vldmrvch.ru

Преследуемые судьбой

Итак, после Осужденных на успех и Приговоренных к истине — третий роман Ганса Гельмута Кирста из его мюнхенской серии — Преследуемые судьбой (Verfolgt vom Schicksal). Снова шумная баварская столица (на этот раз в огнях фейерверков и ярких красках маскарадных костюмов осеннего карнавала), снова интриги великих мира сего и беспощадная борьба между ними, снова трудная работа криминальной полиции. Герои тоже знакомы читателю по предыдущим книгам: начальник отдела по борьбе с преступлениями против нравственности комиссар Кребс, отставной детектив Келлер с его неизменным другом псом Антоном и другие сотрудники полицейского управления.

Развитие сюжета происходит как бы параллельно, по двум линиям. С одной стороны, типичный детектив: комиссар Кребс и его помощники разыскивают преступника, совершившего уже целую серию нападений на несовершеннолетних девочек. Пересказывать детективную линию книги нет смысла. Упомянем лишь, что в конце концов преступника обнаруживают и задерживают, хотя из-за нажима, оказываемого на Кребса его начальником, виновный попадает в руки полиции слишком поздно, уже после того, как он успел совершить убийство. Но это относится скорее к другой линии повествования, и на ней-то стоит остановиться подробней.

Мюнхен, миллионный город, столица самой большой земли ФРГ, издавна был оплотом политической реакции (вспомним хотя бы пивной путч Каппа, начало восхождения Гитлера и так далее), средоточием сил, стремившихся управлять политическими судьбами всей страны. И сейчас, в этот непростой для Федеративной республики период, слово Мюнхен, как правило, ассоциируется с именем одной из наиболее крупных фигур западногерманской политической оппозиции — Франца Йозефа Штрауса и партией Христианско-социальный союз, его политическим инструментом. Борьба, которую на страницах книги ведут консерваторы (в них без труда угадываются баварские ультра из ХСС) против либералов, беспощадна, в ней пригодны любые средства, и она не прекращается даже в дни веселого осеннего карнавала. Эту борьбу возглавляют, с одной стороны, грубоватый, напористый, претендующий на роль народного трибуна Максимилиан Хольцингер — этот рубаха-парень явно напоминает Штрауса, с другой — либерал Эрвии Мюллер. Цель бесконечных схваток — обеспечить свое влияние в политической жизни города, и в особенности в прессе, на радио и телевидении, в издательствах. Об этом боссы не забывают даже во время шумных праздничных возлияний. В итоге победу над своим более интеллигентным и сохранившим кое-какие черты человечности противником одерживает Хольцингер.

Как и в двух предыдущих романах, Ганс Гельмут Кирст проявляет себя умелым рассказчиком. И в Преследуемых судьбой во всей неприглядности предстает высший свет с его продажностью, беспощадностью к ближнему, позднейшей аморальностью. Как мало в этом мире чистого! — восклицает писатель, всматриваясь в контуры пирующего города, опьяненного сотнями тонн пива и собственным самодовольством. И снова, как и в двух других романах, единственными светлыми образами являются те несколько человек, которые избрали своей профессией борьбу с преступностью: они стремятся очистить от нее общество, которое сами называют больным, прекрасно понимая, что именно это общество порождает, не может не порождать, те явления, с которыми борются комиссар Кребс и его помощники. Поистине порочный круг, и вряд ли героям Ганса Гельмута Кирста суждено из него когда-либо вырваться.

Д. Бенеславский

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе