vldmrvch.ru

Фирменный знак Дика Фрэнсиса

Дик Фрэнсис – мастер детектива, чьи романы пользуются международной известностью. Недавно Фрэнсис был удостоен высшего отличия Ассоциации авторов детектива — Бриллиантового кинжала.

brand-dick-francis

Фирменный знак Фрэнсиса прежде всего в том, что его герои — жокеи, которым волею обстоятельств приходится отвлечься от любимого занятия, чтобы найти и изобличить преступника. Интрига развивается напряженно и стремительно — словно бега или скачки, которые тоже всегда присутствуют в романах Фрэнсиса. Сам бывший жокей, он неистощим в изобретении новых и новых сюжетов, где действуют жокеи, тренеры, букмекеры, спортивные судьи, владельцы лошадей. У Фрэнсиса есть романы, где все строится вокруг интриг и преступлений в мире конного спорта. Так, С опережением — своеобразная вариация на тему классического Убийства в Восточном экспрессе — рассказывает о драматических событиях в специальном поезде для участников бегов: герой борется со злодеем, который пытается то отравить призовых скакунов, то шантажировать владельцев, то устроить крушение состава. В других произведениях Фрэнсиса (Прямой, Горячие деньги) само преступление не связано с бегами и скачками, бывает и так, что герою приходится распутывать параллельные детективные интриги, одна из которых развертывается на ипподроме или вокруг него. Впрочем, чтобы не испортить удовольствие будущим читателем Фрэнсиса, не стоит говорить о его сюжетах сколько-нибудь подробнее. Лучше перейти к тому, что непосредственно не относится к детективной стороне.

Первое — это герой. Как уже говорилось, Фрэнсис отказался от детектива-профессионала (что, конечно, не ново). Он не стал также создавать серию романов с одним героем (хотя, скажем, Кит Филдинг, до Пули уже появился в другом детективном романе автора). Но в сущности жокеи-детективы Фрэнсиса — это один и тот же персонаж, переходящий из романа в роман: меняется имя, житейские обстоятельства, но не тип. Например, если взять его четырех романа, написанные в 1987—1989 годах, даже возраст героя примерно одинаков — около тридцати лет, а по голосу — повествование везде ведется от первого лица — их просто невозможно отличить друг от друга. Ключевое слово здесь — прямой, как и назван один из романов Фрэнсиса. Можно добавить и другие эпитеты: честный, сильный, упорный, мужественный, справедливый, надежный, цельный… Герой органически неспособен на неспортивное поведение как в спорте, так и в жизни, в отличие от его антагонистов, способных на любую низость по отношению и к людям, и — что в романах Фрэнсиса чрезвычайно важно к лошадям. Герой, конечно, умен, а также обладает чувством юмора, но не интеллектуал и вообще не перегружен книжной образованностью. Его возлюбленная может увлекаться итальянским Ренессансом — ему же достаточно того, что он увлечен ею самой, и любовь не пробудит в нем интереса к столь далеким от него и сложным предметам (Пуля). Зато среди всяческой современной техники герой чувствует себя как рыба в воде. Машины разных марок, телефоны с записывающими и отвечающими устройствами, хитроумные ультрасовременные приспособления в домашнем быту и в бизнесе — все это описывается подробно и любовно (напомним, что описания, как и весь рассказ, даются от имени героя). В общем, в герое Фрэнсиса легко просматриваются традиционные черты сильного мужчины англо-американской приключенческой беллетристики: тут можно вспомнить и Ника Чарльза (Дэшел Хэммет), и Ниро Вулфа (Рекс Стаут), и того же Джеймса Бонда, список нетрудно продолжить. Прямой, мужественный, справедливый и так далее, герой Фрэнсиса в финале всегда побеждает злодея-антагониста, а заодно добивается успеха на ипподроме или любви (или в том и другом).

Если тип героя и принципы построения сюжета у Фрэнсиса восходят к давним классическим образцам, то в выборе и описании среды, где разворачивается действие, он близок к более новому направлению массовой литературы, связанному прежде всего с именем Артура Хейли. Читая детективные истории Фрэнсиса, можно почерпнуть много сведений не только о конном спорте, но и об организации работы современного офиса и о ювелирном деле (Прямой), о поездах и железной дороге (С опережением), о фирмах, торгующих оружием (Пуля), и так далее. Читатели, которых интересует тот или иной производственный процесс, получат от этих описаний дополнительное удовольствие; остальные же могут заметить, что такого рода информация не всегда идет на пользу детективной интриге. Так, в романе С опережением рассказ о том, как поставлено обслуживание пассажиров специального поезда, частенько смахивает на текст рекламной брошюры и становится самодовлеющим.

Мир детективных романов Дика Фрэнсиса визуально можно представить как серию глянцевых фотографий из журнала или из той же рекламной брошюры: кони, жокеи. Парадная толпа ипподрома, уютные и элегантные гостиные и гостиницы, сверкающие лаком машины, суперсовременные или благородно-старомодные офисы… В общем, комфортабельный, добротно и правильно устроенный рукотворный мир, который остается таким, несмотря ни на какие неприятный эпизоды.

Фрэнсис представляет приключенческое направление современного детектива, и какой из его романов предпочесть — дело вкуса читателей. Несомненно, что в любом случае, как говорится, фирма гарантирует качество.

В. Ряполова

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе