стране состоявшихся людей и благополучных семей. Эта тема невольно развеивает мифы о США как стране, где социально незащищенные слои общества могут иметь обеспеченную и благополучную жизнь. Возможно ситуация намеренно утрируется автором, но Коннелли прав, особенно когда дело касается самых беззащитных членов общества — детей. Волна сообщений в СМИ о гибели детей и других страшных фактах, лишь подтверждают талант Коннелли и его способность предвидеть подобные проблемные области в обществе, где он живет.

Еще одна важная тема для романа Черный лед всплывает в виде татуировки, на которой изображен призрак с нимбом над головой. Татуировка — символ банды, получившей название Святые и грешники. Ставшей реальным воплощением вопроса, который писатель задает себе и читателям. Деление на святых и грешников проходит через весь роман и писатель записывает в одну из воображаемых сторон всех персонажей книги. Эта тема невольно напоминает гротескные сцены из картин Иеронимуса Босха, имя которого не дает нам забыть об этом нюансе. Как здесь не вспомнить об идее карнавала, предложенной Бахтином, в частности гротескные образы должны регулярно появляться в тревожных местах преступлений.

Критики отмечают, что тема святых и грешников прослеживается и в других романах серии. Особенно отчетливо она видна в размышлениях писателя по поводу его героя. Ведь американский писатель фактически вынуждает априори признать Гарри Босха невинным, хотя если задуматься, он мало чем отличается от обычного убийцы. Подобно государственным органам, автор выдает мандат своему герою на право применения насилия по отношению к преступникам.

Но если отвлечься от этических вопросов и вернуться к стилистике, романы Майкла Коннелли возвращают нас к истокам крутого детектива. Гарри Босх в его романах великолепно описан. Его задумчивая фигура, сопротивляемость по отношению к любой власти, неоднозначное отношение к алкоголю, джазу, курению и женщинам, возрождают в 90-х годах атмосферу 30-х. Частный сыщик, неохотно сотрудничающий со стражами правопорядка и безжалостно восстающий против тирании норм, процедур и правил — яркий образец гения Майкла Коннелли.

Блондинка в бетоне

Третий роман Майкла Коннелли о Гарри Босхе (Блондинка в бетоне — The Concrete Blonde, 1994) имеет очень красиво выстроенный сюжет. Роман ограничен временными рамками. Основные события романа разворачиваются в зале суда в течение одной недели. Но волшебное воображение Коннелли переносит читателей разными способами в прошлое главного героя.

Во-первых, писатель рассказывает о деле Кукольника, которое является предметом продолжающегося судебного разбирательства. По признанию автора идею для этого романа он почерпнул из книги описывающей реальное преступление и выводы судебно-медицинских экспертов.

В большинстве романов американского писателя в основе преступлений или серии убийств обычно лежит желание, присутствующее и в жизни обычных людей — жадность, амбиции, зависть — отличие в том, что у Коннелли показано как преступник переходит черту дозволенного, превращая негативную черту в аномальное явление. В романе Блондинка в бетоне Коннолли выводит за рамки сексуальное желание, которое у Кукольника превращается в одержимость, оказавшуюся гибельной для нескольких молодых женщин.

Своего рода переходной фигурой оказывается Рей Мора, детектив из отдела по борьбе с безнравственностью. Но вместо борьбы детектив оказывается сам замешан в пристрастии к детской порнографии.

В книге автор уделяет немало места отношениям Гарри и Сильви, вдовы детектива Лос-анджелесской полиции, замешанном в контрабанде наркотиков, о чем было подробно рассказано в предыдущем романа Черный лед.

В романе появляется еще одна тема, чрезвычайно важная для всего творчества Коннелли. Писатель все больше пытается изобразить своего героя как типичного сыщика из крутого детектива. Несмотря на тот факт, что сюжет тесно связан с судебным процессом и напоминает по жанру юридический триллер или полицейский процессуальный роман, Босх все больше напоминает читателям знаковую фигуру Филиппа Марлоу. Об этой тенденции свидетельствует говорящая фамилия адвокат по гражданским правам — Чандлер, имя и прозвище адвоката не менее говорящие (имя — Хани (Honey) — Мед, а прозвище — Мани (Money) — Деньги). Такое прозвище адвокат получила, поскольку судится с городской администрацией и другими влиятельными структурами, а судебные тяжбы заканчиваются символическим возмещением истцам.

Чандлер очень агрессивная женщина и очень напористый адвокат. Именно она начинает копаться и ворошить прошлое Гарри Босха. Благодаря ей, мы узнаем, что полицейский детектив провел несчастное детство в детском доме и о том что его мать была убита, правда читатели вряд ли согласятся с выводами адвоката, который она делает на основе этих фактов.

В этом романе не только адвокаты подвергаются уничтожающей критике. Судя по ядовитому описанию репортера Бреммера, который превращается в серийного убийцу, между Коннелли и его бывшими коллегами по журналистскому цеху, в котором писатель трудился немало лет, особой любви к ним не наблюдается.

Персонаж Бреммера не просто испорченный журналист. Этот персонаж в некотором смысле двойник самого Босха, альтернативная версия биографии полицейского детектива. Для этого Майкл Коннелли рассказывает о несчастном детстве, семье без средств к существованию, матери, которая становится проституткой, и алкоголизме самого Бреммера. Все это очень напоминает читателям прошлое Гарри Босха. Исследователи отмечают, что Босх и Бреммер — имена голландского происхождения, да и начинаются они с буквы Б.

Большинство рецензентов охарактеризовали роман Блондинка в бетоне как отличное продолжение первых романов, великолепное сочетание закрученного сюжета, напряженного саспенса с элементами юридической драмы. А известная своими комическими детективами Джанет Иванович называла роман одним из самых любимых в серии о Гарри Босхе — классикой детективной серии.

Черный ящик

Писатель, который не перестает удивлять своим постоянным совершенствованием. Каждая новая книга из серии о полицейском детективе Иерониме Босхе, а их уже 18, образец стилистики и плотно-выстроенного сюжета. В отличие от большинства авторов, для которых серия длинной в несколько десятилетий — тяжелое испытание на прочность, Майкл Коннелли с каждой новой книгой только растет и с честью выдерживает испытание временем и славой, а это — признаки гения.

Очередной роман серии (Черный ящик / The Black Box) на фоне общественных беспорядков в Лос-Анджелесе, возникших после оправдания четырех белых полицейских обвиненных в нападении на Родни Кинга. На фоне бушующих страстей Босх занимается расследованием вполне конкретного убийства датской фото-корреспондентки Аннеке Джесперсон (Anneke Jesperson), которая была застрелена в переулке во время одной из бурных ночей. В романе хорошо описана философия расследования, которая представлена в виде метафоры черного ящика. По объяснению полицейский, ключевой момент в расследовании — это момент обнаружения основной улики, называемой черный ящик, является поворотным моментом в понимании дела, ведь именно ключевая улика может раскрыть всю логику дела и увидеть все взаимосвязи.

В романе мы еще раз встречаемся с морально устойчивым и целенаправленным полицейским — Иеронимом Босхом. Писатель создает некий миф о правильном полицейском в чем можно убедиться на фоне яркого описания совершенно разноплановых коллег Босха. Отдельной и значимой темой для более рельефной характеристики персонажа, является сюжетная линия взаимоотношений полицейского со своей дочерью Мэдди, которые несмотря на все возникающие перипетии лишь укрепляются.

Сюжет как мы можем убедиться очень последовательный и логично-выстроенный, но развязка удивит даже бывалых читателей Коннелли. Словом очень приятно продолжать чтение серии, которая лишь хорошеет от романа к роману.

Добавить комментарий