Американский детектив. 50-60-е годы

Американский детектив. 50-60-е годы

Помимо прямых продолжателей крутой школы 30-40-х годов (Росс Макдональд, Джим Томпсон, Дэвид Гудис) после войны в США возникла так называемая новая крутая школа с гораздо большим упором на секс и насилие. Два ее основных автора:

Мики Спиллейн (Mickey Spillane) — неоспоримый глава послевоенной крутой школы секса и насилия. Его герой — частный сыщик Майк Хаммер, имеющий вместо Деллы Стрит (при гарднеровском Перри Мейсоне) очаровательную секретаршу Вельду, обожающий как следует побить злодея и вообще примерно отомстить за зло. Писал жесткие, изобилующие насилием и кровью романы и повести с захватывающим и быстрым, почти кинематографическим действием, некоторые из них — шедевры жанра. В СССР был под полным запретом как певец индивидуального сопротивления злу насилием.

Бретт Холлидей (Brett Halliday, настоящее имя — Дэйвис Дрессер). Герой его многочисленных романов, действие которых всегда происходит во Флориде, частный сыщик из Майами Майк Шейн. Его романы легки, с быстрым действием, они будут читаться и продаваться очень хорошо, тем более, что их под четыре десятка. Однако в сравнении со Спиллейном Холлидей сильно проигрывает.

В 50-60-е годы в США в жанре детектива выступают (или продолжают выступать) также: Генри Кейн (Henry Kane) — который начав еще в 40-е годы, написал ряд романов о частном нью-йоркском сыщике Питере Чэмберсе, в которых совмещал стиль Дж.Д.Карра и крутой школы. Последующая серия его романов — о бывшем нью-йоркском полицейском, теперь частном сыщике Мак-Грегоре.

Дональд Е. Уэстлейк (Donald E.Westlake) — самый молодой представитель крутой школы, он, впрочем, не ограничивается только ее стилистикой. С одной стороны он пишет детективные романы в стиле крутой школы, с другой — с элементами комедии. Отличный стилист, плодовит и достаточно молод. Пишет также под псевдонимом Ричард Старк (Richard Stark) и Такер Коу (Tucker Сое). Особенно хороши его романы под псевдонимом Р. Старк — о жестоком и методичном гангстере-одиночке Паркере, обычно воюющем против организованных преступных синдикатов — просто за себя. Почти все они (а их около двух десятков!) написаны в 60 — начале 70-х годов. В это же время под псевдонимом Такер Коу написаны и все романы о сыщике Митче Тобине.

Харри Кемелман (Harry Kemelman) — американский писатель, автор серии очень популярных романов о сыщике-раввине Дэвиде Смолле. Каждый роман называется по дню недели: В пятницу рабби спал допоздна, В субботу рабби ничего не ел, В воскресенье рабби оставался дома и т.д. Это занимательные детективы, подробно описывающие жизнь и быт американских евреев и вообще еврейские проблемы.

Хью Пентекост (настоящее имя — Judson Philips). Начал еще в 30-е годы, но его лучшие вещи написаны в 60-80-е. Его герой — сыщик-любитель Пьер Шамбрен.

В это же время выступает также целая плеяда женщин-писательниц:

Патриция Хайсмит (Patricia Highsmith) — известная американская писательница, особенно популярная в Европе. Автор тонких психологических рассказов и романов, из которых более всего известны Незнакомцы в поезде (по которому снял отличный фильм Альфред Хичкок) и серия о Рипли.

Дороти Б.Хьюз (Dorothy B.Hughes) — автор многих добротных детективных романов.

Шарлотта Армстронг (Charlotte Armstrong) начала еще в 40-е годы и написала серию романов, где в роли детектива выступает профессор американской истории Мак-Дугал Дафф.

Аманда Кросс (Amanda Cross) — более молодая писательница, ее частный сыщик — тоже профессор в университете, но это женщина — Кэйт Фэнслер.

Эмма Латен (Emma Lathen) — псевдоним Мэри Дж. Лэтис и Марты Хеннисарт. Их герой — сыщик Джон Патнем Тэчер, вице-президент одного из крупнейших банков Уолл-стрита, ради интересов банка расследующий различные финансовые махинации и связанные с этим убийства. Их книги, исполненные суховатого юмора и изобилующие многими реалиями американской жизни, повествуют о финансах и банковском деле точно так же, как романы Дика Фрэнсиса — о скачках и жокеях. К сожалению, именно это делает отнюдь не второсортные романы достаточно скучными для русского читателя.

Андрей Бессмертный-Анзимиров

Фрагмент эссе О детективной литературе

 

54321
(0 votes. Average 0 of 5)
1 комментарий
  1. В 1956 году Агата Кристи была награждена орденом Британской Империи , а в 1971 году за достижения в области литературы Агата Кристи была удостоена звания
    С наступающими Велики Майскими праздниками! )