Фирменный знак Дика Фрэнсиса

Фирменный знак Дика Фрэнсиса

Дик Фрэнсис – мастер детектива, чьи романы пользуются международной известностью. Недавно Фрэнсис был удостоен высшего отличия Ассоциации авторов детектива — Бриллиантового кинжала.

brand-dick-francis

Фирменный знак Фрэнсиса прежде всего в том, что его герои — жокеи, которым волею обстоятельств приходится отвлечься от любимого занятия, чтобы найти и изобличить преступника. Интрига развивается напряженно и стремительно — словно бега или скачки, которые тоже всегда присутствуют в романах Фрэнсиса. Сам бывший жокей, он неистощим в изобретении новых и новых сюжетов, где действуют жокеи, тренеры, букмекеры, спортивные судьи, владельцы лошадей. У Фрэнсиса есть романы, где все строится вокруг интриг и преступлений в мире конного спорта. Так, С опережением — своеобразная вариация на тему классического Убийства в Восточном экспрессе — рассказывает о драматических событиях в специальном поезде для участников бегов: герой борется со злодеем, который пытается то отравить призовых скакунов, то шантажировать владельцев, то устроить крушение состава. В других произведениях Фрэнсиса (Прямой, Горячие деньги) само преступление не связано с бегами и скачками, бывает и так, что герою приходится распутывать параллельные детективные интриги, одна из которых развертывается на ипподроме или вокруг него. Впрочем, чтобы не испортить удовольствие будущим читателем Фрэнсиса, не стоит говорить о его сюжетах сколько-нибудь подробнее. Лучше перейти к тому, что непосредственно не относится к детективной стороне.

Первое — это герой. Как уже говорилось, Фрэнсис отказался от детектива-профессионала (что, конечно, не ново). Он не стал также создавать серию романов с одним героем (хотя, скажем, Кит Филдинг, до Пули уже появился в другом детективном романе автора). Но в сущности жокеи-детективы Фрэнсиса — это один и тот же персонаж, переходящий из романа в роман: меняется имя, житейские обстоятельства, но не тип. Например, если взять его четырех романа, написанные в 1987—1989 годах, даже возраст героя примерно одинаков — около тридцати лет, а по голосу — повествование везде ведется от первого лица — их просто невозможно отличить друг от друга. Ключевое слово здесь — прямой, как и назван один из романов Фрэнсиса. Можно добавить и другие эпитеты: честный, сильный, упорный, мужественный, справедливый, надежный, цельный… Герой органически неспособен на неспортивное поведение как в спорте, так и в жизни, в отличие от его антагонистов, способных на любую низость по отношению и к людям, и — что в романах Фрэнсиса чрезвычайно важно к лошадям. Герой, конечно, умен, а также обладает чувством юмора, но не интеллектуал и вообще не перегружен книжной образованностью. Его возлюбленная может увлекаться итальянским Ренессансом — ему же достаточно того, что он увлечен ею самой, и любовь не пробудит в нем интереса к столь далеким от него и сложным предметам (Пуля). Зато среди всяческой современной техники герой чувствует себя как рыба в воде. Машины разных марок, телефоны с записывающими и отвечающими устройствами, хитроумные ультрасовременные приспособления в домашнем быту и в бизнесе — все это описывается подробно и любовно (напомним, что описания, как и весь рассказ, даются от имени героя). В общем, в герое Фрэнсиса легко просматриваются традиционные черты сильного мужчины англо-американской приключенческой беллетристики: тут можно вспомнить и Ника Чарльза (Дэшел Хэммет), и Ниро Вулфа (Рекс Стаут), и того же Джеймса Бонда, список нетрудно продолжить. Прямой, мужественный, справедливый и так далее, герой Фрэнсиса в финале всегда побеждает злодея-антагониста, а заодно добивается успеха на ипподроме или любви (или в том и другом).

Если тип героя и принципы построения сюжета у Фрэнсиса восходят к давним классическим образцам, то в выборе и описании среды, где разворачивается действие, он близок к более новому направлению массовой литературы, связанному прежде всего с именем Артура Хейли. Читая детективные истории Фрэнсиса, можно почерпнуть много сведений не только о конном спорте, но и об организации работы современного офиса и о ювелирном деле (Прямой), о поездах и железной дороге (С опережением), о фирмах, торгующих оружием (Пуля), и так далее. Читатели, которых интересует тот или иной производственный процесс, получат от этих описаний дополнительное удовольствие; остальные же могут заметить, что такого рода информация не всегда идет на пользу детективной интриге. Так, в романе С опережением рассказ о том, как поставлено обслуживание пассажиров специального поезда, частенько смахивает на текст рекламной брошюры и становится самодовлеющим.

Мир детективных романов Дика Фрэнсиса визуально можно представить как серию глянцевых фотографий из журнала или из той же рекламной брошюры: кони, жокеи. Парадная толпа ипподрома, уютные и элегантные гостиные и гостиницы, сверкающие лаком машины, суперсовременные или благородно-старомодные офисы… В общем, комфортабельный, добротно и правильно устроенный рукотворный мир, который остается таким, несмотря ни на какие неприятный эпизоды.

Фрэнсис представляет приключенческое направление современного детектива, и какой из его романов предпочесть — дело вкуса читателей. Несомненно, что в любом случае, как говорится, фирма гарантирует качество.

В. Ряполова

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий