vldmrvch.ru

Уилки Коллинз и его романы

Рассказывают, что однажды, летом 1854 года, молодой Уилки Коллинз, к тому времени уже написавший несколько романов, трагедий, комедий и эпических поэм, с братом и одним из друзей возвращался домой с вечеринки. Они шли по одной из улиц лондонского пригорода. Была лунная ночь. Вдруг с виллы, мимо которой они проходили, донесся пронзительный женский крик. Друзья остановились в недоумении. С шумом растворилась железная калитка, и из нее выбежала молодая, очень красивая женщина в белом одеянии, светившемся в лунном свете. Она, казалось, не бежала, а плыла по воздуху. Поравнявшись с молодыми людьми, женщина на мгновение остановилась. На ее лице было выражение мольбы и ужаса. Затем, не промолвив ни слова, таинственная незнакомка побежала дальше и скрылась из вида.

Wilkie-Collins-and-his-novels

— Какая великолепная женщина! — воскликнул друг Коллинза.

— Я должен разузнать, кто она и что с ней, — сказал Уилки и рванулся за женщиной…

Это необычное происшествие стало определяющим в жизни писателя: началась его тесная связь с Каролиной Грейвз — женщиной в белом.

Неподалеку от дома Коллинзов жила еще одна странная женщина. Она имела обыкновение одевать вечером белое платье и бегать по улицам, наводя ужас на ребятишек. Уилки (он любил, когда его называли именно так) после встречи с Каролиной окончательно решил: он напишет роман, в котором поведает свету о судьбе этих двух женщин.

Рассказывают также, что однажды Коллинз присутствовал на разбирательстве одного запутанного дела в суде. Его внимание привлекла сама процедура судебного расследования: один за другим вызывались свидетели, давали показания — и постепенно картина происшедшего становилась все ясней и ясней.

Меня осенило, — говорил Коллинз позднее, — что последовательность событий можно таким же способом изложить в романе. Надо, чтобы действующие лица сами участвовали в раскрытии интриг. Такой прием, несомненно, позволит заинтересовать читателя, как это происходит на судебных разбирательствах, когда выслушиваются показания, разные по форме и по содержанию, но в целом постепенно подводящие к выяснению истины. Чем больше я думал об этом, тем больше убеждался, что этот способ может привести к успеху. К концу процесса я уже твердо решил попробовать1.

Шел предположительно 1856 год. Именно тогда Уилки Коллинзу удалось окончательно выработать свой метод построения романов. Позднее, в письме одной из читательниц он таким образом сформулировал этот метод:

Как я пишу романы? А вот как:

1. Продумываю и формулирую основную идею.

2. Определяю круг действующих лиц.

3. Продумываю, как эти действующие лица будут раскрывать последовательность событий.

4. Начинаю писать, всегда с начала. Больше нет никаких секретов.

К этому времени Уилки Коллинз был уже своим в кругу Чарльза Диккенса, который начал выпускать новый журнал — Круглый год (All The Year Round). В его первых номерах начал публиковаться роман Диккенса История двух городов. Журнал пользовался популярностью. Но скоро роман закончится. Сохранить популярность журнала Чарльз Диккенс рассчитывал с помощью Коллинза.

А Коллинз уже писал новый роман, решив полностью построить его в соответствии с выработанным методом. Вот только с названием романа была задержка — ничего путного не приходило в голову. А тут еще Диккенс подгонял пришло время давать в журнале объявление о романе.

В августе 1859 года Уилки Коллинз, его подруга Каролина Грейвз и брат Чарли были на отдыхе. Как-то вечером уставший от работы над романом Уилки лежал на берегу моря. Глядя на маяк, он мысленно стал говорить ему: Ты чопорен и неуклюж. Ты такой же непробиваемый и непредсказуемый, как и моя белая женщина… Белая женщина!.. Женщина в белом!.. Вот и название! Ей-богу!

Женщина в белом начала публиковаться в журнале Чарльза Диккенса Круглый год в ноябре 1859 года. Роман принес автору огромный успех. Чтобы купить журнал Круглый год с романом Коллинза, читателям приходилось выстаивать длинные очереди. Тираж журнала достиг беспрецедентной по тем временам цифры — 35 тысяч экземпляров.

Роман тут же стали переводить на иностранные языки. Во Франции он выдержал семь изданий, вышедших одно за другим без перерыва. Три романа из ранее вышедших у Коллинза тоже были переведены на французский язык. Американский издатель Коллинза Harper, несмотря на многочисленные бесконтрактные издания, выпускал книгу на протяжении последующих семидесяти лет. Имеются свидетельства, что У. Теккерей, начав читать роман, не мог оторваться от него до тех пор, пока не прочитал его до конца. Известный английский литератор Э. Фицджеральд назвал свою яхту Мериан Голкомб — по имени одной из героинь романа — и перечитывал книгу много раз. Женщиной в белом стали называть духи, вальсы, дамские плащи, шляпки. Появились авторы, написавшие книги Женщина в красном и Женщина в розовом. Романом зачитывались все — от людей высшего света до простых официантов, привратников и мальчиков-посыльных, читавших иногда прямо на ходу.

Женщина в белом — наиболее значительное и типичное произведение Уилки Коллинза. Автор поднимает в романе проблему незаконнорожденности. Многое из описанного в романе писателю довелось пережить лично. Сам он любил роман настолько, что впоследствии в завещании велел высечь на могильном камне слова: Уильям Уилки Коллинз, автор Женщины в белом и других произведений. С появлением Женщины в белом звезда Коллинза засияла ярко и не угасала почти до самой его смерти.

Долгий и тернистый путь вел Уилки Коллинза к успеху и заслуженной славе.

Родился он в 1824 году в семье известного пейзажиста Уильяма Коллинза, выходца из среднего сословия. От своего отца — художника-реставратора — Уильям Коллинз особого наследства не получил, и ему пришлось самому бороться за достойное положение в обществе. Упорный труд, а также умение угождать людям высшего класса помогли ему достичь заветной цели: он был принят в действительные члены Королевской академии, а это давало неплохие средства для содержания семьи.

Тем не менее, разительный контраст между домашней обстановкой и баснословной роскошью поместий вельмож, которые часто посещал отец и охотно и подробно описывал в письмах жене, — а впоследствии и сыновьям (у Коллинзов было двое мальчиков) — оставил самый глубокий след в детской душе Уилки.

Отец был глубоко верующим человеком, считал, что все его благополучие, успех в жизни — от Бога, и поэтому всячески пытался воспитать своих мальчиков в духе трепетной религиозности. Однако с Уилки — не в пример его брату — это не получилось. Он оказался упрямым мальчишкой, наставлениям отца не внимал, шалил в церкви — к невообразимому ужасу окружающих — и так и не стал благочестивым христианином. Наоборот, в своих романах он часто выставлял представителей духовенства в смешном виде.

Когда отец бывал дома — это было нечасто, — к нему приходили в гости известные художники, другие представители интеллигенции. Беседы по вопросам философии искусства, основополагающим принципам морали были другим ранним впечатлением, сказавшимся на формировании взглядов будущего писателя.

И еще одно сильное впечатление уже юноши Уилки. Чтобы общаться с высокими патронами и не ударить при этом лицом в грязь, отцу Коллинза надо было время от времени устраивать достойные приемы. Приемам предшествовали периоды строжайшей экономии, когда надо было довольствоваться второсортными салатами, устрицами с запашком и дешевыми сладостями на десерт, как писал впоследствии Уилки. Поэтому приемы на дому, которые по пышности своей на самом деле не соответствовали материальному положению семьи, никогда не радовали Уилки — бывая на приемах у вельмож, он имел возможность наблюдать настоящую роскошь.

Боязнь такой же участи привила Уилки черту, удивлявшую знакомых и друзей — чрезмерную бережливость и даже скупость.

Примерно в 9 лет Уилки послали в школу-интернат. Прощаясь с сыном у калитки школы, отец сказал: Здесь ты заведешь аристократические знакомства, которые будут полезны тебе на протяжении всей жизни. Нелегкой была жизнь Уилки в интернате. Часто возникали конфликты с учителями, кончавшиеся порками. С аристократическими знакомствами тоже не получилось. Как я мог общаться по-настоящему с другими мальчиками, — писал Коллинз, — если отец не давал достаточно денег? Спасало то, что Уилки обнаружил в себе дар увлекательно рассказывать разные истории. Старшие мальчики заставляли его рассказывать на ночь и за это опекали его, защищали от драчунов. Иногда они расплачивались с ним конфетами. Уилки впервые начал понимать отца с его философией — искусство должно давать деньги.

Года через два Уилки приспособился, стал даже преуспевать в школе и получать похвалы от учителей, но атмосфера в интернате тяготила его. Выручила поездка отца в Италию, куда он взял с собой всю семью. Около двух лет пробыл Уилки с отцом в Италии. Это были светлые годы в жизни писателя. Уилки всю жизнь вспоминал об Италии как об очаровательной стране. Он много общался там с отцом, получил много знаний и впечатлений. Немало итальянских мотивов присутствуют в его произведениях, в том числе и в Женщине в белом.

Отец часто брал его с собой на этюды, разговаривал с ним, обсуждал с ним свои идеи. Отсюда — очаровательные пейзажные зарисовки в романах Уилки.

Задумываясь о будущем сыновей, отец пытался приобщить их к рисованию. Но по стопам отца пошел только Чарли, а душой Уилки завладела мечта стать писателем.

В 17 лет он начал пробовать писать. Но это были еще только поделки в духе трагедий, комедий, эпических поэм.

Не обнаружив у сына особых успехов и прилежания в рисовании, отец, всерьез обеспокоенный, начал предпринимать усилия по его устройству. Одержимый идеей аристократических знакомств, он вознамерился было устроить Уилки в Оксфордский университет. Но эта перспектива не увлекла молодого человека. Ему не понравилась атмосфера в университете — нечто похожее было в интернате: над успевающим студентом — из бедных — издевались, а перед неуспевающим бездельником — из аристократов — все лебезили и преклонялись. Уилки отказался поступать в университет. Отец, конечно, не прислушался бы к нему. Но за учебу сына в университете надо было выложить 200 фунтов стерлингов в год, а таких денег у отца не было.

Помог один из его знакомых — владелец чаеторговой фирмы Антробус и компания. Уилки стал клерком в этой фирме, но особого прилежания не проявил. На службе занимался больше тем, что писал то трагедию, то комедию, то эпическую поэму. Главным побудительным мотивом при этом было — заработать много денег, почувствовать себя ни от кого не зависимым. Немаловажными были и тщеславные соображения — очень хотелось увидеть свое имя в журнале или на титульном листе книги. Но никто не хотел печатать его произведения.

Уилки оставил работу в компании. Решил заняться только литературой. Много бегал по редакциям, но безуспешно. Только в 19 лет ему удалось напечатать очерк.

Опубликование очерка вдохновило Уилки. Теперь он все вечера просиживал за столом, писал. На материале книг из библиотеки отца он написал роман о дикарях. Редакторы отвергли роман.

Огорченный, но не упавший духом, Уилки засел за новый роман. На этот раз это был исторический роман Антонина, или падение Рима. Но опубликовать роман удалось только в 1850 году.

Отец Уилки стал со вниманием и уважением относиться к литературным упражнениям сына. Он все подбивал его написать какую-нибудь вещь, которую можно было бы продать. Перед своей смертью отец предложил сыну написать его биографию. Сын согласился и засел за работу. А ее было очень много! Надо было собрать и обработать архивный материал, изучить и упорядочить переписку отца, осмыслить его философию, изучить творчество.

В 1848 году, уже после смерти отца — он умер в 1847 году — Уилки Коллинз опубликовал, наконец, первую свою объемную книгу Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза. Книга была благосклонно воспринята критикой. Это окрылило Уилки Коллинза.

По примеру отца Уилки работал очень упорно. Для сбора материала он, бывало, целыми днями ездил в омнибусе по улицам Лондона. Чтобы научиться профессионально строить, излагать и распутывать детективные истории — он почувствовал в себе склонность к созданию произведений такого жанра — Уилки пошел учеником в лондонскую юридическую корпорацию Линкольн-Инн. Завел знакомство с полицейским, который много рассказывал о преступлениях и их раскрытии. Кстати, именно он посоветовал Уилки побольше присматриваться к семейным интригам.

По вечерам Уилки работал над романами. В год окончания Линкольн-Инн (1851) он показал очередной свой роман Чарльзу Диккенсу. С этого времени начинается дружба и сотрудничество этих двух крупнейших мастеров слова. Кроме романов, оба они писали и для театра, который очень любили. В организованной Диккенсом труппе Коллинз был какое-то время одним из ведущих актеров. Вместе они много путешествовали, много гуляли по лондонским улицам, часто писали друг другу письма. Они даже соавторствовали. После одного из путешествий они написали рассказ Праздное путешествие двух ленивых подмастерьев. Кроме этого, они вдвоем создали еще несколько небольших произведений — Нет выхода, Доктор Дулькамара, член парламента и другие. Коллинз работал редактором в издаваемом Диккенсом журнале. Чарльз Диккенс отредактировал наиболее значительные романы Коллинза.

До Женщины в белом Коллинз опубликовал несколько произведений, в том числе романы Тайна, Тайный брак, повесть Желтая маска. Это — произведения раннего Коллинза. В них его талант еще не раскрылся до конца, но дар рассказчика и мастера интриги обнаруживается уже в полную силу. Тема романа Тайный брак, как и многих других, — неравнородный брак, считавшийся вопиющим нарушением установленных в прежние времена и тщательно соблюдаемых аристократами нравственных норм. Молодой аристократ вынужден скрывать свою любовь к представительнице среднего сословия — дочери лавочника — и подвергается за свои чувства бесчисленным испытаниям. Автор сочувствует своему герою и обнаруживает себя как тонкий, трепетный психолог в характеристике переживаний героя, его взаимоотношений с родными.

В романе Тайна раскрывается интрига вокруг обманного удочерения аристократкой ребенка своей служанки и с большим талантом описываются связанные с этим чувства настоящей матери и ее дочери.

Главной темой повести Желтая маска являются козни религиозного фанатика, готового во имя своего христианского долга надругаться над жизнью и счастьем даже своего брата и племянницы.

Наиболее значимыми романами зрелого периода, кроме Женщины в белом, о котором сказано выше, являются Лунный камень и Армадэль.

Уилки Коллинз по праву считается одним из зачинателей детективного направления в литературе. Роман Лунный камень наиболее близок к этому жанру. Коротко о нем.

Роман написан в строгом соответствии с выработанным Уилки Коллинзом методом. Тайна Лунного камня, попавшего из буддийского храма в английский банк, а затем снова вернувшегося в святилище Лунного бога, раскрывается через рассказы персонажей романа. Коллинз искусно запутывает читателя. Внушив ему посредством гипотез и предположений надежду разгадать тайну лунного камня, он тут же резким поворотом сюжета разрушает ее и вновь создает атмосферу непроницаемой тайны. Три индусских факира с их непривычным обликом, заклинаниями, культом Лунного бога, создают атмосферу экзотики, усиливают таинственность. Среди персонажей романа есть и профессиональный сыщик Кафф. Но и он, мастер своего дела, со своими тонко построенными теориями, часто оказывается несостоятельным. Только в конце романа выясняется, что лунным камнем завладел из корыстных побуждений ханжа и лицемер Годфри Эбльуайт. В его лице Коллинз разоблачает эгоизм, алчность, корыстолюбие.

В этом романе Коллинз объединяет детективную линию с линией семейно-бытовой. Герои романа рассказывают не только о событиях, связанных с лунным камнем, но и о самих себе, о своих привычках, излагают свои взгляды на жизнь, обнаруживают свои характеры.

Критики признавали Уилки Коллинза выдающимся мастером остросюжетного повествования, но отмечали невысокое мастерство в выведении характеров. Возможно, они правы. Но правдой является и то, что Коллинз был в свое время необычайно популярен и любим читателями, представителями всех социальных слоев и возрастов.

Его творческий метод тоже был объектом нападок консервативной критики. Однако этот метод сработал, и превосходно сработал. Начав читать Женщину в белом, Лунный камень, Армадэль и другие романы Коллинза, читатель с трудом откладывает книгу. Многие говорили, что романы Уилки Коллинза необходимо прочитывать в один присест, ибо по мере чтения интерес читателя только возрастает. Каждое действующее лицо, как и предполагал Коллинз, подобно свидетелям, истцам и обвиняемым в суде, вносит свой вклад в распутывание задуманной писателем интриги, но суть ее раскрывается только в конце книги, обязательно счастливом. Автор держит читателя в постоянном напряжении, и читатель, как ни странно, только благодарен ему за это. После прочтения книги очень часто оказывается, что тема ее, сюжет, собственно, примитивны. Начинаешь тогда удивляться: что же заставляло читать ее с таким интересом?

Исключительная изобретательность в конструировании интриги, виртуозность и последовательность в распутывании ее, глубокий психологизм в описании взаимоотношений и переживаний действующих лиц, экспрессивность диалогов и проникновенность монологов, добродушный юмор и едкая сатира по отношению к ханжам и лицемерам, превосходные пейзажные зарисовки, мастерские описания погодных стихий и нередкое включение их в канву событий, способствующих развязке интриги, — вот средства, с помощью которых Коллинз увлекает читателя и заставляет следить за приключениями своих героев с неослабеваемым интересом и благодарностью.

Но интрига для Уилки не главное. Она — ловушка для вовлечения читателя и неотъемлемая часть той сферы человеческой жизни, из которой автор заимствовал темы и сюжеты большинства своих произведений. Это — семья и отношения в семье, которые, по мнению знакомого полицейского, на каждом шагу сопряжены с психологическими коллизиями, детективными ситуациями и интригами.

Кроме занимательности детективного характера, произведения Уилки Коллинза отличает романтизм, местами в них присутствуют гротеск и мистика. И все они мелодраматичны. А мелодрама, как отмечал англо-американский поэт и критик Т. Элиот, — вечная сущность. Потребность в мелодраме, писал он, тоже вечна и должна быть удовлетворена. Коллинз в своих романах удовлетворяет эту страсть и потребность. В этом еще одна причина его популярности.

В советское время у нас публиковались только три произведения Уилки КоллинзаЖенщина в белом, Лунный камень и Желтая маска. А между тем в России во второй половине XIX века его оперативно переводили и издавали на русском языке. И эти издания пользовались большой популярностью. Переводы прелестны, и очень жаль, что они до сих пор не переиздавались.

Уилки Коллинз умер в 1889 году. За 48 лет писательского труда он создал более 30 объемных романов и пьес.

 

  1. Здесь и ниже цитируется по книге — Davis, Nuel Pharr, The he Life of Wilkie Collins, Urbana, 1956.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе